Search

В чем спасение России?

Вот, где корень и главный источник зла, более всего мешающего спасению России: безмерно-разросшаяся, упорная, непреклонная, на Самого Бога и на Святую Церковь Христову вздымающаяся самость!

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго!.. всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице!.. предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем… и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

(из тропаря Казанской Божией Матери).

Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери

Многие русские люди, а особенно те из них, которые сами пережили все кровавые ужасы, начавшиеся у нас с 1917 года, нередко задают себе вопрос: «Как все это могло случиться с нашей несчастной Родиной, и в чем — спасение России?»

И часто вопрос этот — вопрос первостепенной важности — решают совсем по-разному.

А между тем правильное решение этого вопроса может быть только одно.

И только тогда, когда все русские люди, в основной своей массе, поймут это, придет долгожданное спасение России, — не раньше.

Наше утверждение отнюдь не голословно, ибо оно основывается на всей почти тысячелетней истории нашей Родины, не напрасно и не без самого глубокого смысла и значения именовавшейся «Святой Русью» и «Домом Пресвятыя Богородицы». А особенно красноречиво свидетельствует об истинности его великое событие, празднуемое нашей Российской Православной Церковью 22 октября, по нашему православному календарю.

Все ли русские люди, однако, в наше время знают и чтут этот столь радостный и вселяющий в нас надежды на лучшее будущее праздник в честь Казанской Иконы Божией Матери, установленный в благодарность Заступнице усердной рода христианского за избавление Москвы и всего Отечества нашего от нашествия иноверцев-поляков и мрачных ужасов так называемого «Смутного Времени» в первой половине XVII-го столетия?

А ведь стыдно настоящему русскому человеку не знать этого!

Необычайно-тяжкие времена переживала тогда Русская Земля. Наступило «между-царствие», безначалие, а с ним и полная разруха, расстройство всей государственной жизни, Москва находилась в руках поляков, стремившихся посадить на русский престол своего королевича, в северных областях хозяйничали шведы, по всей страна ходили, безнаказанно грабя и убивая всевозможные разбойничьи шайки. Гибель России казалась бесповоротной и окончательной: спасения, по чисто-человеческим соображениям, ожидать было неоткуда.

И вот, в таком, по-видимому, совершенно-безнадежном положении, лучшие русские люди все свое упование возложили на помощь Божию и на чудесное заступничество Пречистой Матери Божией, не раз уже в прошлом спасавшей Русскую Землю — Дом Свой.

И не посрамились в своем уповании.

В ответ на грамоты с призывами встать на защиту Церкви и Отечества, рассылавшиеся стоятелем за Землю Русскую Святейшим Патриархом Гермогеном и иноками прославленной Троице-Сергиевой Лавры, начали образовываться народные ополчения. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород, где прочтенная с церковного амвона, вызвала особенное воодушевление Козьмы Минина-Сухорука.

«Встанем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы», с таким пламенным призывом обратился он к своим согражданам: «Заложим жен и детей, но освободим отечество». Воодушевившиеся этим его призывом образовали ополчение под начальством князя Д. М. Пожарского.

Глубоко-верующий, настоящий православный русский человек князь Д. М. Пожарский горячо молился перед чудотворной иконой Божией Матери Казанской, незадолго до того, в 1579 году чудесно явившейся во граде Казани, и взял ее (по другим сведениям, список с нее) с собою, дабы она сопровождала его ополчение. Множество всевозможных препятствий, даже оттуда, откуда нельзя было ожидать их, встретило воинство кн. Пожарского. Все это возбудило в малодушных сердцах робость и упадок мужества. В таком горестном положении вся надежда могла быть только на помощь свыше, и вот — весь народ и войска стали с сердечным умилением и покаянными слезами воссылать горячие моления к Пречистой Матери Божией перед Ее чудотворной иконой Казанской. После отслуженного перед образом торжественного всенародного молебного пения, все решили возложить на себя еще трехдневный строгий пост. И покаянные молитвы эти не остались тщетными.

В Московском кремле, в плену у поляков, томился праведной жизни святитель Арсений (Святейшего Патриарха Гермогена уже не было в живых: поляки его уморили голодом за его непоколебимость в стоянии за Веру и Отечество), Архиепископ Елассонский, прибывший в Россию с Востока. От тяготы плена и страданий он впал в болезнь и изнеможденный лежал на одре в своем заключении.

И вдруг в полночь темничная келлия его наполнилась необычайным светом, и среди этого света он видит пред собой преподобного Сергия, Игумена Радонежского, который говорит ему: «Арсений! ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности этого пророчества, к болящему старцу возвращается крепость его сил, и он получает исцеление от томившего его тяжкого недуга.

