Search

Трехгрошовая философия Балытникова и Иванова

В. Балытников исправляет отношение русских христиан к богатству и новейшим технологиям.

Некоторое время назад одновременно на нескольких православных сайтах появилась статья Вадима Балытникова “Так надлежит нам исполнить всякую правду“.  Автор: юрист, кандидат юридических наук, зам. руководителя Управления социально-политических исследований ВЦИОМ, участник IX Всемирного Русского Народного Собора. В качестве соавтора привлечен Виталий Иванов, тоже юрист, вице-президент Центра политической конъюнктуры.

Портрет Балытникова
Вадим Балытников.

Сочинение В. Балытникова и его соавтора представляет собой образец новейшей софистики, причем софистики совершенно ничем не спровоцированной и даже в чем-то необъяснимой.

Г-н Балытников (будем его считать основным автором замечательной статьи) поставил целью опровергнуть основные заблуждения и предрассудки, какие сегодня бытуют в среде православных христиан. Задача как будто благородная, но посильная ли? Ведь уже давно определился ряд авторов и изданий, которые разоблачают “закоснелость” Русского Православия. На этом поле трудится долгие годы дьякон Андрей Кураев, и недолгие годы – игумен Петр (Мещеринов)… Но и этой когорте не удалось искоренить традиционные воззрения христиан на массовую культуру, на политический режим в РФ и мирской успех в беззаконном обществе.

В. Балытников даже на этом фоне выделяется своей дерзостью в обличении Православия. Мы опускаем его разбор непременного ИНН, и переходим к основным положениям его статьи.

Он выделяет взгляды, весьма опасные для Церкви, государства и общества:

  • отвержение необходимости светского образования и науки,
  • неприятие современной техники и технологий;
  • неприятие современной культуры, а зачастую, и отрицание всей светской культуры в целом;
  • негативный настрой по отношению к экономике, собственности, богатству.

Балытников также составил концептуальный план доноса на всех христиан. Он обвиняет православных в том, что они придерживаются взглядов, деструктивно влияющих на общественно-политическую жизнь нашей страны.

Христиане “деструктивно влияют”:

  • отрицательным отношением к современному Российскому государству, уклонением от любого участия в общественной и государственной деятельности, в том числе от участия в выборах;
  • ксенофобией, доходящей до натурального национал-экстремизма;
  • наивным псевдохристианским монархизмом.

Комментарии излишни. Как говорится: “Привет от Самодурова, и низкий поклон от Хельсинского комитета!”

Впрочем, В. Балытников решил не оставлять заблудших православных в такой беде и намерен, ни много ни мало, исправить отношение русских христиан, во-первых, к богатству, а во-вторых, к средствам массовой информации и новейшим технологиям.

Богатство

Интересно: зачем? Что за нужда была сочинять об этом статьи? Можно подумать, в Российской федерации олигархи подвергаются незаслуженной травле и унижениям. Или в российском обществе царит полное бессребреничество и нет буквально религиозного культа богатства.

В нашей стране разрушена вся область фундаментальной науки и высоких технологий, и разрушена, как мы прекрасно знаем, отнюдь не православными христианами. И вовсе не православные препятствуют возрождению и развитию высоких технологий в России.

Итак, мы можем только гадать, почему В. Балытников решил, что именно российские олигархи и СМИ нуждаются в философско-богословском оправдании.

В. Балытников борется с несуществующими проблемами, и поэтому они ему кажутся чрезвычайно простыми. Он обличает: Бытует необоснованное мнение, будто христианство враждебно собственности и богатству. Он приводит слова св. Иоанна Златоуста: Христианство “не богатых” обвиняет, “и не богатство” осуждает, “а худое употребление богатства.

Заслушавшись Балытникова, невольно забываешь, что он опровергает тезис, который никто не выдвигает. Кто из современных и древних авторов утверждал, что богатство – зло само по себе? Ни один. То есть Балытников применяет откровенно софистический прием.

Но ведь и защищает наш автор тот тезис, который никто никогда в Церкви не выдвигал! Со времен Апостольских общим для всех православных авторов является следование словам Спасителя: Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23). Обратим внимание: не “невозможно”, с чем пытается спорить наш автор и чего никто не утверждает. Но “трудно”, о чем Балытников даже не упоминает. А между тем в Православной Церкви добровольная нищета всегда считалась предпочтительной, как наиболее короткий, хотя и узкий, путь в Царство Небесное. Вот в чем состоит простое и ясное учение Церкви, а вовсе не в том, что все равно: быть богатым или не быть.

