Search

У христиан нет права на самоубийство

В связи с последовательным прославлением самоубийства во исполнение воинского долга как высшей из жертв— жертв своей земной жизнью на сайтах "Православие и мир", Религия и СМИ и т.п. публикуем главы из сочинения блж. Августина "О Граде Божием".
Блж. Августин: У христиан нет права на самоубийство

В связи с последовательным прославлением самоубийства во исполнение воинского долга как высшей из жертв— жертв своей земной жизнью на сайтах “Православие и мир”, Религия и СМИ и т.п. публикуем главы из сочинения блж. Августина “О Граде Божием”.

Особенно в пропаганде самоубийства преуспевает журналист Александр Щипков, который утверждает:

Проблема состояла в том, что генерал Ефремов покончил с собой, он застрелился, будучи окружен врагами и не имея шансов спастись. Генералу нельзя было попасть в плен!.. Это самоубийство во исполнение воинского долга, это высшая из жертв — жертва своей земной жизнью.

Блж. Августин иначе учит

О добровольной смерти из опасения наказания или бесчестия

Если не дозволительно вообще лицу частному своей властию убивать человека, хотя бы и совершающего преступления (никакой закон не дает права на подобное убийство): то и убивающий самого себя, несомненно, человекоубийца; и когда убивает себя, бывает тем преступнее, чем он невиннее в том деле, из-за которого считает нужным убить себя. Мы по справедливости гнушаемся поступком Иуды, и по суду истины он скорее увеличил, чем: искупил преступление своего злодейского предательства тем, что удавился: потому что, отчаяваясь в Божием милосердии, он в чувстве раскаяния пагубного не оставил себе никакого места для покаяния спасительного.

Но не тем ли более должен воздерживаться от самоубийства тот, кто не имеет в себе ничего, что заслуживало бы подобного наказания? Когда убил себя Иуда, он убил человека, запятнанного злодейством, и все же окончил эту жизнь как виновный не только в смерти Христа, но и в своей собственной: потому что был убит хотя и за злодейство свое, но посредством своего же другого злодеяния. С какой же стати человеку, который не сделал никакого зла, совершать злодеяние над самим собою, и убивая себя, убивать человека невинного единственно для того, чтобы не допустить другого стать виновным? Зачем совершать над собою грех самому для того только, чтобы над нами не был совершен грех чужой?

Александр Щипков об отпевании самоубийц

Вопреки Церковному запрету на отпевание самоубийц Александр Щипков предлагает свое установление:

Согласно церковным правилам запрещено отпевание людей покончивших жизнь самоубийством от отчаяния и уныния, которые являются смертными грехами.

Блж. Августин:

Нет ни одного авторитета, который бы давал христианам в каком-либо случае право на самоубийство

В самом деле, не напрасно в священных канонических книгах нельзя найти нигде такого божественного предписания или дозволения на то, чтобы бы причиняли смерть самим себе даже ради приобретения бессмертия, или ради избежания и освобождения от зла. Когда закон говорит: не убий, надлежит понимать, что он воспрещает и самоубийство, потому в особенности, что не прибавляет «друга твоего», подобно тому, как воспрещается ложное свидетельство, он говорит: не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (Исх. 20:13,16). Впрочем и тот, кто дал бы ложное показание против самого себя, не должен считать себя свободным от этого преступления. Заповедь: не убий, остается разуметь относительно человека,— не убивай ни другого, ни самого себя. Ибо кто убивает себя, убивает не что иное, как человека.

Добровольная смерть ни в каком случае не может относиться к величию души

И если совершившие это над самими собою могут вызывать удивление к величию душевному, не могут быть хвалимы за благоразумие. Хотя если всмотреться в дело внимательнее, окажется, что и величием духа называется неправильно, когда кто-либо умерщвляет себя потому, что не в состоянии перенести или какие-нибудь житейские трудности, или чужие грехи. В самом деле, если наиболее слабым считается тот ум, который не в состоянии бывает перенести или грубого рабства, коему подвергается его тело, или невежественного мнения толпы; то наиболее великим по справедливости должен быть назван дух, который в состоянии скорее вынести бедственную жизнь, чем бежать от нее, и который, в состоянии чистоты и безупречности совести, презирает людское мнение, в особенности мнение толпы, по большей части, исполненное заблуждения…

