Search

Тезисы и антитезисы модернизма и антимодернизма

Роман Вершилло
Аверкий (Таушев), архиеп. Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872-1972 гг. — Jordanville, NY., 1974.
Аверкий (Таушев), архиеп. Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872-1972 гг. — Jordanville, NY., 1974.
  • Мы должны увидеть все таким, как оно есть на самом деле: не хуже и не лучше. Справедливость требует от нас, чтобы мы воздали модернистам должное: не больше и не меньше.
  • В идеологиях, массовой культуре или православном модернизме нет ничего тайного, нет никакой внутренней стороны. Поэтому наша задача проста и сложна: разоблачить зло, которое никто не скрывает и в то же время никто не видит так, как должно.
  • В модернизме нет ничего нового. Это извечная, бесконечно пространная глупость (по обратной аналогии с вечной мудростью) «Stultitia perennis et universalis».
  • Модернизм не предлагает теории, идеи или истины, а является частью реальности (вещью, предметом), и в таком качестве должен подвергаться исследованию.
    • Модернизм – это
      • лжеучители, их вредные тексты и действия;
      • слушающие проповедь модернистов и не отвергающие ее;
      • те, кто позволяет происходить тому, что происходит.
      • Наконец, это те, кто неправильно борется с модернизмом, тем самым усиливая его.
    • Итак, модернизм – это глупцы, их патологическая речь, неграмотные слушатели патологической речи и бесстыдные попустители всего этого. Вот краткая схема модернизма. Вина каждого разная, и должна быть определена объективно.
  • Мы не видим модернизм так, как должно, если не усматриваем его в самих себе. Мы тоже (каждый в свою меру) неграмотные слушатели модернистских глупостей.
    • С неграмотностью надо бороться как с особым духовным состоянием, а не только незнанием чего-либо.
    • Например, чтобы понять учение А. И. Осипова, надо понять, кто такие осиповцы. Надо знать, кто и с какими целями издает его книги, кто благословляет его проповедь, кто неправильно борется с ним и в чем эта неправильность состоит.
  • Мы не должны равнодушно смотреть на одурачивание, на то, как глупцы и бесстыдные обманывают неграмотных.
  • Зло требует исправления, и поэтому мы стремимся не к продолжению диалога с ложью, а хотим получить окончательный ответ.
  • Мы разоблачаем не ложь. В этом нет необходимости: ложь очевидна. Мы должны разоблачать ложь лжи.
  • Нам не нужно искать слабые, уязвимые места модернизма: там все места уязвимы.
  • Не приходится удивляться тому, что модернист (обобщенный «Осипов») фальсифицирует священные слова. Опаснее то, что он иногда говорит нечто истинное, но с дурной целью. И это тоже можно выявить и доказать.
  • Глупость универсальна и в то же время атомарна. Здесь все вместе и каждый от своего имени воинствует против истины.
  • Развлечение – это забвение о Боге и, в другом смысле, забвение о сути бытия. Сегодня развлечение – везде. Для массового человека стоит вопрос: чем ему заняться в Церкви? Ответ готов: лжемиссией, церковной реформой, социальной деятельностью и т.п.
    • В проповедях и богословских трудах мы наблюдаем игру с богословием. Христианская (по терминологии) речь оказывается развлечением, доставляет те или иные переживания, пугает, веселит и т.п., а это предполагает утрату всякого содержания. Такая христианская по видимости речь совпадает с миром на уровне быта, массовых низких развлечений. Представьте себе человека жонглирующего шарами, а теперь представьте рядом с ним жонглирующего иконами или Библиями.
  • Наша главная задача: охладить гностический пыл противника и свой собственный. Следует избегать возбуждения, эмоциональной речи: ругательных слов и т.п.

