Search

Как мыслит политика правды

Если государства нет, то у политики правды есть только один выход: быть преследуемой от антигосударства.

Теперь пришло время обсудить, как мыслит и говорит политика правды. На этом мы закончим ее описание, которое мы начали некоторое время назад.

Мыслит

Политика правды смотрит на мир без страха и со вниманием. Она мыслит, рассуждает о правде и о действии по правде. Политика правды непрерывно узнает нечто новое о себе и своем несовершенстве.

Для нее важнее правильно понимать истину, чем действовать. Ведь мыслить правильно и познавать истину всегда возможно, а действовать – далеко не всегда. В нашей скорбной юдоли человеку чаще приходится страдать, рыдать, терпеть, чем действовать…

Политика правды размышляет обо всем лучшем и худшем. Например, она исследует вопросы о том, каков лучший образ жизни, какой лучший государственный строй. Она задумывается над тем, какова должна быть правдивая речь, над тем, что такое «старое», а что «новое», и которое из них лучше.

Политика правды судит о вещах юридически, то есть с помощью правильно образованных элементарных понятий и правильно соединяет их друг с другом и с мыслью об общественном благе. Она идет прямо к цели: «виновен – невиновен», «должен – не должен», «насколько виновен и сколько должен».

Политика правды знает, что такое справедливость, и руководствуется совестью и разумом, чтобы поступать справедливо. Она стремится стать частью наилучшего образа жизни и строя, и она грубо и прямо судит о том, насколько ей это удалось.

Правильно мыслит

Политика правды не всегда безошибочно размышляет о лучшем и худшем, о старом и новом. Однако она неизменно имеет правильные мысли о мире, созданном Богом, управляемым Промыслом Божиим.

Она знает, что в области истины правит истина, а не человеческая сила. Она отличает мудрость от глупости и хочет отличать ясно и уверенно. Она знает цену мудрости, узнаёт мудрого при встрече с ним.

Политика правды знает и то, как устроен человек и человеческое общество.

Значит, политика правды видит всю действительность без изъятия. Она видит законченность и совершенство мира, и не допускает ничего нового в мире и новых путей для решения.

Природа есть порядок

Прежде всего политика правды знает, что природа есть порядок. Политика правды напряженно размышляет о границах, о пределах вещей, об отделенности одной вещи от другой и одной мысли от другой.

Порядок мироздания состоит в том, что природа вещей не меняется, что человек меняется, но не легко и не по своему произволу, а по некоторым основаниям, правильным или ложным.

Размышление о порядке носит, таким образом, философский характер. Христианская политическая философия знает: где граница – там порядок, а где порядок – там природа и действие Промысла Божия, Который сохраняет природу вещей неизменной.

Политика правды опасается перейти свои пределы и боится нарушить пределы вещей. Поэтому она стремится всегда знать, что ее касается, а что нет.

Общество есть порядок

Мы определили, что политика правды – это разумное и справедливое действие ради общественного блага. Ни больше и ни меньше. В этом ее ограниченность, определенность. Она всегда на своем месте, а не на чужом.

Общество есть порядок в том смысле, что природа вещей общественных так же неизменна, как устройство человека и природного мира.

Как мыслит политика правды
Генрих VIII. Портрет работы Ганса Гольбейна.

Люди по разуму и совести должны повиноваться закону, который сходит извне и свыше. Разумный должен править неразумными, старый должен править молодыми, мужчина – женщиной, господин – рабом, знающий – незнающим, добродетельный – порочными.

Случайно к власти может придти Генрих VIII, Иван Грозный или Наполеон. Это именно случайность, хотя и нередкая. И в этом случае человек не остается без руководства со стороны разума и закона, хотя и претерпевает бедствия.

Политика универсальна

Общество и природа сложно устроены, в них действует множество сил. Это устройство надо знать, и надо понимать, что, меняя что-то одно, мы меняем многое.

Если все так, и сложный порядок всюду неизменен, то и любая политика универсальна. Общество – это один объем, без внутренних перегородок.

Значит, политическое действие затрагивает всех. Оказывая милость преступникам, ты вредишь невиновным; защищая бунтовщиков, наносишь удар сторонникам режима, призывая к ненасилию, вредишь и тем и другим. Но даже поступая справедливо, например, сопротивляясь агрессору, ты приносишь страдания собственному народу; служа государству, ущемляешь своих родных. В этом закон политики, который надо затвердить наизусть.

