Одна из величайших бед современного мира – смешение понятий. Хаос в сознании выгоден силам тьмы: когда нет твердых нравственных ориентиров, когда ни в душе, ни в уме нет порядка и умения различать добро и зло, человеком легко овладеть, а его волю сделать податливой и управляемой. Секты и лжеучения, восточная мистика и астрология, магия, кодирование, гипноз, а также широкомасштабный разврат, в который вовлечено все наше общество от мала до велика, преследуют ту же цель – ослабить и расшатать внутреннюю структуру личности, уравнять между собою правду и неправду, веру в Бога и поклонение сатане.
В этих условиях вспоминается изречение: “Свет миру – иноки”. Именно на них то и дело обращается взгляд мира, изнемогающего от неправды, но не умеющего отличить истину от лжи. Поэтому столько монахов убито за последние годы: истинно монашеское житие – обличение всякой тьмы, и силам тьмы это непереносимо.
Тем более страшно, когда в среде монашества обнаруживается тот же хаос понятий, то же неразличение добра и зла, которые господствуют вокруг, вовне, за церковными стенами. Именно об этом свидетельствуют художественные произведения И. Экономцева (игумена Иоанна Экономцева, заведующего отделом катехизации Московской Патриархии), которые верующего человека повергнут в недоумение и скорбь, а неверующего заставят подумать: и они – как мы. Говоря о беллетристике И. Экономцева, мы имеем в виду продающиеся сегодня даже и в отделе катехизации издания – “мистический роман” “Тайна восьмого дня” (издательско-полиграфическое объединение “Кострома” 1993) и роман “Записки провинциального священника” (фирма “Вернал”, М., 1993).
В этих текстах есть, увы, многое, слишком многое из того, чем совращает современного читателя сегодняшняя пресса и беллетристика: понятия восточной мистики с их “лотосами” и “чакрами” и термины астрологической практики, подробные описания бесовского шабаша и черной мессы, интимные сцены и фантастически закрученный сюжет. Православная идея тут, правда, тоже имеется – и Имя Божие поминается, и Фаворский свет героя озаряет, и иконы по ходу повествования являют чудеса. Но не может быть добрососедства и равенства между идеями столь различными, не могут они мирно врастать друг в друга. Тут ведь не просто православная тематика “украшается” ложно-мистическими аксессуарами, – тут другое: именно такова вера автора, православная вера для него напоена ядом лжеучений, и он не различает света от тьмы (недаром ведь о душах, идущих в Рай, на страницах одного из сочинений говорится: “Шамбала ждет вас”, а извещение о конце света приходит оккультным образом по астрологическим каналам – от неких “операторов Альфы”). Средоточием кощунственного смешения истины и лжи является финал пухлого романа. Для наглядности того, о чем мы говорим, придется прибегнуть к длинному цитированию.
“Все звезды пульсируют. Идет вселенская Литургия. Ее возглавляет Вседержитель. Береги свой “лотос”. Ежедневно очищай себя через растительную пищу. Источник спасения второго порядка – храмы. Идеальным энергетическим проводником и средством энергетического очищения является купол с крестом. Храмы являют возможность наиболее эффективного средства откачки загрязненных энергий и подпитки людей и окружающей среды чистыми энергиями космоса.
Опасность представляют ложные храмы и ложные обряды, которые поглощают энергии прихожан и священнослужителей, превращаясь в источники питания биопояса.
Срок настал. Ты должен быть в Шамбале. Это место называется Андреева Пустынь. Марина пойдет с тобой. Ее лотоносная чакра непоправимо поражена.
Космос приветствует прибытие в Андрееву пустынь иерея Бориса.
Сегодня ночью тебе было открыто многое. Ты убедился в возможности прямого контакта с небесными светилами.
Через три часа будет совершена коррекция орбиты Земли. Это начало Армагеддона. В этих условиях сугубая ответственность ложится на Церковь Христову и всех тех, кто славит Христа под другим именем.
Сообщи Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию о том, что близок срок прихода на землю Вседержителя”.
Конец этой безумной цитаты.
Скорбь и недоумение возрастают до предела, когда узнаешь в каком самообольщении, по-видимому, создавались эти произведения, как темны источники писательского вдохновения И. Экономцева. В интервью одной из газет он признавался, что создает свои романы… “в Духе Святом”. Откуда берется такая уверенность, что она означает и о чем свидетельствует – ясно каждому сколько-нибудь духовно чуткому человеку. Это – состояние прелести. Но как разобраться в этом массам колеблющихся, которые не ведают, где правда, и не могут сделать решающий шаг в сторону Церкви? Как этим обделенным людям научиться вере, если взамен катехизации им предлагают “мистические романы?” Думается, что тут нет места никаким умолчаниям, столь больные вопросы должны быть выяснены, и автору – священнику и монаху – следовало бы покончить с двусмысленностями и разъяснить, каким образом для него уравниваются и соединяются православная вера и темный мистический опыт. Личные грехи каждого из нас пусть судит Бог, но от пастыря люди смятенные и потерянные вправе ждать и требовать именно пастырства, а не соблазна.
Путь в Церковь слишком многих привел из бездны греха. Слишком многие расстались с лжеучениями, волхвованием, развратом и детоубийством – и только после этого скорбного опыта перешагнули церковный порог. Но мы знаем твердо: то, что совращало в мире, должно остаться за стенами храма. И не служителю алтаря, и уж, разумеется, не тому, кто возглавляет отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и Православный Богословский Университет, подталкивать людей “во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов”.
“Антихрист в Москве” Октябрь 1995 г.
2 Responses
А. М. Любомудров. Святитель Игнатий и проблема творчества // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 4. М., 2002. С. 514.
Там же. С. 519-520.