Но многие-де умерщвляли себя, чтобы не попасть в руки врагов? Но мы рассуждаем не о том, делалось ли так, а о том, должно ли так делать. Ибо здравый разум следует предпочитать примерам. Впрочем, с ним согласны и примеры, но только такие, которые тем более достойны подражания, чем выше по благочестию. Не делали так ни патриархи, ни пророки. ни апостолы. И сам Христос Господь, заповедуя апостолам, в случае гонения на них в одном городе, бежать в другой (Мф. 10:23), мог повелеть, чтобы они предавали себя смерти, дабы не впасть в руки преследователей. Но поелику Он не заповедывал и не повелел, чтобы таким образом переселялись к Нему из этой жизни те, коим Он, как странствующим, обетовал уготовать вечные обители (Ин. 14:2): то какие бы примеры люди, неверующие в Бога, нам ни противопоставляли, ясно, что чтущим единого истинного Бога делать так непозволительно.

Святые

Александр Щипков ссылается на святых во оправдание греха самоубийства:

Нужно вспомнить княгиню Евпраксию Зарайскую, которая в 1237 году, когда Зарайск был окружен татарами, бросилась с крепостной стены с маленьким сыном на руках. Она причислена к лику святых!

Блаженный Августин отвечает на этот вопрос:

Как надобно смотреть на дела, которые совершить непозволительно, когда оказывается, что они были совершаемы святыми

Но, говорят, многие святые женщины, избегая, во время гонения, преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла и потопила их; и хотя они умирали таким образом, их мученичество однако же весьма чтится кафолическою церковью. — Не осмеливаюсь судить об этом необдуманно. Повелевал ли божественный авторитет какими-нибудь, заслуживающими доверия, свидетельствами, чтобы церковь чтила подобным образом их память, — не знаю; может быть — и так. Что если женщины эти поступили таким образом не по свойственной человеку ошибке, а в исполнение божественного повеления, не заблуждаясь, а повинуясь, подобно тому, как должны мы думать о Сампсоне? А когда повелевает Бог и не оставляет никаких недоразумений относительно того, что повелевает Он, — кто сочтет послушание преступлением? кто обвинит благочестивую покорность?

Но отсюда не следует, чтобы всякий, кто решился бы принести своего сына в жертву Богу, не совершил бы преступления потому, что похвально поступил подобным образом Авраам. Ибо и солдат, когда убивает человека, повинуясь поставленной над ним законной власти, не делается по законам своего государства повинным в человекоубийстве; напротив, если бы не сделал того, был бы повинен в ослушании и пренебрежении власти. Но если бы он сделал это самовольно, то совершил бы преступление пролития человеческой крови. Таким образом, за что наказывается он, если совершает без приказания, за то наказывается, если не совершает по приказанию. А если бывает так, когда приказывает полководец, то во сколько раз более должно быть так, когда повелевает Творец?

Итак, кто слышит, что убивать себя непозволительно, пусть убивает, коль скоро ему повелел Тот, приказаний Которого нельзя не исполнять; пусть смотрит только, действительно ли имеет он на это несомненно божественное повеление.

Итак, кто слышит, что убивать себя непозволительно, пусть убивает, коль скоро ему повелел Тот, приказаний Которого нельзя не исполнять; пусть смотрит только, действительно ли имеет он на это несомненно божественное повеление. Мы судим о совести на основании того, что слышим; права судить о сокровенном совести на себя не берем. Никто не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем самом (1 Кор. 2:11). Мы одно говорим, одно утверждаем, одно всячески доказываем, что самовольно никто не должен причинять себе смерти, ни для избежания временной скорби, потому что иначе подвергается скорби вечной; ни из-за чужих грехов, потому что иначе неоскверненный еще чужим грехом он совершит собственный самый тяжкий грех; ни из-за своих прежних грехов, ради которых настоящая жизнь особенно необходима, чтобы можно было уврачевать их покаянием; ни из-за желания лучшей жизни, приобрести которую надеется по смерти: потому что для виновных в собственной смерти нет лучшей жизни по смерти.

Публикуется по изд.

