Search

В день сошествия Святого Духа человечество впервые по падении дохнуло духом Святым

Необходимо, чтобы органы, Им Самим учрежденные для сообщения Себя, были целы, то есть все Божественные Таинства и священнодействия сохранялись в том виде, как он установлен св. Апостолами, по внушению Духа Божия.

В день сошествия Святого Духа человечество впервые по падении дохнуло духом Святым и дышет Им. В Церкви Православной дыхание сие полно, а у других неполно, или совсем отсутствует

св. Феофан Затворник

Какою светлостию окружила св. Церковь праздник Пятидесятницы! Видим, и в песнях и в образе священнодействий, и в убранствах храмов, домов и даже путей — особенные проявления радования. И понятно почему.— Это все есть плод радости жизни чрез Духа Святого о Христе Иисусе, Господе нашем.

И сколько здесь поучительных — высоких символов!— Из многих остановлю ваше внимание на одном, именно — на том, что ныне все заготовляют себе пучки цветов и пахучих трав, которых аромат с усилием вдыхают в то особенно время, когда читаются молитвенные воззвания к Богу, в Троице поклоняемому. Что значит это очень простое по виду действие? Оно выражает, что сошествие Св. Духа имеет самое близкое сходство с дыханием. И действительно, и первое приятие Св. Духа, и пребывание Его в Церкви, и то, как Он разливается по всему телу Церкви, и как каждым членом ее приемлется,— самым очевидным образом отражается в действии нашего дыхания.— Вот посмотрите, как это!

Сошествие Св. Духа — есть первый вздох человечества Божественным Духом.— Обратитесь назад и припомните пророчество Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его совокуплялись кости к костям, как они потом покрывались жилами, плотью и кожею, но духа не было еще в них. И сказано было Пророку: прорцы о Духе; и прорекох,- говорит,- и все ожило.— Сие поле костей есть образ падшего человечества, которое, в отдалении от Бога, не имело в себе жизни и было без духа, как говорит Апостол. Но милостивый Господь не оставлял его, а приготовлял его к приятию оживления разнообразными промыслительными действиями. Ко времени явления Христа Спасителя, оно, можно сказать, совсем было готово принять новую жизнь,— походило на труп цельный, в коем кости совокуплены к костям и покрыты жилами, плотию и кожею… только духа не было в нем. И в Евангелии ясно говорится, что время оживления его уже настало. Оставалось немногое: не у бе Дух Свят,— отчего?— яко Иисус не у бе прославлен. Но вот Господь воскрес, вознесся во славе на небеса… Божественный Дух сошел, и человечество ожило, дохнув Божественным Духом,— это в первый раз, как новорожденное дитя, выходя на свет, в первый раз вдыхает в себя воздух.— Апостолы, или вся первая собравшаяся в Сионской горнице Церковь, были только устами, коими приняло человечество сие первое вдыхание Духа.

Но проведем далее сие сравнение. Принятый в дыхании воздух обыкновенно проходит в легкие,— из большого канала все в более и более меньшие, пока дойдет до последних пределов. Приемники живительных стихий воздуха суть легкие, а способ сообщения его живительности — есть самое действие дыхания, совершающееся колебанием груди,— или вдыхание и выдыхание.— Так и в отношении к Духу Святому. Дохнувши однажды Божественным Духом, род человеческий дышет Им с тех пор непрестанно. Легкие, в коих сие совершается, есть св. Церковь; каналы в легких — это Божественные Таинства св. Церкви и другие освятительные ее действия. Колебание груди — есть годовое движение всех священнодействий Церкви, например: Великий пост со всем чином своим, потом пятидесятодневные празднества,— далее будет пост,— опять светлые дни, и так далее,— это точь-в-точь — колебание груди. Так дышет Христова Церковь, или все повсюду верующие христиане. И как Христианство — в человечестве,— то все человечество дышет нем,— хотя не все оно причастно животворных действий сего Божественного дыхания.

Причина сему та, что в одной части человечества поврежден органы дыхания, другая — больше не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Ибо как для того, чтоб дыхание производило все полное свое действие в теле,— необходимо, чтобы каналы легких были не повреждены и не засорены: так и для того, чтобы Божественный Дух оказывал полное Свое действие, необходимо, чтобы органы, Им Самим учрежденные для сообщения Себя, были целы, то есть все Божественные Таинства и священнодействия сохранялись в том виде, как он установлен св. Апостолами, по внушению Духа Божия.— Где повреждены сии учреждения, там дыхание Божественным Духом не полно и, следовательно, не имеет полного действия. Так, у папистов — все Таинства повреждены, и искажены многие спасительные священнодействия.— Папство — легкое со струпами или загноенное.— У лютеран большая часть таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле и в форме.— Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает.— Близки к ним, но еще поврежденнее — наши раскольники, молокане, хлыстовцы и прочие. Все таковые не дышат или не полно дышат; потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь.

Однако ж не будем обольщать и себя тем, что мы обладаем здравыми орудиями дыхания Божественным Духом, то есть истинными священными Таинствами и настоящим устроением Церкви. Есть и здесь свои условия для оживления Духом.— Смотрите, как.— Тогда как свыше воздух сходит в легкие и расходится по ним чрез каналы,— другими сосудами снизу восходит туда же отжившая кровь и не жившие еще соки, выработанные из принятой пищи, расходятся тоже по каналам легких.— Будучи наитствуемы здесь животворными стихиями воздуха, сии соки претворяются в живую кровь.— Отжившая, мрачная кровь — образ грешников, омрачившихся грехами, а новые соки — это новорожденные, или обратившиеся и принявшие оглашение иноверцы или неверные… Те и другие оживляются во святой Божией Церкви, подвергая себя наитствованию Божественного Духа в святых Таинствах.— Христиане-грешники лишаются Духа; но — говеют, исповедуются, причащаются св. Таинств и снова начинают дышать Божественным Духом. Без дыхания Божественным Духом нет жизни. Как Церковь дышет Духом, так Им должны дышать все мы. Уста, коими приемлется Божественный Дух, или отверзается сердце для приятия Его, есть живая вера; соприкосновение с Ним есть участвование в Таинствах и священнодействиях по уставу св. Церкви; усвоение Его — есть действование по Его внушению, выражаемому в требованиях совести и заповедях Евангельских. Кто живет так, тот дышет Духом и оживляется Им.— Верное же свидетельство одуховления — есть молитва, которую справедливо называют дыханием Духа. Кто хорошо, собранно и тепло молится дома или в церкви, тот дышет Духом…

Молю убо вы, братие, не упивайтеся вином чувственных удовольствий, но паче исполняйтесь Духом: глаголюще себе во псалмах и пениях и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви: благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу (Еф. 5:18-20). Аминь.

22 мая, 1860 г.

В день Пятидесятницы.

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 17-19

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. У Святит. Игнатия Брянчанинова было определенное мнение, что паписты, лютеране и проч. отсечены от Божественной Жизни и не имеют Духа Святого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.