В каком смысле говорится, что Церковь едина с Богом

Как говорит св. Василий Великий: "Мы познаем не по сущностям, а по именам и по действиям".

Глава 2. О догмате Искупления, и о крещении

Что бы мы ни познавали, мы познаем именно сами вещи, а не что-либо около и окрест вещей. Этому истинному способу познания языческий разум противопоставляет попытку познавать вещи в их существе. Это и невозможно, и запрещено.

Невозможно познание вещей в их существе, так как это значило бы познавать вещи по вещам, по ним самим, а не по их именам, свойствам и действиям. Как говорит св. Василий Великий: “Мы познаем не по сущностям, а по именам и по действиям” (Василий Великий св. 1911b, 535).

Познание вещей в их существе запрещено, поскольку означало бы слияние человека и познаваемой им вещи. На это наложен запрет Законодателем, призвавшим каждое сотворенное Им существо оставаться в своих границах.

Следовательно, когда в Символе Веры и учении Отцов говорится о единстве Церкви, то не имеется ввиду постижение Церкви, так сказать, в “ее существе”. Иначе принадлежность к Церкви была бы не таинственным, а чисто интеллектуальным актом: “я познал, что сущность Церкви – единство, и, благодаря этому знанию, я по существу един с Церковью”. Такое познание означало бы “слияние” с Церковью.

Пример слияния демонстрирует о. Александр Шмеман, когда пишет: “Мы и есть Церковь… мы ее составляем” (Шмеман 1988, 28). Церковь поэтому понимается о. Шмеманом как самоисполнение Церкви в мире сем (Шмеман 1988, 35).

Точно так же Михаил Новоселов учил, что в Никейском символе Церковь исповедует свою веру в самое себя (Новоселов 1994, 11), и сама себе дает определение: “Церковь не имеет точных, адекватных самоопределений, кроме иррационального, таинственного определения Апостольского: “Тело Христово” (Новоселов 1994, 10).

“Новые еретики” иногда именуют Церковь “обновленной природой”, подразумевая соединение в единую природу Божества и человечества.

Но природа не может вместить в себя двух природ: “из двух субстанций, или природ, не может образоваться одна сложная [природа]; ибо невозможно, чтобы в одной и той же вещи находились образующие разности противоположного свойства. Но из различных природ может образоваться одна ипостась; так человек составлен из души и тела. Хотя природа людей и называется единой, тем не менее каждый в отдельности человек не называется существом единой природы. Сложная природа людей называется единой, потому что все сложные ипостаси людей сводятся к одному виду” (Иоанн Дамаскин св. 1913, 88-89). И еще: “Совершенно невозможно, чтобы из двух природ образовалась одна сложная природа” (Иоанн Дамаскин св. 1913, 117).

Согласно Катехизису, “Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами” (Катехизис 1930, 50). Странно было бы говорить, что это общество – “по естеству”. По какому? Если по человеческому, то весь род людской – Церковь. И что это был бы за предмет веры, который ясен сам собой: “все люди принадлежат к человеческому роду”?

Общество по Божеству невозможно, потому что Бог – не часть Церкви и присутствует в ней благодатно. И Церковь – не часть Бога, потому что в Боге нет частей.

Божеское естество и тварное естество – различны, и невозможно найти какое-либо общее имя или понятие для Божества и человечества: “Всем творениям Божиим принадлежит то общее свойство, что они находятся во взаимном общении и имеют между собой сродство… Бог, будучи невидимым и непостижимым, неисследимым и неописуемым, бесстрастным, бессмертным, единым Царем царствующих и Господом господствующих, не имеет ничего общего ни с ангелами, ни с людьми и ни с каким другим творением, потому что Он есть Творец, а все прочее – твари. Он – Промыслитель, а все прочее находится под Его промышлением. Итак, Бог находится вне всякой сотворенной твари и потому имя Его не имеет ничего общего ни с чем. Если же приобщаются Богу и ангельские силы, и благочестивые и богобоязненные мужи, то они приобщаются благодати, а не существу Его” (Деяния Седьмого Вселенского Собора 1891, 331-332).

Итак, Церковь не может быть ни “новой” Богочеловеческой природой, ни природой тварной, человеческой. Первое невозможно, а второе не может быть предметом веры.

Так о каком же единстве говорится применительно к Христианской Церкви? Это не может быть естественное единство с Богом, поскольку только Бог един по естеству.

Значит, мы верим, что Церковь едина только потому, что она едина по благодати с Богом.

