Темы романа «Игра в бисер»

Некоторые темы, раскрываемые или только обозначенные в романе, представляют для нас особенный интерес.

Я утверждаю, что роман «Игра в бисер» – это своего рода «деяние», последовательность действий. И в то же время, как мы говорили, «Игра в бисер» является интеллектуалистским произведением. В нем обсуждаются важные и высоко абстрактные темы. Если мы соединим обе эти стороны, то получим вывод, ради которого только и стоило начинать разбор романа в рубрике искусство чтения. То, что в романе названо «игрой», на самом деле есть просто чтение, и в том числе чтение данного романа.

Темы в романе выступают как станции, как последовательно решаемые проблемы, которые участники «игры в бисер» должны разрешать, возводя к универсальному. Каждая станция проливает свет на ту или иную сторону универсального, неизменного, как в серии гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи» у Хокусая, где каждая открывает новый вид на Фудзияму.

Темы романа «Игра в бисер»
Хокусай. Мост Нихонбаси в Эдо.

Некоторые темы, раскрываемые или только обозначенные в романе, представляют для нас особенный интерес. Перечислим их:

  • Власть в далеком прошлом и будущем.
  • Безвластие в современности.
  • Закон личности – власть личности.
  • История – смысл истории.
  • Культура
  • Варварство
  • Классицизм
  • Биография – как жанр, культурное явление и как жизнь описанная, обдуманная.
  • Превосхождение – трансценденция в личности и культуре.

Легко заметить, что темы у Гессе расположены контрапунктом, как бы на разных склонах горы: Власть – Безвластие, Историчность – Неисторичность, Культура – Варварство, Классицизм – Романтизм, История – Биография – Миф. Подниматься к выводу можно любым путем: признавая власть или отрицая безвластие.

Тема власти и безвластия

Начнем с темы власти, как наиболее важной. Она, если так можно выразиться, подпирает собой все остальные размышления, которые встречаются в романе.

Отчего в романе так настойчиво звучит тема власти и так подробно анализируется? Оттого, что всякая власть от Бога, за любой истинной властью стоит авторитет истины, действительности, первой реальности. И частью этой действительности являются государство, власть начальников, образцовых авторов, школьных учителей.

Основная проблема Касталии – это проблема не просто культуры и ее судеб в древности и современности. Это именно проблема власти культуры в современном обществе, а конкретно: личной власти интеллектуала. Поэтому мы выше сказали, что «Игра в бисер» не только роман воспитания, но и роман политический.

Мы уже цитировали важный для нас фрагмент введения романа и приведем его еще раз в несколько другом виде. Итак:

В развитии духовной жизни Европы было с конца средневековья, кажется, две важные тенденции: освобождение мысли и веры от какого-либо авторитарного влияния, то есть борьба разума, чувствующего свою суверенность и зрелость, против господства Римской церкви, и – с другой стороны – тайные, но страстные поиски узаконения этой его свободы, поиски нового авторитета, вытекающего из него самого и ему адекватного. Обобщая, можно, пожалуй, сказать, что в целом эту часто удивительно противоречивую борьбу за две в принципе противоположные цели дух выиграл.

Борьба за свободу личности увенчалась победой, но, как проницательно отмечает Гессе, сделала безвластной и саму личность, а не только побежденные ею Церковь и государство:

Бои за «свободу» духа свершились и как раз в эту позднюю, фельетонную эпоху привели к тому, что дух действительно обрел неслыханную и невыносимую уже для него самого свободу, преодолев церковную опеку полностью, а государственную частично, но все еще не найдя настоящего закона, сформулированного и чтимого им самим, настоящего нового авторитета и законопорядка.

Безвластие

Действительно, к XX веку борьба за власть приводит к тому, что все становятся безвластными. Революция (как и реформа) приводит не к разделению властей, а к полному безвластию всех автономных инстанций: государства, Церкви, культуры, науки, политики, экономической сферы. Практическая выгода еще связывает государство воедино, но отдельный человек в нем – ничто. Да и сама польза двусмысленна: то, что сегодня полезно, завтра будет объявлено бесполезным или вредным.

Приобретя власть незаконно, ты ее теряешь. Поэтому бывшие борцы и победители – интеллигенты – ведут в новом мире лишь призрачное существование. Они так хотели свободы, что оказались без какой-либо власти. Интеллигентам нечего делать на земле, потому что они уже не имеют власти связать между собой мысль и дело, что и является главной проблемой романа, как мы предположили.

Безвластие все же не аннигилирует мироздание. Порядка больше нет, но человек продолжает существовать. Вот эту ситуацию, общую для всех нас, и анализирует Герман Гессе.