блж. Августин. О Граде Божием // Творения. 2-е изд. Киев, 1906. Часть 3. Кн. I. главы 17, 20, 22, 26. С. 31-48

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

41 Responses

  1. Рапзумеется, его надо отпеть, раз благословил Святейший Патриарх, а он благословил из снисхождения к просьбе его родных.
    То, что его поступок воспевают чисто светские люди – тоже закономерно. Да, это подвиг.
    Единственная ошибка: нельзя этот подвиг воспевать церковному журналисту на страницах церковной песчати, придавая ему церковную окраску, ореол святости.
    Отпеть – надо,но придавать церковное почитание нельзя.
    Он застрелился потому что был приказ Сталина не попадать в плен. Поэтому Щипков и пишет “генералу нельзя было попадать в плен”. Почему “нельзя”? Моряки Цусимского сражения попали, и пользовались там огромным уважением японцев. Понятно, почему восхищается немец. Еще больше бы восхищались самураи. Но мы, то, русские, знаем, стреляться грех и что заставлять своих солдат стреляться, как приказывали Сталин и Гитлер – еще больший грех. Зачем он оставил своих пленных солдат, своих подчиненных, застрелившись? Бог ему Судья. Карбышев и Лукин не так поступили.
    Если бы он это делал ради Бога, по заповеди Божией, чобы не согрешить, как делали монахини и девственницы перед лицом насильников – то имел бы основания к церковному почитанию. Но он сделал это во исполнение приказа Сталина. Это Сталин установил, что генерал не должен быть в плену, а не Бог. Грех оправдывать самоубийство сталинскими установлениями. Никакого позора в этом не было, и от честных солдат был бы почет, так как сражался до последней крайности, как было написано в старом воинском уставе. А самоубийство – грех.
    Прости его, Господи, и помилуй.

    1. ****Но он сделал это во исполнение приказа Сталина****

      А где об этом сказано? … Возможно он пошел на это самоубийство,понимая что не выдержит пыток или ещё по каким-то своим причинам….Необязательно,что здесь играли роль сталинские установления! Мы же не можем знать,что генерал думал в последнюю минуту перед самоубийством.А осудить уже торопимся.

      1. Почему Вы решили, что я его осуждаю.
        Относительно приказа Сталина. Как-то неудобно напоминать взрослым людям. Это история, Наталия, история нашей с Вами Родины. Приукрашать ее – такой же грех, как и чернить.
        Вот, скачал для Вас.

        16 августа 1941 года Сталин издал приказ № 270, объявлявший пленных советских солдат и офицеров изменниками Родины.

        Через два месяца после начала Великой Отечественной войны значительная часть территории Советского Союза была захвачена гитлеровской армией. К середине августа 1941 года Германия оккупировала всю Украину, Киев был окружен плотным кольцом фашистских войск. Плохо вооруженные советские соединения под натиском превосходящих сил противника терпели поражение за поражением. 16 августа 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования издала приказ, запрещающий бойцам Красной Армии сдаваться в плен либо выказывать иные признаки трусости. «У нас нет пленных, а есть изменники Родины!» — такова основная мысль приказа № 270, подписанного Сталиным. «Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту», — говорится в документе.

        Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками проявляет героизм и мужество, сказано в приказе, но нельзя скрыть и «несколько позорных фактов сдачи в плен врагу». «Отдельные генералы подали плохой пример нашим войскам», это командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Николай Кириллов, командующий 28-й армией генерал-лейтенант Владимир Качалов и командующий 12-й армией генерал-майор Павел Понеделин.

        Только позже выяснилось, что приказ № 270 содержал поспешные и несправедливые оценки. Генерал-майор Качалов — один из трех обвиненных в измене Родине военачальников — погиб в бою в августе 1941 года. Генералы Понеделин и Кириллов действительно были захвачены в плен и находились на протяжении войны в концлагерях Вольфхайде и Дахау. 29 апреля 1945 года Кириллова и Понеделина вместе с другими узниками концлагерей освободили советские и американские войска. Едва бывшие военнопленные вернулись на Родину, их арестовали. В августе 1950 года Павел Понеделин и Николай Кириллов, так и не признавшие себя виновными в сотрудничестве с фашистами, были расстреляны.

        После смерти Сталина дела бывших военнопленных были пересмотрены. В 1956 году Николая Кириллова и Павла Понеделина реабилитировали посмертно.

        Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»

      2. Спасибо,о .Владимир,за ответ.Конечно,я Вас не осуждаю.И историю стараюсь изучать по мере возможности…Меня смутило даже не как установление Сталина и отношения во время ВОВ к пленным,это отдельный разговор,а твердое утверждение того,что генерал Ефремов покончил жизнь самоубийством только на основании установлений Сталина,как буд то других причин,побуждающих это сделать у него не было? ! Да,мало ли по каким причинам можно было стреляться.Например, некоторые белогвардейские офицеры тоже предпочитали пустить пулю в лоб сами,чем дожидаться пока это сделают красные комиссары за них.Да,сколько таких самоубийств,замешанных на чести или военной чести тоже имели быть.
        Я просто хочу написать,что Сталин возможно ставил жёсткие установления,далёкие от христианских идеалов, но считать только его причиной самоубийства генерала,на мой взгляд,весьма сомнительно.

