Тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю и яже на ней (Ис. 42:5). Каким образом вещество, будучи нежным, может выносить тяжесть великих и высоких гор; почему постоянно текущая вода не пресечется, и почему, всегда охватываемая пламенем, она не воспримет огня?
Однако, она тверда как камень, и даже более, чем камень, потому что это был Бог, распростерший землю с произведениями ее, особенно же людей, чтобы ты разумел, что крепость их происходит от Бога. Если бы им не покровительствовало божественное промышление, то весь человеческий род был бы уничтожен с самого начала. Сколько было бедствий! Сколько печалей! Почему пророк и говорит: Помощь моя от Господа (Пс. 120:2). Сколько огорчений! Сколько душевных волнений! Какая печаль! Сколько кораблекрушений! Если бы не разрушалось тело, то дух, не будучи в состоянии переносить такого бремени скорби и печали, улетел бы. Так как существует столько скорбей и печалей, то Он не оставляет, хотя часто отступает, чтобы ты разумел, что, когда Он не оставляет и не отступает, то это – дело Его силы. Обратим внимание на животных: сколько у них бедствий! Сколько зла и трудов! Однако, они не прекращают существования. Почему и Павел говорит: И к сим кто доволен (2 Кор. 2:16); а потом: Утешаяй нас о всякой скорби нашей (2 Кор. 1:4). Если бы небо не было нам помощником, то остальное не было бы достаточно для нас, чтобы переносить такие бедствия. И дыхание даяй людем, иже на ней, и дух ходящим на ней. Или иначе: есть Попечитель душ, то есть все сохраняется божественным промышлением; одни тела одушевлены, другие неодушевлены. Взирая на прекрасное и видимое тело небес, ты не думай, что оно одушевлено, как вздорно говорят греческие басни; но все, что существует, существует и остается твердым, не имея души. Также, взирая на землю, не думай, что она одушевлена, потому что она стоит и твердо пребывает; точно так же и относительно воды. Вот небо и земля: одно находится выше, другая ниже; есть одушевленные и есть неодушевленные существа. Бог дал душу людям, но никак не небу, ни земле, ни воде; скотам же Он дал душу чувствующую, но не разумную. Известно, что Он – Творец душ разумных и чувствующих. В людях же нет никакого различия между духом и, душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное.
св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Творения. СПб.: СПбДА, 1900. Т. 6. Кн. 1. С. 246-247