Радостная весть эта, переходя из уст в уста распространилась с быстротой молнии, перешла за стены осажденного города и воспламенила сердца воинов князя Пожарского неустрашимым мужеством Дерзая о Имени Богоматери, христолюбивое воинство сделало решительный приступ к Кремлю, и поляки, несмотря на отчаянное сопротивление, должны были сдать Кремль.

Это было 22-го октября 1612 года.

В первый же воскресный день русское воинство всеми жителями столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Навстречу этому крестному ходу вышел святитель Арсений, неся на своих руках сохраненную им в плену чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Падая на землю ниц и проливая слезы благодарности, каждый стремился освятить себя прикосновением к этой дивной святыне, столько раз в прошлом спасавшей Русскую Землю.

В память этого чудесного спасения России от бедствий Смутного Времени, новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов, по благословению отца своего Патриарха Филарета, распорядился установить ежегодное торжественное празднование Казанской иконе Божией Матери, кроме дня ее обретения 8 июля, еще в день избавления Москвы от поляков — 22-го октября. Казанская икона Божией Матери сделалась семейной иконой в царском роде Романовых и царь Алексий Михайлович в 1649 году объявил день 22-го октября всероссийским праздником — «табельным днем», каковым он внесен и в свод наших отечественных законов.

Итак, по усердным покаянным молитвам русских людей, «предстательством Богоматери суд об отечестве нашем был преложен на милость,» и именно тогда, когда казалось, что никакой уже нет надежды на спасение.

Неужели это ничему нас не учит, и неужели современные русские люди могут оставаться бесчувственными к этому несомненному голосу истории?!

Всякому разумному верующему русскому человеку должно быть совершенно ясно, что если первое Смутное время продолжалось всего лишь 15 лет, а нынешнее второе, во много раз более страшное, Смутное Время продолжается уже свыше 50-ти лет, и до сих пор нет пока и не видно никакого просвета, то это только потому, что нет прежней горячей веры в русских людях, нет настоящего искреннего покаянного чувства, нет подлинной действенной молитвы и должного упования на помощь свыше — на предстательство Заступницы усердной рода христианского, столько раз чудесно спасавшей русскую землю.

Нет того, что надо, но зато есть очень много того, чего совсем не надо, что прогневляет Бога, отвращает от нас Заступницу нашу и отдаляет день спасения несчастной страждущей Родины нашей от тяжкой смуты и ига лютого безбожия.

Мрачная смута эта, посеянная и взращенная злобными врагами Православия и России, перевернула вверх дном все здравые понятия у весьма многих русских людей, не исключая и тех, которые мнят себя духовными, политическими и общественными вождями. То, что прежде для каждого здравомыслящего православного русского человека казалось ясным и бесспорным, теперь как-то затуманилось в сознании и вызывает необъяснимые с точки зрения здравого смысла сомнения и кривотолкования, начиная с не подлежащих, казалось бы, никакому оспариванию догматических истин нашей св. православной веры и канонических установлений нашей св. Церкви.

«Все, будто бы, не так, а так, как мне лично кажется, как Я нахожу правильным!»

Вот, где корень и главный источник зла, более всего мешающего спасению России: безмерно-разросшаяся, упорная, непреклонная, на Самого Бога и на Святую Церковь Христову вздымающаяся самость!

Никаких авторитетов! — «Я, — и моему нраву не перечь, а кто против меня, тот, по этому самому, уже не прав, и ему не должно быть места во вселенной!»

При такой настроенности где уж тут говорить о настоящей искренней молитве и, особенно, о покаянии, которое неразлучно с искренней молитвой?!

«В чем мне каяться, если я — во всем только прав, а другие все — во всем виноваты?!»

Увы! такая духовно-нездоровая настроенность, в большей или меньшей степени, свойственна едва ли большинству современных русских людей всех ориентаций и всех направлений.

Смиренное сознание своей греховности, своего непотребства, своего недостоинства отсутствует, а ведь благодать Божия подается только смиренным (1 Петр. 5:5).

При таком настроении напрасно надеяться на помощь Божию в великом деле спасения России. Да к тому же, если бы так настроенные каким-нибудь путем все же добились бы освобождения несчастной нашей России от теперешних ее безбожных властителей, они бы, при диктаторских своих замашках, установили бы в ней режим не менее горький и нестерпимый для всех инакомыслящих и только ввергли бы ее в новую бездну зол.

Ведь сатанинское зло весьма многообразно, и оно способно искусно обходить нас, как слева, так и справа, делая нас своей добычей!

За примерами этого в истории не далеко ходить, не говоря уже о современном положении в мире, когда многие так обманываются, принимая зло за добро, а добро почитая злом.

А между тем, критерий истины так должен быть для всех ясен, и его отлично знали и признавали наши благочестивые предки на Святой Руси, которые поэтому умели по-настоящему и молиться и каяться: Все то, что согласно со Словом Божиим и с учением нашей святой Церкви, есть добро, а все то, что с этим несогласно, есть зло.