В то же время и Писание, и Предание изобилуют обличениями богатых людей, но, уточним специально для г-на Балытникова, злых богатых людей. Так и в наши дни православные вместе со всем народом России осуждают богатых преступников, стяжавших богатство путем ужасающих злодеяний в отношении личности и собственности. И это несомненное свидетельство нравственной силы русского народа. Г-н Балытников нагло спорит с этим правильным мнением большинства.

Наука и образование

Вопрос об отношении Церкви к науке, информационным технологиям и СМИ тоже показался г-ну Балытникову несложным: Отвержение необходимости светского образования, науки и культуры, неприятие современной культуры, техники и технологий базируются на антихристианской и антицерковной основе. Доказать это легче легкого.

Приведем его слова в защиту знания, поскольку они весьма показательны:

Достаточно вспомнить, как Священное Писание относится к знанию и учению. “Не хорошо душе без знания” – гласит Библия (Притч. 19:2). “Сердце разумного (равно как и “ухо мудрого”) ищет знания” (там же, 15:14; 18:16), а “глупый не любит” его (там же, 18:2). “Превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею” (Екк. 7:12). Всякое знание есть дар Божий (Притч. 2:6, 1 Кор. 12:8), но приобретается оно путем наставления (Притч. 12:1), вразумления (там же, 21:11) и главное – учения (1 Тим. 4:13).

Не правда ли, все верно? Верно, но с одной поправкой: во всех приведенных  местах Писания речь идет не о научном или техническом знании, а о знании истин веры. Г-н Балытников отказывается это видеть. Он приписывает Священному Писанию следующее высказывание: всякое знание есть дар Божий, и понимает “всякое”, как вообще любое знание о чем угодно.

Такого высказывания и такой мысли в Писании нет и быть не может. Никогда и никто не равнял знание истин о Боге с научным знанием о тварном мире. И понятно почему: потому что Богооткровенные истины мы познаем через веру, а о сотворенном мире наука узнает через рассмотрение действительности и с помощью анализа и синтеза. Знание о Боге несомненно и является совершенным даром Божиим, а научное знание о тварном мире – всегда несовершенно и неполно.

Сам Балытников приводит слова о том, что мудрость дает жизнь владеющему ею. Так неужели здесь речь идет о светском образовании и науке? Только знание истин веры может дать человеку жизнь, и никакое другое знание здесь рядом поставить нельзя. В Писании восхваляется вовсе не всякий ученый, а только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего (Сир. 39:1). О знании же идолопоклонников сказано: Безумствует всякий человек в своем знании (Иер. 10:14; 51:17).

Далее Балытников бесшабашно заявляет: Афонские старцы Порфирий и Паисий Афонские (вопрос о канонизации которых уже поднят), а также многие современные российские подвижники Православия (например, высоко почитаемый в нашей стране и за рубежом, схиигумен Илий Оптинский) неоднократно убеждали православных христиан в необходимости использования современных (в особенности информационных) технологий и технических достижений (в частности, радио, кино и телевидения) на благо Православия. В этом они основывались на прямо вытекающим из Библии (Быт 1:31 и т.д.) и четко сформулированном еще в I тысячелетии согласии отцов (аввы Дорофея, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и др.) в том, что все вещи и явления этого мира сотворены Богом, и сами по себе не могут быть дурны. Сделать их таковыми может только неправильное человеческое употребление (выдел. наше.- В.Р.).

Понимает ли Балытников, что написал? Нет.

Судя по его заявлениям, он, наверно, пантеист? Тоже нет.

Он всего-навсего не понимает, что такое вещи и явления, и поэтому высказывает богохульные и безумные мысли.

Нет, г-н Балытников, св. Иоанн Дамаскин так не учил. Напротив, он учил, что зло не есть сущность, но нечто случайное, некоторая мысль и слово, и действие вопреки закону Божию; свое существование оно имеет в том, что мыслится, и говорится, и делается, и вместе с прекращением этого исчезает и оно. Следовательно, не все вещи и явления Бог сотворил? Есть исключения, и притом немаловажные.

Вопрос очевидный, но от этого не менее существенный. Дело в том, что грех – это одно из явлений этого мира. И в отношении греха никак и ничего не может изменить “человеческое употребление”.

Но Балытников – философ. И мы понимаем, что в своем потрясающем заявлении он имеет в виду не все отдельные вещи и явления мира, а их типы, то есть идеи. Так он платоник? Нет, смело безграмотный человек.