  2. В нашей епархии владыка благословляет отпевать только если самоубийство произошло на почве психического заболевания.

  3. И еще. Когда человек РАДИ БОГА бросается в воду или огонь “на верную смерть” (пророк Иона, Святитель Стефан Пермский), когда девушка бросается из окна во избежание изнасилования – это НЕ САМОУБИЙСТВО, а предание себя на волю Божию. Бог может, если ему угодно, сохранить невредимым.

    Вот это достойно прославления и почитания церковного.
    Но не пуля в висок, не цианистый калий в пилюле.

  4. Суть в том, что такие как Щипков смешивают земное и небесное и этот синкретизм думают обратить на благо Церкви, но блага не будет, а будет великий вред. Это и есть лжемиссия. Иными словами, если бы можно, то и Александра Македонского и Спартака из героев “сделали” бы Святыми ради престижа и уважения к Церкви в миру. Мир – то в этом не нуждается и даже очень удивляется такой неожиданности. Веры в Церковь это совершенно не прибавляет. Лишь говорит всему миру о том, сколь дешево сами церковные люди ценят неприкосновенность, святость и неотмирность Церкви. Это отталкивает от Церкви. Фальсификации всегда отталкивают, хотя делаются ради приобретения голосов. Низко это.

  5. Если солдат или офицер сознательно закрывает своим телом гранату ради спасения многих – это как расценить?

    1. Как христианскую кончину живота нашего безболезнену, непостыдну, мирну.
      Ибо таковый исполняет Закон Божий и тем угождает Богу. “Больше сея любве никтоже имать аще кто душу свою положит за други своя”.

      1. Понятно. Значит важен мотив…
        Вот такая довольно обычная в военное время ситуация. Как известно, пленного снайпера никогда в живых не оставляют. И его не просто расстреляют… а предварительно будут жутчайшим образом пытать, очень жутким образом. При этом, если он является носителем военой тайны (а любой офицер по определению является носителем военной тайны), он все и всех сдаст с потрохами, мало кто такие пытки выдерживает… а потом его по любому убьют. Более того, тем что он всех сдаст, он возможно насесет непоправимый ущерб не только спецоперации, но и возможно в целом обороноспособности страны. И такое может быть. Кстати, по некоторым инструкциям в спецподразделениях, раненый снайпер, чтобы не попасть в плен должен самоликвидироваться (это к вопросу по блж.Августину – “повинуясь поставленной над ним законной власти”). Т.е. в момент взятия в плен, он срывает чеку гранаты, причем если в результате ранения у него не работают руки, он это делает зубами… для его имеются спецприспособления.
        Это как расценить с точки зрения христианства?

      2. Николай, Христианство – не “точка зрения”, а Вера. Все, что не по вере – грех, учит Апостол.

      3. Николай, христианин должен с молитвой придать себя в руки Божии, уповать на Него и не сомневаться в помощи Его для перенесения тяжких телесных мук. Это нельзя сравнивать с вышесказанными примерами отдания себя в руки Божии дев и жен, т.к. они спасаются от поругания.

      4. ****Это нельзя сравнивать с вышесказанными примерами отдания себя в руки Божии дев и жен, т.к. они спасаются от поругания.****

        Девы спасаются от поругания, снайперы спасаются от предательства, которое могут совершить не выдержав пыток, или генералы,которых в конце концов расстреляют,но от показаний которых может зависеть исход военных действий.Каждый знает свою меру, и Бог им Судья.
        Я естественно против любых форм суицида,и не совсем понимаю,что значит броситься из окна высокого этажа,уповая на волю Божию, понимая что шансов выжить никаких, а если вдруг и приземлишься неискалеченной,опять попасть в руки насильников? Явно и княгиня Евпраксия Зарайская понимала,что ни она ни ее младенец не выживут.Княгиня сознательно выбирала смерть во избежании того,с чем она бы не смогла жить и смириться в дальнейшем,если бы осталась жить.Это был решительный выбор…Но разница между ей и тем же генералом в том получается,что с поруганной честью жить нельзя женщине, а предать на войне вполне возможно,потому что любому понятно,что фашисты бы такой шанс не упустили.Но с такими пререготивами недалеко и до власовщины докатиться.
        А если некоторых смущает,что перед тем как выстрелить себе в висок генерал не перекрестился и не вспомнил о Боге,то это ещё как сказать…
        И,конечно,нельзя как тут выразились романтизировать самоубийство.Можно подумать,эти выше перечисленные “самоубийцы” были в восторге от сложившегося выбора.Это величайшая трагедия, но не лишенная христианского смысла,раз примеры со святыми имеют место быть.

