В преддверии очередного «исторического» предательства Православия появился авторитетный обзор успехов унии. Накануне визита Патриарха Варфоломея и папы Франциска в Иерусалим влиятельный экуменист протопресвитер Томас Фицджеральд (Константинопольский Патриархат) предлагает обзор «Православная Церковь и Католическая Церковь: что изменилось за 50 лет».
Фицджеральд является исполнительным секретарем «Североамериканской православно-католической двусторонней комиссии» с православной стороны. Данная комиссия на протяжении десятилетий служит местом обкатки самых радикальных униональных решений и шагов. Достаточно ознакомиться с перечнем принятых с 1969 г. документов, чтобы в этом убедиться.
Согласно Фицджеральду, за пять десятилетий Православная Церковь и католицизм перешли от изоляции к общению, от монологов к диалогу и от непонимания к взаимному обогащению. Это движение в сторону новой унии клирик Константинопольского Патриархата считает происходящим «по вдохновению Святого Духа».
Далее идет перечень конкретных достижений.
Уния с Римом относится к сфере преимущественной власти Константинопольского Патриархата. В этом, якобы, согласны все Поместные Православные Церкви, и Ватикан также признает лидерство Константинопольского Патриарха среди православных.
После многих веков отчуждения православных от католиков (странным образом совпавших с расцветом Православия, например, в России) теперь православные и католики официально обязались работать для восстановления полного общения через согласие в вере.
Православная Церковь и Ватикан считаются теперь «Церквами-сестрами», чтó было выражено католиками на Втором Ватиканском соборе, а православными – в ходе Всеправославных совещаний 1961-1968 гг. и в позднейших заявлениях в ходе подготовки Восьмого Вселенского Собора.
Начиная с 1964 г. папы и патриархи встречались неоднократно. В 1965 г. были «отменены» анафемы 1054 г.
Делегация Константинопольского Патриархата ежегодно посещает Ватикан для участия в празднике свв. Апостолов Петра и Павла 29 июня, а Ватикан каждый год отправляет свою делегацию на праздник св. Апостола Андрея в Стамбуле 30 ноября.
Православные и католические богословы регулярно встречаются для обсуждения вопросов унии. Североамериканская комиссия, в которой трудится о. Фицджеральд, действует с 1965 г, а Смешанная православно-католическая комиссия – с 1976 г. На пути к унии в 1982 г. достигнуто согласие по учению о Святой Троице и Церкви (Mystery of the Church and the Eucharist in the Light of the Trinity), а в 1987 г. – о Крещении и Евхаристии (Faith, Sacraments and the Unity of the Church).
Происходит регулярное общение на уровне учебных заведений, когда совершается обмен студентами и преподавателями католических и православных семинарий.
Православные и католические епископы неоднократно совместно высказывались по общественным и нравственным вопросам.
Православные и католики совершают паломничества в Рим и Константинополь. На местном уровне многие православные и католики совершают совместные моления, проводят совместные конференции, акции и т.п.
Значительно увеличилось число смешанных браков православных и католиков.
Православные могут по благословению епископа учиться в католических школах, а католики – в православных. Никаких усилий по обращению в свою веру более не предпринимается.
Делая скидку на пропагандистскую направленность материала Фицджеральда, следует тем не менее признать, что он в общем верно рисует картину примирения «православных» модернистов и экуменистов с модернистами и экуменистами католическими.
Предатели истины по определению должны легко находить общий язык друг с другом, и прошедшие 50 лет это лишний раз доказывают.
Роман Вершилло