Согласно Платону, нет такой идеи как “стол”, “топор”, или “телевизор”. И нет такой самостоятельной сущности: “телевизор”, потому что он составлен из частей, сложен. Поэтому в идеальном смысле нельзя говорить о дурном или хорошем употреблении такой отвлеченной вещи как “топор”. Приходят на ум и другие “вещи”: атомная и водородная бомба, боевые отравляющие вещества, бактериологическое оружие. А языческие идолы? Они, что, тоже хороши или плохи в зависимости от употребления?

Это же насмешка какая-то, когда столь глубоко безграмотный человек поучает Православную Церковь, и в каком вопросе! Что она не так, видите ли, относится к знанию!

Балытников обличает каких-то “врагов знания” – “гносиомахов”. Нас он убедил: да, они существуют. Но не далеко ли он отправился их искать – в Русскую Православную Церковь? Не поискать ли где-нибудь поближе к себе самому?

Наш автор не изобрел ничего нового. Его сочинение полностью вливается в широкий поток антиправославной софистики. Чтобы смешать до неразличимости добро и зло в действительной жизни, философ Балытников отправляется в теоретические эмпиреи, но и там проводит систематическое смешение добра и зла.

В одном он прав: дело в знании. И в самом деле надо исполнить всякую правду. Но не в том смысле, что “любую” правду, как бестолково понимает Балытников слова Спасителя.

В зачине своей статьи он писал: Эта задача – исполнение, то есть активное воплощение в жизнь, всякой правды. Нет! Ни в коем случае не “всякой”, а совершенно точно известной. По толкованию Святых отцов, в данном месте Спаситель говорит о правде Ветхого завета, о том, что Он пришел на землю исполнить все требования Закона, Им же Самим данного иудеям и ими не исполненного.

Но мы согласились с Балытниковым: мы боремся за знание и против глупости, темная волна которой сегодня накрывает весь мир. Знание – вера в догматические истины Христианской веры. А глупость – неверие и незнание самых основных и спасительных истин.

Безумие накрывает мир, летит на крыльях массовой культуры… И мы не можем не видеть, что это наступление глупости имеет эсхатологическое, “последнее” значение. Идет, так сказать, мировая война между знанием и глупостью. И на фоне этой схватки вовсе не выглядит маловажным, что Балытников и его соавтор проповедуют явную глупость под святым именем Православия.

Отличительной чертой новейшего безумия является принципиально бессознательное отношение к действительности, в том числе и к своей собственной внутренней действительности. Все эти бесконечные разговоры о “сущности вещей” и их “употреблении” являются выражением без-умного отношения к действительно существенным вопросам Христианского мировоззрения.

Об отношении к СМИ я писал несколько лет назад: Мы вынуждены подчеркивать существование кода у каждого СМИ, поскольку слишком многие считают, что СМИ – это всего лишь средство. Известный культуролог М. МакЛюэн едко комментирует слова одного генерала: “Продукты современной науки сами по себе ни хороши, ни плохи; их ценность определяется тем, как они используются”. МакЛюэн пишет: “Это глас современного сомнамбулизма. Представьте, что мы сказали бы: “Яблочный пирог сам по себе не хорош и не плох; его ценность определяется тем, как его используют”. Сказать, что телевидение всего лишь средство, значит сказать, что танк – всего лишь средство передвижения. Нет! Средства массовой информации – не только средства, но еще и форма организации. Они меняют не только степень нашей осведомленности – они меняют нас самих.

В. Балытников не только совершает элементарные теоретические ошибки. Он провозглашает, как якобы Христианский принцип, безответственность и бессознательность.

Перед нами духовный анабиоз. Человек не чувствует боли, он не получает никаких достоверных сообщений от органов чувств. Ум его молчит, блуждая в пустых коридорах. Мы понимаем, насколько может быть одиноко человеку в этих беззвучных коридорах глупости. Но даже чувство сострадания не заставит нас отправиться в эту духовную пустыню вслед за г-дами Балытниковым и Ивановым.

Роман Вершилло

декабрь 2007 г.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

14 Responses

  1. Интересно, существует хоть одно официальное церковное средство массовой информации, где действительно “осуждают богатых преступников, стяжавших богатство путем ужасающих злодеяний в отношении личности и собственности” в ходе новейшей истории РФ, как пишет автор статьи? С указанием имен и фамилий. Что-то незаметно. А вот присутсвие наших иерархов рядом с властными персонами, при которых всё это происходило и происходит очень даже заметно. Ельцина аж три митрополита отпевали. А это, между прочем, у многих вызывает неприязнь к Церкви, знаю про это не по-наслышке. Кого конкретно предали анафеме в 93 году? Что, Ельцин был не при чем в тех кровавых событиях?
    Вот простой вопрос, можно на него получить простой ответ?
    Или опять глупостью назовете?