      5. Наталии.
        Нельзя сравнивать святую жену с неверующим генералом.
        И еще. Бог не дает человеку испытания больше, нежели он может понести.

      6. ****Нельзя сравнивать святую жену с неверующим генералом.
        И еще. Бог не дает человеку испытания больше, нежели он может понести.****

        Никто и не сравнивает.Понятно,что и подвиги разные и вообще речь шла не о том,чтобы генерала сравнивать со святыми и мучениками.
        А вот про испытания и про крест одному Богу ведомо.Не надо никого осуждать.
        Одному Богу судить,кто как нес свой крест и переносил свои испытания.И про неверие сложно рассуждать.С чего Вы решили,что он был неверующим? Были ли какие-нибудь факты,подтверждающие,что он открыто отрицался от Бога и Церкви.Если были – приведите! Может цитаты.Потому что его героическое сражение с фашистами и разделённая судьба с солдатами,с которыми он воевал до последнего,, говорят о том,что не мог такой человек,на мой взгляд,представлять из себя что-то гордое,злое,глупое и надменное,что представляют из себя безбожники.
        Мне кажется,верующий это не только,который говорит – Господи,Господи! Но и тот,кого отличают какие-то христианские человеческие качества,такие как самопожертвование, например.

      7. Наталье:
        “А вот про испытания и про крест одному Богу ведомо.Не надо никого осуждать.”
        “Мне кажется,верующий это не только,который говорит – Господи,Господи! Но и тот,кого отличают какие-то христианские человеческие качества,такие как самопожертвование, например.”

        Ваше определение верующего подходит ко всем еретикам и гностикам. Кроме призывания имени Господа, и обладания человеческими качествами, для Православного не на последнем месте и мнение Святой Церкви, которая устами блаженного Августина, недвусмысленно утверждает:

        “Если не дозволительно вообще лицу частному своей властию убивать человека, хотя бы и совершающего преступления (никакой закон не дает права на подобное убийство): то и убивающий самого себя, несомненно, человекоубийца; и когда убивает себя, бывает тем преступнее, чем он невиннее в том деле, из-за которого считает нужным убить себя.”

        А Вы называете человекоубийцу героем.

        “Были ли какие-нибудь факты,подтверждающие,что он открыто отрицался от Бога и Церкви.Если были – приведите!”

        Он отрекся от Бога когда решил что сам вправе вершить свою судьбу. Это вопиющий факт богоборчества!

        С Уважением

      8. ****А Вы называете человекоубийцу героем****(Владимиру Р.)

        Он герой не потому что самоубийца, а по другой причине. Не переворачивайте!
        Всё остальное про Церковь конечно же подразумевается само собой…

      9. “Он герой не потому что самоубийца, а по другой причине.”

        Он не герой, он самоубийца, хотя и совершил раньше не мало героических поступков. Но о дереве судят по плодам.

        “И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность.
        13 Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, –то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал.”Иезекииль 33

      10. *****Он не герой, он самоубийца, хотя и совершил раньше не мало героических поступков. Но о дереве судят по плодам.****

        Плоды его геройства в том,какой положительный вклад своими военными действиями,как генерал и человек,он привнес в победу над фашистами.
        Простите,про Ваши героические поступки хотя бы в малом я не знаю, и если Вы считаете,что сплошное цитирование Святых Отцов делает Вас христианином,то Вы ошибаетесь,поэтому,простите, на мой взгляд не Вам и другим выносить в таком пренебрежительном тоне суд герою СССР,даже если он совершил грех.
        Посмотрите вокруг,может быть Вы грешите больше и хуже тем,что наговариваете на человека,тем более покойного,который и защититься не может,что тот дескать самоубийца и всё, больше ничего хорошего в жизни не сделал.
        Всего доброго.

      11. “Вы грешите больше и хуже тем,что наговариваете на человека,тем более покойного,который и защититься не может,что тот дескать самоубийца и всё, больше ничего хорошего в жизни не сделал.”