И где же в этом взаимосвязанном обществе найти мир? Путь к миру – в том, чтобы видеть истинные разделения и игнорировать мнимые.

К примеру, мы должны не воображать себе, что в Российской Федерации царствует справедливость, а должны понимать, как она царствует, несмотря на всю несправедливость.

Каковы же истинные разделения и каковы мнимые? Общественное благо одно для всех времен и народов, здесь нет различия. Но все мы видим, что духовно больное общество видит свою пользу не в истинном благе, а в своих ценностях.

Развращенное общество видит в религии опасность, источник вражды. И здесь оно не ошибается. Справедливость и истина действительно угрожают существованию современных режимов в той мере, в какой эти режимы хотят оставаться развращенными.

Рассмотрим

пример с экуменизмом.

В Российской Федерации сосуществуют магометане и православные, и они не всегда воюют между собой. Однако между магометанством и Православием существует непримиримая вражда. Следовательно, весь наш внутренний российский экуменизм ведет не к миру, а к вражде с Истиной.

Как мыслит политика правды

Неужели политика правды поощряет вражду христиан и магометан, гражданскую войну? Ни в коем случае. Мы всего лишь видим, что эта вражда существует, и не обманываем себя.

Господствующий сегодня в Церковной и государственной политике трезвый консерватизм принимает как данность, что между религиями нет мира. Чтобы избежать прямого столкновения, он позволяет всем жить по своим традиционным или нетрадиционным законам. Так рассуждает политика силы: каждый этнос и секта будут жить в своем анклаве и не мешать другим. А чтобы договориться о том, как не мешать друг другу, и нужен диалог между религиями.

Это вроде бы рационально, но несправедливо. Это путь к духовной катастрофе, да это сама катастрофа и есть, и ее можно увидеть в православно-магометанском диалоге.

Истинный мир надо искать в другом. Например, нельзя разрешать магометанам нарушать семейный кодекс Российской Федерации, раз он отражает справедливость. Нельзя делать Православие юридически равноправным с магометанством, потому что только Православие знает истинное общественное благо.

Но почему же именно политика правды выглядит антиобщественной, а не политика силы, которая попирает законы справедливости? Потому что сегодня в обществе царит не просто беспорядок, как полное отсутствие порядка. Здесь сложился несправедливый «малый порядок», обнимающий гражданина со всех сторон, как воздух. Отнимите его, и дышать будет нечем.

Поэтому, указывая на единственный истинный источник мира, ты разрушаешь малый порядок и тот мир, который установился в нем.

Говорить правду в развращенном обществе – жестоко и вредно. Это должен помнить тот, кто желает говорить разумно.

Разумная речь политики правды

Есть разум и правда, есть правдивая и прямая речь о правде.

Человеческая речь позволяет нам ориентироваться в общественно важных делах. Через слово мы понимаем, что в мыслях и делах человеческих соответствует образцу, а что нет.

Политика правды выражается точно и неточно, грубо и негромко. Но она неизменно говорит на человеческом, то есть понятном человеку языке. Благодаря этому ее неточную речь можно точно понять, а тихую – явственно расслышать. В человеческой речи можно разобраться, рассудить, что правда, а что нет. Но чтобы понимать друг друга, надо соблюсти предварительные условия, точно такие же, как в мысли.

Говорить может не каждый, и не обо всех предметах. В этом видна скромность правдивой речи, которая говорит безопасно и рассуждает по порядку.

Обращается слово правды тоже не ко всякому, а только к разумному, принимающему слово (Деян. 2:41). Истина беседует с любящим истину, и у нее есть свои средства проверки того, насколько ученик любит истину.

Правда бесполезна для представителей политики силы

Представители политики силы более всего ненавидят политику правды за ее несовершенство, слабость, смирение, а также за грубую речь и юридическое рассуждение.

Политики силы верно полагают, что политика правды отрекается от мнимой творческой и божественной природы человека. И в самом деле, политика правды не всегда достигает своих земных целей. И это свое несовершенство она воспринимает со смирением, а не отчаянием.

Грубая, юридическая, судящая речь неприятна тем, что на ней нельзя вести патологический диалог, достигать компромисса, притворяться и актерствовать. Для политики силы невыносимо слышать, как прямо и честно говорят те, кто совершенно бессилен и по-человечески несовершенен.

Все это ненавистное политикам силы невозможно устранить из политики правды, и значит ее конфликт с политикой силы не может быть разрешен на земле.

Отступление человечества от Бога не останавливается, потому что правда бесполезна для представителей политики силы. Они не могут у нее поучиться или ее устыдиться, не могут понять, что она говорит.