Методы

  • Причины заблуждений следует искать ближайшие. Если дом построен из кирпичей, то не надо говорить, что он построен из атомов кремния. Последнее верно, но отвечает на другой вопрос, а не на вопрос: «Из чего сделан дом?».
  • Если тот или иной модернист повторяет древние ереси, не значит, что он взял их из древности. Надо открыть истинный, то есть в данном случае ближайший к нам, источник заблуждения.
  • Все определения модернизма относятся не к твердому и определенному предмету мысли, а к постоянно текучему, переливающемуся из одной непостоянной формы в другую.
    • Для начала надо правильно определить место модернизма: это не разновидность Христианства, сколь угодно еретическая, а часть религии мира сего, внутри которой массовая религия расположена в одном ряду с идеологией, массовой культурой и массовой наукой. Православный модернизм является одной из разновидностей массовой религии, и не самой важной.
  • Модернизму, как кажется, присуща особая близость к Православию. Он расположен совсем рядом с Христианством, и в то же время далек как Альдебаран.
  • Модернизм высказывает ложные мнимоосмысленные мысли. Но это речь не только ложная, но и пустая: мифы, штампы, лозунги. Как с этим быть? Для начала это хорошо бы знать.
    • Модернисты, хотя они и исповедуют иррационализм и абсурдизм, все равно формулируют, незаметно для себя теоретизируют без теории. А святоотеческий подход остается непонятым, незамеченным даже. Модернисты теоретизируют, даже если они повторяют сказанное не ими, даже если они буквально повторяют слова Писания и Святых отцов. Без понимания никто не обходится, но какого понимания, какого типа?
    • Здесь нам нужно ввести понятие о гностицизме как об особом способе понимать помимо понимания, понимать то, что запрещено понимать и т.д.
  • Антимодернисту невозможно избежать упрека в том, что он совершает насилие над модернистами. Истинное суждение это уже насилие, потому что истина принудительна для ума.
  • То, что мы говорим модернистам о них самих, оскорбляет их. Причина этого не в нашем выборе слов, а в том, что любой язык воспринимается ими как язык борьбы, как ругательство или похвала, как просьба или приказ, но никогда как речь разумная.
    • Для нас же это не вопрос названия (обзывания), а вопрос познания. Давайте их называть не модернистами, а еще как-то. Что изменится?
    • Давайте, например, положим себе называть “православными” тех, кто предал Православие. На это они пока согласны. В таком случае нас поймут и примут. Или все же нет?
  • Мы не спорим с модернистами, а лишь задаем им вопросы, выслушиваем их.
    • Наши вопросы должны ставиться так, чтобы выяснить, почему модернист отвергает для себя принудительность истины. Считает ли он, что истины нет, или что она непознаваема, или что истин не одна, а две и более, или что она создается самим человеком? Это все разные разряды глупости, которые надо постараться увидеть и в себе, понять их как уязвимости в щите веры (Еф. 6:16).
  • Борьба с отступлениями от Истины должна вести к выводам, после чего исследование конкретного вопроса можно прекратить. Если мы выяснили, что Владимир Лосский учит иначе, нежели Святые отцы, то следует перейти к вопросу: «Почему он учит иначе?» и другим.
  • Итак, в нашем распоряжении:
    • Понятия (модернизм, атеизм и т.п.).
    • Методы (различение сущностей, искусство чтения, «предварительное знание», история идей, метод историко-филологический и т.д.).
    • Сущности (персоналии и организации).
    • В добавление к этому – анализ патологической речи.

Неправильные подходы

  • Неправильная борьба с модернизмом делает модернизм сильнее в физическом смысле, а антимодерниста – слабее в духовном смысле, готовит его падение.
  • Примеры неправильных подходов:
    • Светские мотивы: модернизм вреден, иногда уточняется, что вреден для Церкви, общества, государства, народа.
    • Стремление к продолжению диалога с модернистами в неопределенное будущее.
    • Практические способы борьбы: уход в раскол, подписание коллективных писем и т.д. и т.п.
  • Ошибки в борьбе с модернизмом имеют те же причины, что и сам модернизм. Так антимодернизм побеждает сам себя, а это неправильно.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

7 Responses

  1. Очень нужная схема. Расставляет все по местам.

    Вот этот абзац, мне кажется, можно было бы переформулировать. А то непонятно: иррационалисты и абсурдистов – это сорта модернистов или же здесь они противопоставляются модернистам?

    <>

  2. Ещё такое есть: главные(вернее, наиболее шумные) критики “православного протестанта” Осипова – это Сысоевцы……. И самое важное: не “вестись” на ложный выбор, ибо и то, и то-плохо.

      1. У о. Даниила был ещё такой огрех.

        В своей статье о необходимой частоте причащения он настаивал на канонической необходимости причащаться раз в три воскресных дня. При внимательном рассмотрении канонов такое правило не просматривается и представляется некоторым перебором.

  3. “В модернизме нет ничего нового. Это извечная, бесконечно пространная глупость (по обратной аналогии с вечной мудростью) «Stultitia perennis et universalis».”

    Слово “извечная”, вроде как, неуместно выглядит. Насчет бесконечности тоже сомнительно: ведь цель глупости – укрывание разумности, то есть она ограничена областью применения своей целью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.