Однако некоторые богословы, услышав, что Церковь существует, начинают воображать себе некоторое существо, которое обладает перечисленными в Символе веры свойствами: единством, святостью, кафоличностью, апостольским преемством. Сознание населяется рядом церквей, поскольку одни церкви более едины, другие более соборны, третьи не обладают апостольским преемством, и так далее.

Сама Церковь учит нас мыслить о Церкви как об обществе человеков, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Еще раз скажем: об обществе, а не о естестве или личности.

Но и общество можно понимать как гностический коллектив, где общение – по естеству или внутри одной личности. От этого предохраняют нас те свойства Церкви, которые указаны в Символе веры: Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская.

Церковь познается непременно через отдельные личности. Это вытекает из святоотеческого учения о познании. О Церкви мы узнаем по благодати Святаго Духа и непременно через людей: “Церковь научается от живоначального Духа, но не иначе как через посредство Святых отцов и учителей (правила которых признаны Святыми Вселенскими соборами)” (Послание Патриархов 1838, 80).

Мы сами – члены Церкви, но узнаем о Церкви не через самих себя, а через Апостолов и Отцов. Здесь невозможно никакое самопознание, поскольку самопознание – это принадлежность личности, Церковь же есть общество, а не личность.

Но может быть Церковь имеет единство внутри себя, как личность? Тогда Церковь называлась бы единой, потому что существует в единственном числе, как, например, был всего лишь один Сократ.

Кратко изложим святоотеческое представление о личности.

Святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений… единичное назвали индивидом [неделимым], лицом, ипостасью, например, Петра, Павла (Иоанн Дамаскин св. 1913, 82).

Личность – то, что не может быть далее разделено на составляющие ее личности. Этим, например, “Павел” (всякое отдельное лицо) отличается от вида “человек”. Хотя Павел, как все люди, умрет, и его душа отделится от тела, но ни тело, ни душа не станут двумя личностями. Индивид, как пишет св. Иоанн Дамаскин, хотя и разделяется, но после деления не сохраняет первоначального вида (Иоанн Дамаскин св. 1913, Гл. 11). А вид “человек” делится на Павла, Петра, Иоанна и прочих людей.

Личности объединяются друг с другом в виды и роды, но никогда не составляют “сверхличность”. Совершенно невозможно, чтобы из нескольких личностей образовалась одна личность (Иоанн Дамаскин св. 1913, 117).

Итак, утверждение о том, что Церковь есть личность, абсурдно, поскольку личность не может состоять из личностей, а Церковь, по определению, – их сообщество.

Разве только скажут, что соединение Божеского и человеческого естества создает отдельную личность-Церковь?

Но, как мы верим, Бог не имеет ничего общего ни с ангелами, ни с людьми и ни с каким другим творением. А соединение Бога и человека по подобию души и тела есть древнее гностическое представление о четвертой ипостаси-посреднице между Богом и людьми.

_________________________________________

Для оправдания языческого взгляда на “соединение” Божеского и человеческого естества в Церкви иногда используется определение Халкидонского Собора о нераздельном и неслиянном соединении двух естеств в Ипостаси Бога-Сына.

Вот, говорят, соединение двух естеств, которое мы имеем и в Церкви. При этом они упускают главное слово в этом догмате – в Лице и Ипостаси Спасителя. Именно, и только, в Лице и Ипостаси Бога-Сына соединились две природы, и соединились, конечно, не в одну сложную природу.

Отцы Халкидонского собора исповедали “единого и тогожде Христа, Сына, Господа, единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино Лице и во едину Ипостась совокупляемого)”.

А Церковь, как мы выше выяснили, – не ипостась (личность) и не часть Ипостаси Бога-Слова. Церковь – Богоустановленное общество тварных существ, по благодати соединенных с Богом-Троицей.

Да даже будь Церковь и “единым всечеловеком”, то все равно единство по естеству было бы с человеческим естеством Спасителя, а Его Божеству “всечеловек” приобщался бы по благодати.

Иначе говоря, будь Церковь личностью, она по естеству была бы соединена не с Личностью Христа, а только с одной из природ Ипостаси Богочеловека: человеческой. Но, согласно с Халкидонским догматом, так нельзя мыслить о Христе и соединении с Ним.

Роман Вершилло
1998 год

Глава 4. О двух значениях слова “тело”

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Заявление Патриарха Алексия II о фильме «Последнее искушение Христа»

9 ноября, несмотря на неоднократные протесты Священноначалия, духовенства и верующих Русской Православной Церкви, представителей других религий, телекомпания НТВ показала на общедоступном канале фильм «Последнее искушение Христа». Церковь неоднократно предупреждала, что,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.