Интеллигент освободился, но «не нашел настоящего закона, сформулированного и чтимого им самим, настоящего нового авторитета и законопорядка». Значит, здесь и нужно искать выход.

Прежде всего Гессе восстанавливает внешнюю иерархию. Его Касталия иерархична и аристократична. Она объединяет интеллектуальную элиту своего времени, тщательно отбирает людей и расставляет их по степеням и занятиям.

Конечно, Гессе понимает, что проблема все еще не решена, духовная власть не восстановлена.

Кнехт находит для себя ответ в Орденском уставе, который сообщает: «Если высокая инстанция призывает тебя на какую-нибудь должность, знай: каждая ступень вверх по лестнице должностей – это шаг не к свободе, а к связанности. Чем выше должность, тем глубже связанность. Чем больше могущество должности, тем строже служба».

Выглядит вполне разумно: чтобы соединить деяние и разум, нужна власть. Если у нас лично власти нет (ее сегодня нет ни у кого), найдем ее через подчинение.

Закон личности

Установив, что корень проблемы состоит в безвластии современного мира, Гессе подвергает безвластие интеллигентов дальнейшему анализу. Комментируя роман, Э. Р. Курциус отмечал, что освобождение от власти означает, по Гессе, не анархию, а поиск власти, происходящей из внутреннего закона личности.1 Действительно, Гессе отказывается совершать ту характерную для либерального мышления подмену, когда внутренний закон означает свободу от всякого закона.

Касталия – сообщество людей, нашедших свой внутренний закон, единый для всех здоровых характеров, и следующих этому закону. Примером следования внутреннему закону должна быть биография (по нашему предположению, автобиография) Кнехта. Магистр игры идет по жизни, как ему предназначено. В каждом качестве он соответствует положению и руководствуется в этом своим внутренним правилом. Кнехт: ученик, студент, член Ордена, Магистр, – исполняет всё, что должно, и так, как должно. Он заявляет об этом перед самым уходом из Касталии:

Работа идет, канцелярия и архив в порядке, магистр Игры явно не болен и не своевольничает. Именно этому уставу, с которым вы меня когда-то так умело познакомили, я и обязан тем, что выдержал, не потерял ни сил, ни спокойствия.

Проблема поставлена Гессе и довольно точно сформулирована. Власть неотделима от подчинения, приходит к выводу Гессе. Найти один и тот же закон внутри и вне себя, и ему подчиниться, – так звучит рецепт от безвластия, который предлагает Касталия современному человеку.

Значит ли это, что Гессе нашел-таки решение вековой проблемы? Повествование не позволяет сделать такой вывод.

Самооткровение личности

Если бы было так, то власть перешла бы к личности давным-давно. Ведь к этому все было подготовлено к началу XVIII века, в том числе благодаря совершившемуся самооткровению личности, о котором мы говорили еще в предисловии.

Самооткровение личности сопровождалось мощным извержением гностической энергии, псевдотворческой по своему существу, которое приводит личность не к суверенности, а к суете «фельетонной эпохи», которая тотчас же и наступила. Проникнув в Христианство, самооткровение личности сделало его ареной страстей, борьбы за власть. Не оправдалась и надежда Гессе на восточные методы пробуждения: на Индию, Китай и японский дзен. В эпоху безвластия Восток более чем когда-либо нуждается в помощи, которую новая Европа оказать не в состоянии.

Вот, на мой взгляд, к чему приходит Гессе в своем анализе: личность в Новое время тоже не причастна власти. Довольно жалкий финал Кнехта показывает это с полной ясностью.

Итак, эстетическая утопия Касталии не просто подвергнута критике у Гессе, а прямо подрублена под корень. Культурные, самоограничительные устремления Касталии – это неплохо, и даже очень хорошо. Однако вся эта идиллия безвластно следует за ходом истории, как признает и Кнехт.

Роман Вершилло

  1. Curtius E. R. Hermann Hesse. // Hermann Hesse / H. Bloom. Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2002. P. 17. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

При столкновении высокого и низкого высокое разрушается

23 февраля в Московской духовной академии состоялась презентация и обсуждение книги доктора филологических наук, профессора Российского университета дружбы народов Ольги Валентиновой «”Житие протопопа Аввакума”: история русского средневекового литературного языка сквозь

Письмо сто шестнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Что есть, быть готовым за имя Христово? Ответ: когда по правилу слова Христова живем, когда миру не сообразуемся, когда не сообщаемся злым злых людей делам,

О Достоевском

Своим, по временам, подлинно “жестоким” пером Достоевский, как острым резцом, прошел по мягкому русскому сердцу, и, потрясши его до основания, вывел его из духовного равновесия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.