Под действием эпидемии коронавируса в нашем духовно больном обществе пробудился нездоровый интерес к Православию.
Целые классы авторов, и достаточно популярных, не только разоблачают чудо Благодатного огня (это вам подарок к Пасхе), но и подробно освещают: кто из священнослужителей и где нарушает правила проведения богослужений, кто из клириков и монахов умер, и насколько это ему поделом, а кто выздоровел и как при этом мучился.
Санитары леса
Неотвратимые Кураев и Невзоров, «Батюшка Лютер», бывший священник и бывший христианин Плужников, «Церквач» и им подобные сбились в шайки «санитаров леса». И конечно, неслучайно на груду тлеющих костей сбежались прежде всех герои лжемиссии, разрушавшие Церковь в 2000-2010-х годах по благословению священноначалия.
Психограмма весны
В картине весны 2020 года в России можно различить несколько элементов. Отметим ключевые точки:
- Интернет-доносы о том, кто и где служил Богу, с каким количеством народа и насколько соблюдал режим изоляции. В общем: «Священники заражают народ».
- Патологоанатомические речи о тех, кто заболел и умер. Тут мы видим разброс мнений: от неверия, что вирус и смерть существуют, до танцев на закрытых гробах.
- Исповеди лиц, недавно утративших веру и покинувших священство и Церковь.
- Проповедь о том, что без Христа жить лучше, чем со Христом, подкрепляется апологией атеизма на православных сайтах: «Есть атеисты, которые говорят, что они атеисты, но они не таковы» (Православие.ru).
- Атеисты продолжают притворяться православными. Для этого идеально подходят проповеди митр. Антония (Блума), пасхальные рассказы Тэффи и т.п.
- Официально объявлено о конце литургической реформы («В храм ходить не надо»).
- Проповедь реформы на атеистических сайтах («Причащение лжицей унизительно»).
- Антиклерикализм, то есть принципиальное недоверие мирян к духовенству. Сюда отнесем и недавние события в Твери, и совсем свежие обвинения священников в том, что они закрывают храм от прихожан (“Благодатный огонь”), да и вообще предали дело консервативного сопротивления. Вина духовенства неизбывна, если учесть, что «в храм ходить не надо» и «священники заражают народ».
Что мы видим на этой интересной картинке? Прежде всего видно, как штрихи накладываются и отталкиваются друг от друга, слагаясь в одну непротиворечивую картину.
Заметим также, что в церковном обществе представлен полный спектр мнений об эпидемии коронавируса: от сомнения и отрицания – до подчинения в духовных вопросах руководству Роспотребнадзора. Спектр полный, но верный ответ так и не найден.
Что это значит? Если в наборе мнений нет ни одного верного, значит надо говорить уже не о вине за грехи, а о духовной болезни. Человек хочет видеть, и не может. Хотел бы понять, да ничего не получается.
Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.
Как известно, мудрость состоит в том, чтобы помнить о своей смерти. Если так, то откуда такое смятение? Почему люди церковные и антицерковные об этом не думают и даже перед лицом смерти не могут заставить себя задуматься?
Церковно-светское общество
Из нашей психограммы видно, что российское общество является смешанным, а именно церковно-светским. Иными словами, в нем не проведена граница между Церковью и миром, верой и неверием.
Атеисты, как мы видим, живо интересуются церковными делами, Таинствами, обрядами и даже здоровьем клириков. Отрекшийся от Христа священник ищет «новые способы говорить о Боге». Священник-богохульник возвращается к служению и ищет эмпатии в соцсетях.
Но идет и встречное движение: антиклерикальная пропаганда со стороны людей вроде бы верующих, православных консерваторов.
Коммунисты увереннее самих верующих говорят о большом значении Церкви в истории России, а православные традиционалисты в ответ салютуют Сталину.
С другой стороны, наше общество смешано странным образом: это смешение разложения, когда дегенерировавшее Христианство смешивается с выродившимся национализмом.
Исповеди апостатов
Мы указали на исповеди апостатов как на один из элементов духовной картины. Продолжающийся распад сознания Кураева-Усатова, Уминского-Плужникова вызывает немалый общественный интерес, причем не только у неверующих, но и у верующих.