        Наверное Вы не заметили:
        “Он не герой, он самоубийца, хотя и совершил раньше не мало героических поступков.”

        Ни кто не умаляет сделаных им в жизни подвигов. Где ложь которую Вы мне приписали? Для безбожников самоубийство не грех, по-этому для СССР он несомненный герой. Был бы он героем для них, если бы перед смертью предал Родину? Иуда три года был апостолом, Вы найдете слова для оправдания Иуды??? Один злой поступок перечеркнул всю жизнь. Или для Вас самоубийство не зло?

        “если Вы считаете,что сплошное цитирование Святых Отцов делает Вас христианином,то Вы ошибаетесь”

        Странно для Вас, как для христианки, упорное нежелание (неспособность) видеть заложенный в цитатах смысл:

        “…убивающий самого себя, несомненно, человекоубийца; и когда убивает себя, бывает тем преступнее, чем он невиннее в том деле, из-за которого считает нужным убить себя.»

        Как человекоубийцу христианин может назвать героем?

      12. *****Ни кто не умаляет сделаных им в жизни подвигов. Где ложь которую Вы мне приписали? Для безбожников самоубийство не грех, по-этому для СССР он несомненный герой. Был бы он героем для них, если бы перед смертью предал Родину? Иуда три года был апостолом, Вы найдете слова для оправдания Иуды??? Один злой поступок перечеркнул всю жизнь. Или для Вас самоубийство не зло? ****

        Я,конечно,понимаю Ваше желание окончательно очернить и втоптать в грязь героя СССР генерала Ефремова,при этом противореча себе в каждом предложении – то он герой,потом героические поступки с плодами его враз испарились,потому что он совершил грех – самоубийства и теперь он не герой , -складывается ощущение,что Вам совершенно генерал перестал быть интересен как военнослужащий в чине генерала,который принёс несомненную пользу во время ВОВ. Хотя вопрос интересовало ли Вас это вообще? Герой он войны, что непонятного,уважаемый Владимир ?
        Самоубийство – это зло и грех,с этим никто не спорит.Но зло или глупость писать о том, что один его злой этот поступок перечеркнул всю жизнь.С чего Вы взяли? Бог, поймите,а не Вы, будет судить. Вам достаточно в данной ситуации понять,что самоубийство – это грех,который осуждает Церковь, но не идти дальше и надевать на себя мантию судьи. .Смешно даже.

        ****Странно для Вас, как для христианки, упорное нежелание (неспособность) видеть заложенный в цитатах смысл:****

        Со смыслом я разберусь как-нибудь сама…Мне претят не сами цитаты, а цитаты,которые цитируются людьми,своим поведением,в данном случае словоблудием,которые не имеют желание( неспособность) распознавать в себе, и которые начинают осуждать других людей.
        Простите,я Вам не верю. Кстати, Вы попросили прощения у о.Владимира,за то,что отзывались уничижительно о наших русских великих писателях и поэтах?
        Если нет,то с Вами разговор закончен,потому что о.Владимир не благословил общаться с Вами.

      13. Если злословие, клевета и насмешки, остаются единственными аргументами с Вашей стороны, тогда и правда, нам не о чем с Вами разговаривать.

        “Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя (9:7-8).”

        “9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни ЗЛОРЕЧИВЫЕ, ни хищники – Царства Божия не наследуют.”

      14. *****ЗЛОРЕЧИВЫЕ, ни хищники – Царства Божия не наследуют****

        Дай Бог Вам его наследовать, “незлоречивый” Вы наш!

      15. Наталии.
        Для чего Вы переходите на личности? Или может Вы здесь святая и безгрешная? Если нет, то и давайте будем обсуждать вопрос самоубийства генерала, а не личные грехи комментаторов. И судебные обязанности здесь на себя никто не принимает. Судить будет Бог, и Вас, кстати, тоже. Здесь же обсуждается тема, никакого отношения к греху осуждения не имеющая.
        Если бы генерал был верующим, то никогда бы на иудин грех не пошел. Это смертный грех, неподлежащий никакому оправданию, т.к. он был психически здоров (только их, согласно св.канонов, можно отпевать). Совершившие отпевание самоубийцы – совершили духовное преступление. Только не говорите, что любовь выше канонов, мы уже эту обновленческую песню не раз слышали.

