(1866-1940) – идеолог модернизма, религиозно-общественный деятель, публицист.
Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода.
Один из организаторов и главных ораторов Религиозно-философских собраний 1901-1903 гг., в ходе которых обнаружилось модернистское “подполье” в Русской Православной Церкви. Входил в совет учредителей Собраний в качестве казначея. Член редакции модернистско-символистского журнала “Новый путь”, наряду с П.П. Перцовым, Д.С. Мережковским и В.В. Розановым. Член Петербургского религиозно-философского общества в 1907 – 1917 гг. Член Братства Святой Софии.
Пропагандист теории развития догматов. Был убежденным сторонником хилиазма, многие годы изучал и безуспешно пытался толковать Апокалипсис, выступал с чтением отдельных глав своей неоконченной работы, в частности, в 1917 г.
В последние годы перед революцией Т. заведовал Синодальной типографией в Петербурге. После октябрьского переворота на несколько лет переехал в Крым, в 20-е годы вернулся в Москву. Некоторое время жил в квартире М.А. Новоселова, где продолжал работу над толкованием Апокалипсиса, читая свои лекции в московских собраниях. Был сослан в кон. 20-х – нач. 30-х гг. Отбывал ссылку в Сибири.
В последние годы жил в Серпухове, преподавая физику в школе и давая частные уроки. В 30-е гг. не терял связей с модернистами и бывшими символистами, регулярно встречался в Москве с Г.И. Чулковым и П.П. Перцовым.
Т. оказал значительное влияние в гностическом ключе на модернистов “второго поколения”, в частности, на П.К. Иванов и С.И. Фуделя.
Цитаты
Проповедники Русской Церкви наставлены в вере в большинстве односторонне, часто ложно воодушевлены, мало знают и еще меньше понимают всю значительность мистической и пророческой стороны Христианства. И самое главное — они в Христианстве видят и понимают один только загробный идеал, оставляя земную сторону жизни, весь круг общественных отношений пустым, без воплощения истины. Эта односторонность и мешает им стать “ловцами человеков” наших дней… Единственно, что хранят они как истину для земли – это самодержавие… с которым сами не знают, что делать. Надо искать новые силы. Где они? Это не бюрократия, не буржуазия… это – интеллигенция.
Под безжизненностью Церкви я понимаю отчуждение её от насущных интересов общественных.
Всеобщая историческая гибель открывается ныне с возрастающей и грозной ясностью. Вот почему наступила пора для Церкви дать ответ не словом, а делом, на общечеловеческие запросы… Для всего Христианства наступает ныне время открыть сокровенную в нем правду о земле.
Праведная земля, обетованная Богом,- вот какой тайне наступает время открыться. Само появление этого вопроса показывает, что мы стоим на краю истории. Но отвечать Христианство пока не может.
Учение о полной завершенности и непознаваемости догмата неверно религиозно и для христианства губительно.
С догматами, хранимыми Церковью, решительно нечего делать ни в государстве, ни в художественном творчестве, ни в борьбе за устройство благой общественной жизни. Да, с ними можно отрекаться от всего этого, но не созидать… В то время как Христианство трагически разделено на враждующие исповедания и стоит в противоречии с государством и культурой, нам говорят, что в учении Церкви все завершено. Это несчастливейшая ошибка нашего схоластического школьного богословия.
У Святых Отцов теология библейская, но антропология языческая.
О нем
сщмч. Феодор (Поздеевский). Современная моральная беспринципность в приложении к вопросу о характере христианской жизни
Источники
Белый А. Начало века. М.: Художественная литература, 1990
Иванов П.К. О Н.А. Бердяеве и В.А. Тернавцеве // Новый журнал. 1960. № 60. СС. 285-289
Чулкова Н.Г. Валентин Александрович Тернавцев // Вестник РСХД. 1982. № 134. СС. 114-115
о. А. Ельчанинов. Встречи с В.А. Тернавцевым (1910 г.) // Вестник РСХД. 1984. № 142. СС. 65-67
Гиппиус З.Н. Воспоминания о религиозно-философских собраниях // Наше наследие. 1990. № 4. СС. 67-78
Фудель С.И. Собрание сочинений в 3-з т. Т. 1. М.: Русский путь, 2001
Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве. -М.; Париж: Русский путь; YMCA-Press, 2000
7 Responses
Здесь в качестве источника указана книга о.Александра Ельчанинова. А как Вы оцениваете его взгляды и деятельность? Не слышал, чтобы его самого обвиняли в модернизме, хотя он был хорошо знаком с многими из них. Его цитирует о. Иоанн(Крестьянкин) в “Опыте построения исповеди”. Читал книгу о.Александра “Записи”, вроде бы все или почти все правильно. Может быть, я чего-то там не заметил?
Хотя о. Александр Ельчанинов был знаком и даже дружил с ведущими модернистами своего времени, сам он не замечен в неправославности. То же можно сказать об о. Сергии Четверикове.
А вроде бы Вы раньше считали о. Сергия Четверикова модернистом? В статье про модернизм Вами писалось так: “Параллельно двум господствующим направлениям М. существует группа мыслителей и духовных лидеров, которых объединяет стремление к «чистой духовности». К этому организационно не оформившемуся течению относятся М. Новоселов (в остальном принадлежащий к «нравственному монизму»), о. С. Четвериков, митр. Владимир (Тихоницкий), митр. Антоний Сурожский и др.” Что-то побудило Вас изменить мнение о нем?
Я и здесь, в общем, не пишу об о. Четверикове как о модернисте. Надо здесь будет исправить про митр. Антония Сурожского. Вот он-то один из ведущих модернистов.
О. Сергий Четвериков сотрудничал с YMCA, а когда ему архиеп. Феофан Полтавский предложил отказаться от денег YMCA, отказался. Но в деле о ереси о. С. Булгакова он показал себя как безусловно православный пастырь. Он единственный у “парижан”, кто считал софиологию ересью и добивался осуждения. Но еще с третьей стороны, не могу взять в толк, как он мог сотрудничать в повседневной жизни с такими людьми как митр. Евлогий, тот же о. Булгаков, о. Зеньковский и т.п.
Так что о нем двойственные сведения, но сам он модернистских взглядов никогда не исповедовал, как и митр. Владимир (Тихоницкий). Рассудите сами, как его определить.
В последние годы жил в Серпухове, преподавая физику в школе и давая частные уроки. В 30-е гг. не терял связей с модернистами и бывшими символистами, регулярно встречался в Москве с Г.И. Чулковым и П.П. Перцовым.
Загадочно. Насколько такое было возможно в 30е годы?
Эти сведения из воспоминаний вдовы Чулкова: Чулкова Н.Г. Валентин Александрович Тернавцев // Вестник РСХД. 1982. № 134. СС. 114-115
Это не очень удивительно, если вспомнить, что Чулков и Перцов спокойно жили и общались в эти годы. Чулков же был создателем пресловутого “мистического анархизма”, а Перцов был даже более значительной фигурой русского религиозного модернизма и символизма, нежели Тернавцев. О нем как-нибудь сделаем статью.
Можете ознакомиться с недавно созданным сайтом, целиком посвященным В.А.Тернавцеву – http://ternavcev.ucoz.ru. Спасибо.