  2. Мда… К таким г-нам Балытниковым и ему подобным “прогрессивным” людям подходит поговорка: “Слышу звон, да не знаю,где он”. Я согласна полностью, что г-н В.Балытников оторван не только от духовной действительности Церкви, поэтому до глупости наивно переворачивает учение Церкви с ног на голову, скорее всего не давая себе времени объективно разобраться в этих поднимаемых им вопросах, но и оторван прямо-таки от сегодняшней церковной жизни христиан, которые для пользы своей во Славу Божью пользуются все теми же, по возможности, продуктами научно-технического прогресса. Вообще, может, и напишу нехорошую вещь, но г-н В.Балытников – юрист, а я не доверяю некоторым юристам, уж, своей статьей не выполняет ли он чей-то заказ? Ощущение складывается, что то, что он написал, не от его внутренней идет обеспокоенности за “непродвинутых” христиан, непонимающих всех удобств и целесообразности научно-технического прогресса и богатства, а похоже на какой-то подпев “элите”. Не удивлюсь, что в следущей статье г-н В.Балытников назовет бизнесменов мучениками, стяжавшими нелегким трудом собственность, а православных грубиянами, не по-светски воспитанными и образованными… а и еще “суеверными”, не смотрящими телевизор и сериалов “Маргоша” или “Богатые тоже плачут”.

  3. Не в защиту Балытникова. Мне не совсем понятна Ваша позиция по отношению к СМИ. Если СМИ в принципе не могут нести правильного содержания, т.к. содержат нечто худое в самой своей сущности, то не кажется ли Вам, что это утверждение может повредить лично Вам, сайтам Антимодернизм, Морал.ру и другим полезным Православным сайтам? Ведь интернет-сайты-это тоже СМИ, только электронные. Но ведь если Вы создали этот сайт, пишете на нем, то не считаете, что здесь есть нечто неправильное?

    1. Могу Вас отослать к своей старой статье: СМИ – это то, что необходимо превзойти.
      СМИ могут нести полезную информацию, но, как объяснял теоретик масс-медиа Маршалл Маклюэн, СМИ есть само по себе сообщение. То есть к любой полезной информации СМИ в принципе примешивают себя, как дополнительное сообщение. Его книги есть в переводе на русский. Они очень полезны.
      Из этого вытекает, что мы должны пользоваться СМИ, сознавая, что они несут вместе с собой невидимое сообщение. Если угодно – это неслышный голос мира сего. Его надо услышать и противостоять ему.
      Поэтому вывод для православного публициста и издателя один – оправданы только такие православные СМИ, которые открыто борются со злом мира сего, с этим самым неслышным сообщением, масс-культурой, массовым обществом.

  4. Прочитал указанную Вами статью, но все же возникает вопрос-в чем КОНКРЕТНО может заключаться “невидимое сообщение СМИ”? Чтобы конкретизировать, назову конкретные примеры Православных СМИ-телеканал Союз и радио Радонеж. Какой конкретный вред могут они нанести(я не говорю о случаях, если там модернист выступает)?

    1. Конкретно не получится. Это вопрос умозрения, теории. Христианство – религия неотмирности, а СМИ по самой своей сути и природе закреплены в этом мире. Они порождены Новым временем, и никаких СМИ не было в Средневековье. Для чего же возникают СМИ? Чтобы обслуживать массовое общество, массовую культуру, массовую науку и массовые религии, типа протестантизма. Поэтому для тоталитаризма или либерализма очень естественно пользоваться средствами массовой информации. А Священное Писание и Предание – не массовая информация, а говорят душе и уму каждого отдельного человека. Поэтому православные СМИ либо следуют путем массовых средств информации, либо непосредственно борются с массовой культурой, массовым обществом и модернизмом, как проявлением массовой религии. Что делают упомянутые Вами телеканал и радиостанция – судить вам самому. По “Радонежу” я слышал последний раз восхваления о. Шмемана и лекции проф. Осипова. Так что там по крайней мере не борются с модернистской масс-культурой.

  5. Но ведь получается вот что. Вы критикуете позицию сторонников “информационного апартеида”(таких, как Х. Макдональд), но выводы по отношению к практической деятельности получаются одни и те же. А вывод такой-СМИ должны использоваться для борьбы с грехом, должна быть цензура на них и отделенность от светских греховных СМИ. В чем же тогда смысл спора с позицией г-на Макдональда, если на практике все получается одинаково? Если все это вопрос умозрения, то что может значить сопротивление невидимому сообщению СМИ? Ведь сопротивляться можно только на практике. Я понимаю, что недопустимо смотреть мерзость, нельзя иметь пристрастие к телевизору, можно вообще его не смотреть, в конце концов. Но допустим, что человек смотрит некую вполне благочестивую передачу(например, проповедь какого-либо пастыря по ТВ). Допустим, что содержание этой проповеди не содержит модернизма. Как и чему должен сопротивляться смотрящий?