Никакого «Я…» — «Я…», а только — Бог и святая Церковь!

Все эти нездоровые «самостные» настроения расцвели у нас «пышным цветом» под влиянием Богоотступнического Запада, и это-то именно и было главной причиной страшной катастрофы, постигшей Русскую Землю. Увы! эти настроения держатся у многих до сих пор, и они-то и мешают спасению и возрождению России, и пока мы их не изживем, бесполезно мечтать о спасении нашей Родины, какие бы самые прекрасные планы этого мы не разрабатывали, какие бы самые совершенные политические программы ни составляли.

Разве не от этой «самостности» или «Я-чести», по меткому выражению святителя Феофана Вышенского, все, или почти все, наши губительные распри, взаимная вражда, неистовая партийность, разделения и расколы?! А всем этим широко и вдоволь пользуются темные антихристовы силы, ставившие себе давно задачей разрушить нашу Родину, как оплот Св. Православия, и похоронить ее навсегда, чтобы она никогда больше не восстала.

Сама монархия — историческая форма правления нашей Родины — может быть спасительна для нас только тогда, когда она — православная, а не просто «монархия», как думают, к несчастию, многие. Русский Царь должен быть не просто «Царь», а «Царь православный», как и поется в нашем старом государственном гимне. Царь наш должен быть вполне сознательным православным христианином — искренним, верным и преданным сыном истинной Православной Церкви. Ибо Царь ценен для нас, как Помазанник Божий, освященный на свое служение чрез великое таинство Миропомазания Святою Церковью — конечно, истинною Церковью, а не одной из тех лже-церквей, которые, как мы видим теперь, вступили в содружество и тесный союз с темными антихристовыми силами. Царь должен нам сам давать высокий пример подчинения себя спасительному Закону Христову. Иначе это будет не «Царь Православный», а обыкновенный диктатор, своевольно-деспотически пользующийся своей властью в своих собственных интересах и целях или еще хуже — пешка в руках антихристовых сил, пользующихся им для проведения в мире своих адских планов.

Главной задачей современного русского человека искренно-желающего спасения нашей Родине-России поэтому является: не о формах правления ожесточенно спорить, не какие-либо чисто-человеческие планы строить, не политические программы вырабатывать, а принять все меры к тому, чтобы, с Божьей помощью, самым решительным образом изжить все то, что мешает искреннему нелицемерному покаянию, и ни в какой мере никогда больше не возвращаться к тем настроениям, которые привели нашу Россию к гибели. Неверие, безбожие, нравственная нечистоплотность и распущенность, нигилизм и космополитизм, небрежение и презрение ко всему своему исконному родному и святому — все это должно стать совершенно чуждым душе русского человека, если он действительно хочет видеть Родину воскресшей к новой жизни.

Другого пути спасения России нет да и быть не может!

Вот тогда, когда произойдет такая спасительная метаморфоза в душах и сердцах русских людей, смогут они искренно, из глубины души, в слезах покаяния, воззвать к Заступнице Усердной рода христианского: «Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим Образом со слезами»… и подлинно «единым сердцем и едиными усты» молитвенно возопить, как вопияли они прежде:

«Матерь Божия! Спаси Землю Русскую!»

И услышит нас Она, ожидающая только искреннего покаяния и обращения нашего, и чудесно, как и встарь, спасет, помилует, восставит и возвратит нам Отечество наше.

«Притецем» же, «людие» русские, «к тихому сему и доброму Пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, Покрову Девы: ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и Богобоящыяся рабы Своя». (Кондак Казанской иконе Божией Матери).

Сие буди, буди!

архиеп. Аверкий (Таушев)

Публикуется по изд.

Современность в свете слова Божия. Слова и речи 1961-1968 Т. II. NY.: Jordanville, 1975

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо восемьдесят третье

св. Тихон Задонский. Письма келейные Всем ли-де возвещается приближившееся царство небесное? вопрошаешь ты.- Ответ: неотменно всем. Но видел ты, что в начале покаяние, как преддверие к тому, всем предлагается. Как

По разделам

Один ответ

  1. Какая замѣчательная, проникновенная и актуальнѣйшая проповѣдь, и какъ разительно она отличается отъ современныхъ пустопорожнихъ… И главное – въ ней просматривается единственно правильный путь къ возрожденiю, единству и цѣлостности нашего отечества, переживающаго подобную прежнимъ очередную смуту. Похоже, мы стоимъ на краю катастрофы и катимся въ бездну, и, если не сохранимъ единство православной веры, если не оградимъ её отъ стропотныхъ модернистскихъ и обновленческихъ путей, то ничто уже не остановитъ наше паденiе. Остаётся вкупѣ съ почившемъ въ Бозѣ духоноснымъ Владыкою Аверкiемъ взывать: «Матерь Божiя! Спаси Землю Русскую!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.