      16. ****Для чего Вы переходите на личности? Или может Вы здесь святая и безгрешная?****

        А почему Вы или кто другой переходите на личность покойного генерала Ефремова,и почему ни во что не ставит например ув.Владимир Р. заслуги во время ВОВ генерала, и всё сводите к греху самоубийства,не зная в принципе всех обстоятельств.

        ****И судебные обязанности здесь на себя никто не принимает***

        Интересно,а как понимать высказывание ув.Владимира Р.,о том,что этот грех самоубийства зачеркнул всё хорошее,что сделал генерал? С чего вдруг? Это Господь будет решать, а не мы,поэтому и нужно ощущать,когда мы обличаем,а когда переходим в оуждение и выносим вердикты.

        ****Если бы генерал был верующим, то никогда бы на иудин грех не пошел****

        Это Ваше мнение….В заключении хочу написать,что патриарх,решая этот вопрос,опирался на другое мнение,и не приравнял это самоубийство к иудиному.Для меня,простите,в этом вопросе патриарх авторитетней.
        Что касается канонов,то если это исключение будет браться как пример для дальнейшего пересмотрения отношения к самоубийствам внутри Церкви,то это будет отдельная тема для разговора.
        В любом случае суицид – это грех и зло,которое осуждается Церковью.На этом и остановимся.
        Всего доброго.

      17. “Но зло или глупость писать о том, что один его злой этот поступок перечеркнул всю жизнь.”

        Если бы Вы вместо того, чтобы злословить и смеяться надо мной, внимательно читали приводимые мною цитаты, то Вы бы не стали называть злом и глупостью слова Священного Писания:

        “13 Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, –то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал.»Иезекииль 33

        “Интересно,а как понимать высказывание ув.Владимира Р.,о том,что этот грех самоубийства зачеркнул всё хорошее,что сделал генерал? С чего вдруг? Это Господь будет решать…”

        Он уже решил:
        Римлянам. Глава 1 :
        28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
        29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
        30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
        31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
        32 Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] ДОСТОЙНЫ СМЕРТИ; однако не только [их] делают, но и ДЕЛАЮЩИХ ОДОБРЯЮТ.”

        “19 апреля 1942 года в бою командарм М. Г. Ефремов, сражавшийся как настоящий герой, был тяжело ранен (получив три ранения[прим 2]) и, не желая попасть в плен, когда обстановка стала критической, вызвал свою жену, служившую у него мединструктором, и застрелил её и себя”

        Военный героизм Ефремова достоин уважения, но для христианина самоубийца героем быть не может. У нас свои герои – Святые и Мученики ради Христа, которые предпочитали любые пытки нарушению заповедей Божиих.
        Этот человек не только самоубийца, но и убийца. И в чем с моей стороны клевета и очернительство, в котором Вы меня прилюдно обличаете?

        С Уважением

      18. Наталье:
        «Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами. Подобает помнить заповедание Спасителя: «Что же видиши сучецъ, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоемъ, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучець изъ очесе твоего: и се бревно въ оце твоемъ? Лицемере, изми первее бревно изъ очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего» ( Матф. VII, 3-5.). Что такое – бревно? Это – плотское мудрование, дебелое как бревно, отъемлющее всю способность и правильность у зрительной силы, дарованной Создателем уму и сердцу. Человек, водимый плотским мудрованием, никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних. Он судит о себе и о других так, как представляется себе он сам, и как представляются ему ближние по наружности, по его плотскому мудрованию, ошибочно: и потому Слово Божие весьма верно наименовало его лицемером.»
        Святитель Игнатий Брянчанинов

      19. Наталии.

        “А почему Вы или кто другой переходите на личность покойного генерала Ефремова”
        Потому что именно эта тема предложена автором блога – Р.Вершилло для обсуждения. Не нравится вам – не обсуждайте, вас никто за язык не тянет.

        “Интересно,а как понимать высказывание ув.Владимира Р.,о том,что этот грех самоубийства зачеркнул всё хорошее”
        Потому что так говорит и Св.Писание. Если Вы не согласны со Св.Писанием – это уже ваши проблемы…

  6. Недавно “нашумевший” блокбастер “Брестская крепость”. Помимо “смерти во всех подробностях” еще и романтизация военного суицида.

    1. Кстати, а мне кино показалось на удивление хорошим. И я помимо суицида увидел там героизм.