    1. Неправота позиции “апартеида” в том, что он представляет себя как практический выход из ситуации, типа: что делать с развратными СМИ? Не смотреть их. Это сегодня невозможно. Не получится не смотреть. Не смотришь ты – смотрят твои дети, твои родители, твои соседи. Перед нами разворачивается чудовищное преступление, а христианину предлагается не замечать его.
      Надо заставлять себя внутренне – духовно и интеллектуально – бороться с этим злом.
      Это похоже на отношение христиан к древнему язычеству. Они его не могли не замечать (вспомним Апостола Павла в Афинах, что он возмутился духом при виде города наполненного идолами). Они иногда уничтожали идолов – в некоторых житиях мы об этом читаем. Они обличали язычников за их нечестивые обычаи. А чаще всего внутренне противостояли, читали Писание и укреплялись в вере, готовясь мученически засвидетельствовать свое неприятие.
      Почему надо быть готовым к смерти? потому что как древние языческие храмы, так и новейшие СМИ защищаются государством и ему во многом принадлежат. Так что это не вопрос культуры, а вопрос жизни и смерти.
      Так и сегодня, если я увижу хорошую православную передачу по ТВ, то я подумаю: как она попала в это капище чудовищного нечестия? Нет ли здесь подвоха? Нет ли в этой проповеди чего-либо соответствующего духу века сего?
      Перед нами поле для борьбы, а не милая полянка с красивенькими цветочками.

  6. Примерно понял Вашу точку зрения. Полностью согласен, что “толерантность” недопустима. Хотя “апартеид” вполне осуществим в масштабах одной семьи. Чтобы закрыть непотребные СМИ, для этого нужна Православная монархия. Без помощи госвласти невозможно истребить эту мерзость. Только в условиях “демократии” этой помощи не увидеть. Задам вопрос, косвенно относящийся к тематике научного прогресса. На сайте Морал.ру в богословском указателе приведено высказывание Св. Филарета Московского с резким осуждением фотографических изображений. Однако существуют фотографии многих современных подвижников, даже канонизированных Святых-есть фотографии некоторых Оптинских старцев(если я не ошибаюсь), Владыки Феофана Полтавского(одна из них присутствует на главной странице сайта Антимодернизм), старца Паисия Святогорца, о. Иоанна (Крестьянкина) и других современных подвижников. То есть они не считали за грех фотографироваться, если я правильно понял. Какова Ваша позиция на этот счет и что хотели донести до читателя авторы Морал.ру, помещая данное высказывание Св. Филарета о фотографировании в богословский указатель?

    1. Высказывание св. Филарета о фотографии ценно, по моему убеждению, той осторожностью, какую проявляет святой по отношению к достижениям прогресса. Я вижу в его словах не резкое осуждение (он и сам потом фотографировался), именно эту осторожность. Любопытно, что Святитель демонстрирует, что он вник в химическую сторону фотографического процесса, а не просто выступает против “прогресса”. Эта химическая сторона, между прочим, соответствует описанию, которое дает Святитель.

      1. А мог бы кто-нибудь скинуть ссылку на это высказывание? Или хотя бы более менее точную цитату для поисковика.

        1. “Дагеротипный портрет и с меня хотели снять, и сильно уговаривал меня к сему Андрей Николаевич, но я подумал, и отвечал, что не хочу сего адского портрета. Он замолчал, и более не вспоминал о сем. В какое-то необычайное раздражение приводят материю, чтобы она от падения обыкновенных лучей света от предмета страдала и принимала напечатление” Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг. // Письма в 4-х частях. М.,1883. Ч. 3. № 949, 1853 г. С. 232-233.

  7. Статья отличная и по содержанию, и по форме.
    Уважаемому Роману Т. хочу напомнить, что Иосиф Муньос Кортес никогда не соглашался показать икону Монреальской Божией Матери по телевизору, потому что святыня неизбежно оказалась бы в ряду реклам прокладок и пошлых сериалов.
    А незримое антихристианское сообщение СМИ состоит в том, что каждый, якобы, имеет право на праздное любопытство, на суждения “не по чину”. С этого “сообщения” (не только СМИ тиражируемого) начинались все революции и лжеучения. Думаю, что так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.