Внимание к отступникам говорит о том, что в Церкви и обществе более не возникают религиозные вопросы. Они не решены, но отодвинуты в никуда. Поэтому постепенная или мгновенная утрата веры воспринимается как «тоже религия», особенно если о ней рассказывает бывший или действующий священнослужитель.
Также существенно важно, что общественное внимание привлекают к себе люди негодные. В утрате ими веры нет ничего серьезного и значительного, потому что их вера тоже не была серьезной и значительной. Согласитесь: наносить Церкви раны по благословению или без него – это ведь не признак значительности деятеля.
Вот и получается, что на запах разложения стекаются определенные и многочисленные лица, для которых история распада – их личная и общая история. Что же это за история?
Когда отступник вроде Кураева говорит о Боге и человеке, он волшебным образом превращает вещи человеческие – бедность, болезнь, смерть – в вещи нечеловеческие. Вот в этом виде они постижимы для недочеловека и доступны для овладения через политику силы. Теперь и болезнь не болезнь, и смерть не смерть, а триумф обыденности и несерьезности.
В вере нет ничего обыденного
А между тем в Христианской религии нет ничего обыденного. Здесь всё страшно, всё смертельно опасно, и всё восхитительно и возвышенно. Здесь всё происходит впервые, и здесь всё норма, всё порядок, всё вечность. Здесь земля святая, здесь голос Бога и разреженный воздух предстояния пред Богом.
Теперь представьте себе новообразованного атеиста. Он утратил то, что у него было вместо веры, и он рассказывает публике, что он таким образом приобрел. Но в нем ничего не изменилось, у него все по-прежнему не на месте. Такие люди не меняются, и поэтому видны сразу, как только задают свои первые и уже неверные вопросы о вере.
Модернизм систематически рождает такую «веру» и такое же неверие. От закоренелых в модернизме глупцов на свои неверные вопросы люди получают неразумные, неосновательные ответы. Авторитетом Синодальных и богословских институтов модернизм успокаивает неверующих, говоря им: да ты православный, и притом самый настоящий.
И вот такой «верующий», будучи молоденьким священником, пишет классический труд «Оглашение на современном этапе» (издание Синодального отдела по катехизации), а протоиереем – отрекается от Христа. Или возьмем другого: начинает он с разоблачения «православных предрассудков», потом кощунствует на «Православии и мире» и, наконец, создает антицерковный сайт.
Но даже этого было бы мало для столь отвратительного распада, какой мы наблюдаем сегодня под сенью короновирусной эпидемии. Главное здесь то, что у апостатов есть своя вера: они неизменно верят в то, что могут многое сделать в Церкви.
Почему атеисты описывают болезнь и смерть?
Теперь вернемся к одному из пунктов нашей психограммы. Не сразу понятно, почему враги Христианства так тщательно описывают заболевания и смерть священников от коронавируса.
В этом, однако, есть своя целесообразность: лжеверующие заглянули за Церковную ограду, знают о главном уязвимом пункте и бьют по нему. Они знают о практически всеобщей вере в безопасность Христианства.
И если мы вдумаемся в это, то увидим, что в нашей российской Церкви-обществе вздулся огромный нарыв. Люди пришли в Церковь не для того, чтобы верить и знать, не для того, чтобы со страхом и трепетом вести внимательную и чистую жизнь перед Лицем Божиим. Нет, они пришли в Церковь, как в место, где с ними не может случиться ничего дурного. При этом они твердо не знают, что дурно, а что хорошо, не различают, где модернизм, а где Православие, где священник, а где кощунник.
Другая сторона этого ощущения безопасности состоит в том, что люди пришли помочь Церкви, изменить Ее в лучшую сторону. Люди сразу приходят в Церковь как деятели, преобразователи Ее и возродители.
А на самом деле Церковь есть земля святая (Исх. 3:5). «Страшно сие место! Это дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:16-17). Мы здесь как бы не нужны, не обязательны, и «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9).