  7. Богословская сторона вопроса освещена вполне, но вот история в этой дискуссии несколько искажена. Начнем с того, что, согласно военному законодательству России, “военнослужащий, сдавшийся в плен или положивший оружие перед неприятелем, не исполнив своей обязанности сражаться по долгу службы и присяги, подвергается: лишению всех прав состояния и смертной казни” (цит. по военной энциклопедии Сытина, Т. 6). Законодательства некоторых других стран были еще строже в этом отношении. Итак, приказ Сталина о пленных вполне укладывался в общепринятые международные нормы. Если, конечно, говорить о тексте приказа, а не о формулировках типа “Нет пленных, есть предатели”, которые были выдуманы позже. Да и судьбы пленных советских генералов были разными. Например, генерала Лукина освободили из-под стражи в том же 1950 г., когда расстреляли группу других генералов. Генерал-лейтенант Потапов, командарм, попавший в плен под Киевом, после освобождения из плена сразу был назначен заместителем командующего военного округа.
    Между прочим, генералы Лукин и Карбышев попали в плен в бессознательном состоянии.

    О. Владимир очень неудачно вспомнил Цусиму. Известно, что адмирал Небогатов, сдавшийся вместе с остатками русской эскадры японцам, по возвращении из плена был приговорен к смертной казни, замененной заключением. Такой же приговор получил и ген. Стессель за капитуляцию Порт-Артура. В лагерях военнопленных в Японии наблюдалось резкое расслоение между командами погибших и сдавшихся кораблей. Не будем говорить о японцах, но последних презирали свои. Хотя, конечно, чем виноваты матросы, выполнившие приказ о сдаче? Но именно в командах сдавшихся кораблей имела наибольший успех революционная пропаганда.

    Вспомним также, что взять в плен генерала всегда считалось предметом гордости. В победных реляциях перечислялись имена пленных генералов, наряду с захваченными пушками и знаменами. Вспомним, что в 1914 г. застрелился в окружении генерал Самсонов, армия которого потерпела поражение в восточно-прусской операции. Я полагаю, что он, как и генерал Ефремов, пуская пулю в сердце, руководствовался не чужой волей, а желанием лишить врага еще и этого торжества. В случае Ефремова надо учитывать еще и нежелание сделать свое честное имя орудием пропаганды, на что немцы были великими мастерами.
    На мой взгляд, не надо нарушать покой генерала, отдавшего за Родину все, что он мог отдать. А суд над ним оставим Богу. И дай нам Бог в минуту жизни трудную поступить так, как Он велит.

    1. “На мой взгляд, не надо нарушать покой генерала, отдавшего за Родину все, что он мог отдать. А суд над ним оставим Богу.”

      И тем не менее Церковь отказывается молиться об упокоении самоубийц. Или может быть Она ошибается? Так и скажите!

  8. “Богословская сторона вопроса освещена вполне, но вот история в этой дискуссии несколько искажена”.

    Если богословская сторона правильно освещена, все остальное правильно по определению.

    Или назовите дерево добрым и плод его добрым или назовите дерево худым и плод его худым.

    Не может история быть искаженной в устах тех, кто прав в богословско-нравственной оценке.

    Я готов отстаивать это.

    Вы ошибаетесь. Так не бывает.

    Смотрите: капитан “Ушакова” Миклуха не совершал самоубийства когда остался на капитанском мостике гибнущего в Цусимском сражении судна. Он предавал себя в руце Божии как Иона. Теоретически и его могли снять с воды японцы, как они сняли с воды многих его матросов и офицеров, даже в воде продолжавших кричать “ура”. Они не сдавались, не просили пощады, они воевали до конца. Но они и не стрелялись, не топились специально с камнем на шее. Их, а не предателей командиров эскадры имеем ввиду. Никакой доблести в самоубийстве нет. Для христианина это мерзость.

    Грань тонкая, но очень определенная.
    Также нет никакого позора в полонном сидении, за которое прежние Государи своих верных слуг – в отличие от Сталина – жаловали. Речь не о тех, кто сдался с оружием, а о тех, кто воевал до конца, был побежден в бою, лишен возможности сопротивления, не имел оружия и боеприпасов, выполнил свой долг. Почему он должен убивать себя, если совесть у него чиста?
    В этом романтизме нет ничего христианского.

    1. “Никакой доблести в самоубийстве нет. Для христианина это мерзость.”

      Это не только мерзость но и самое низкое и подлое малодушие и предательство. Это хула на Создателя.
      Это наглый плевок неблагодарного сына, в протянутую к нему руку отца! Это позор во веки веков, который позорнее любого позора. Это безумие!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.