В завершение скажем о том,

каким политика правды видит современный мир?

Правдивые мысль и речь приводят к тому, что над всеми человеческими целями водружается правда. Мы не закрываем глаза, а видим положение таким, каково оно есть. Пусть оно непоправимо, это не повод, чтобы изменять правде.

Может быть, у политики правды есть пути решения проблем, может быть, их нет. Это политику правды заботит во вторую очередь. Во всяком случае возможность не отвлекает ее от мыслей об истинно сущем и о существующем мнимо.

Политика правды видит мир таким, каков он есть, имеет правильные мысли о нем и следует единственно возможным путем.

В чем состоит правда политики правды?

Правда политики правды состоит в том, что христианин не может приспособиться ко злу и лжи нацизма, коммунизма и модернизма. Зло буквально невыносимо, и его последствия непоправимы.

Христианин в этом зле не участвует. И поэтому в его душе царит духовный мир, а не потому, что из любого положения он найдет выход.

Обязанности политики правды

В современном мире обязанности политики правды состоят из обязательного и невозможного.

Так, злу надо противостоять деятельно, а не только в мысли, но в наше время действие, как правило, невозможно.

О добре и зле необходимо судить со властью, но сегодня у политики правды нет авторитета.

Политика правды вынуждена судить действия и слова Церковной иерархии и правителей государства. Это задача непосильная. Нам бы нужно, стоя на месте слушающего, отбирать хорошее от плохого. И даже это невозможно и необходимо.

Наконец, политика правды легко, нисколько не затрудняясь, побеждает политику силы в области разума. Но для этого нужен порядок в обществе, то есть государство. Только в этом случае политика правды социально действенна, потому что именно государство ставило преступников перед судом разума.

Если государства нет, то у политики правды есть только один выход: быть преследуемой от антигосударства.


В следующей статье мы перейдем к возражениям, которые могут быть выдвинуты против политики правды. На этом мы завершим наше исследование.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

8 Responses

    1. Аще не от Бога и есть сие ныне Антигосударство ,увы и опять увы

  1. “Потому что в сегодня обществе” – сегодня в обществе.
    И все-таки приход Генриха Vlll и Иоанна Грозного и др. прочих деятелей совсем не случайность, а результат действия праведного суда Божия, непостижимых судеб Его. Ибо кто познал ум Господень…? (см. 1 Кор. 2:16)

    1. Грех это случайность, а не исполнение воли Божией. Есть попущение Божие, и тиран служит орудием Божественного наказания. Но самой греховной природы тирании это не отменяет.

      1. Что ж, действительно в этом смысле так и есть. Грех есть беззаконие(1 Ин. 3:4), и не исполнение воли Божией есть грех, и по сути мы творим волю Божию и тогда не грешим, или творим волю сатаны, верим лжи, и грешим, творя глупость и случайность как Вы сказали. Но ведь зло, выдуманное этим поганым, им же и придумано. Женщины носят одежды мужчин – научил нас этому злодей. Волхвование – выдумано им. И так далее. То есть чисто злодейская воля, злодейский разум, полный ненависти ко всему живому и святому, специально и намеренно старающийся заставить человека сотворить зло и грех, впасть в совершенно конкретный блуд, по его коварному замыслу, чтобы мы отпали от благодати и погибли, лишившись помощи Божией по своей неопытности или отчаянию. Это я веду к тому, что есть подлец копающий нам конкретную яму. Есть ведь бедные, непонятные люди, которые вообще намеренно творят внушенные им злодейства. Случайность выходит верно говорится в отношении того, что Божие имеет дивный порядок, а то, что вне Бога – беспорядочно, безумно, глупо, неистово недуховно.
        Греховная природа, например, упомянутой тирании, в том что человек вместо того, чтобы с любовью и заботой, милостью и праведным судом пасти вверенное ему Богом стадо и государство – творит всякие непотребства и злодействует, в то время как должен был бы уподобится Господу Богу, правящим всем видимым и невидимым, согласны ли Вы с этой мыслью? С тем, что это извращение Божьего порядка, которое творит наученный, или скорее расположивший по дьявольскому наущению своё сердце слепец, и именно поэтому можно сказать, что явление имеет греховную природу, т.к. в нём извращен Божественный замысел.

        1. Конечно, если человек все время действует неправильно, то можно назвать это его “природой”, но не в прямом смысле. Надо различать природу вещей от их извращения, иначе можно запутаться в выводах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.