Вместо Христианства человек принимает модернистское православие, и ему кажется, что он овладел своей судьбой и обрел абсолютную безопасность. А ведь для такого гностического лжеощущения Христова Церковь подходит менее чем что-либо. Любой кружок по интересам будет лучше Церкви, особенно если люди «интересуются» Святоотеческим богословием.
Если человек хочет овладеть своей жизнью и своим будущим, то Христианство для этого совсем не годится. В Церкви нет и намека на самовластие человека: мы можем только говорить «Аминь», стоя на своем строго определенном месте.
Я не говорю, что люди пришли в Церковь сразу из каких-то враждебных соображений. Чтобы принести вред Церкви, достаточно мнить, что можешь принести Церкви ту или иную пользу.
Люди искали самоутверждения в Церкви, и некоторые его тут временно обрели. Теперь ощущение безопасности у многих исчезло, но осталось ли что-либо вместо этого чувства? Совершилось ли вообще событие веры? Был ли страх Божий?
Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?.. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:7-8).
Роман Вершилло
7 Responses
Роман, Христос Воскресе!
“Антиклерикальная пропаганда со стороны людей вроде бы верующих, православных консерваторов” это ровно то, в чем Вас упрекал тогда ещё епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим.
На мой взгляд, психопазлы, особенно 8-й, собраны в несвойственном Вам эклектически-собирательном стиле. Так, логическая привязка закрытия храмов к “предательству дела консервативного сопротивления” (рождённая в чьей-то пассионарной, в пыльном шлеме, голове) вместе с “водой” антиклерикальной пропаганды выплескивает и “ребёнка” будущего осмысления неполноты церковной в закрытых, открытых для избранных и просто “открытых” храмах.
А вопрос- то, простите, архиважный.
Воистину воскресе!
Я здесь выразился слишком кратко. Могу объясниться немного подробнее.
Обвинения духовенства в закрытии храмов являются несправедливыми. Но тут не только несправедливость, а так проявляется всеобщее недоверие, которое существует в нашей Церкви. Это недоверие имеет идеологические корни, которые я называю антиклерикализмом.
Есть и противоположное недоверие духовенства к пастве, как видно на примере выступлений того же еп. Питирима. А в общем это рисует картину церковно-общественного распада, который является темой моей статьи.
Роман, благодарю Вас за ответ.
Действительно, налицо все признаки нарастающего церковно-общественного распада, губительного во времена гонений на Церковь. Для изучения духа времени, безспорно, необходим критический анализ стенаний антиклерикалов и апостатов. Хотя, их категоричная глупость слишком очевидна, чтобы быть опасной или привлекательной для верных. Но, недостаточен.
“Наша брань не против плоти и крови” духовенства, осуждение которого несправедливо и вздорно. Более того, радеющему о спасении не к лицу и не ко времени рассуждать о малодушии и беззаконии мироправителей тьмы века сего. Однако, для устранения и охранения от попущенного Богом отступления нам потребуется умение разбираться в более изощрённых понуждениях верных, являемых сегодня для того, “чтобы прельстить, если возможно, и избранных”, а уж нас, грешных и тем более.
На этом долгом и нелёгком пути укрепит нас и дело пастырей добрых, стоящих в Истине, и слово тех, кому много дано, но и за многое спросится. Это я о Вас, уважаемый Роман.
Помоги Вам Господи!
“Коммунисты увереннее самих верующих говорят о большом значении Церкви в истории России, а православные традиционалисты в ответ салютуют Сталину…” – Поистине, все смешалось((((
Спасибо Вам за отличные статьи!
Христос Воскресе!
“Чтобы принести вред Церкви, достаточно мнить, что можешь принести Церкви ту или иную пользу.” — очевидно, такое возможно, если мыслительные процессы, в частности, поиск ответа на вопрос, “уместна ли какая-либо польза от меня”, у вредоноса происходят на языке патологической речи?
Вы хорошо это отметили. Да, патологическая речь иначе, чем разумная, участвует в создании таких безумных мыслей. Ведь разумные слова все-таки не диктуют нам мысли, а наоборот – мысли рождают слова. А здесь по-другому.