В ОВЦС создан уголок митр. Никодима (Ротова)

Воссоздано рабочее место митрополита Никодима, который был председателем ОВЦС в 1960-1972 годах; здесь, в частности, представлены письменный стол и стул владыки, архивные фотографии того времени, фотокопии документов, некоторые личные вещи, в том числе лупа... Частью экспозиции стал также бронзовый бюст митрополита Никодима.

В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата создан мемориальный уголок памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).

Воссоздано рабочее место митрополита Никодима, который был председателем ОВЦС в 1960-1972 годах; здесь, в частности, представлены письменный стол и стул владыки, архивные фотографии того времени, фотокопии документов, некоторые личные вещи, в том числе лупа… Частью экспозиции стал также бронзовый бюст митрополита Никодима.

Источник

В ОВЦС создан уголок митр. Никодима (Ротова)
Бюст митр. Никодима в мемориальном уголке.

Факт создания в Отделе внешних церковных связей «мемориального уголка памяти» (масло масляное) митрополита Никодима Ротова мы оцениваем как событие знаковое и в высшей степени печальное, если не трагическое. Теперь ни у кого, кто имеет глаза, чтобы видеть, а уши, чтобы слышать, – не останется сомнений, на каких тучных пастбищах окажутся и какой усыренной травой будут питаться тысячи и тысячи доверчивых словесных овец и чем это для них может закончится. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут (Ис. 9:16).

«Уголок памяти», «красный уголок», «музей-квартира» – фатальные ассоциации людей, знающих символический язык социалистического реализма.
Мы исходим из того, что наши читатели имеют хотя бы некоторое представление о личности митрополита Никодима, а также о его крайне разрушительной деятельности в отношении Православия. Вся же сегодняшняя демагогия на тему того, что митрополит не так прост и что оценить его деятельность однозначно – невозможно, остается лишь словесной акробатикой, способной соединить стенку со стенкой в то время, когда Господь сказал просто: Буди же слово ваше: ей-ей: ни, ни: лишше же сию от неприязни есть.

К образу же митрополита, со своей стороны, мы добавим лишь несколько штрихов: во-первых, пророчество, которое изрек митрополиту архимандрит и старец Павел (Груздев) – монах-лагерник, 12 лет проведший в лагерях за веру Православную: Никодим, не езди к папе римскому туфлю целовать, а то умрешь. Так и случилось. Во время аудиенции у понтифика отдал свою душу Богу на суд «крупнейший иерарх Русской Православной Церкви прошлого века» митрополит Никодим (Николай Каверин. Зачем любил ты Рим, владыка Никодим? // «Благодатный огонь». № 12).

Во-вторых, присовокупим немного цитат из докторской диссертации ксендза Тадеуша Калюжного «Секрет Никодима. Неизвестное лицо Русской Православной Церкви», изданной в издательстве «Wydawnictwo ksiezy sercanow – SCJ», Краков, 1999 на польском языке:

Униат Михайло Гаврылив – бывший студент Ленинградской Духовной Академии и человек некоторое время принадлежащий близкому кругу людей митрополита, в своей книге, а также в личной беседе с автором упомянутой выше публикации выражал следующее мнение о митрополите: Я скажу, что митрополит Никодим был личностью не просто разделенной на две, в его личности можно было обнаружить три человека: Никодим – православный митрополит; Никодим – патриот советской державы; Никодим – убежденный католик. .. Никодим, как католик по убеждению и по вере католический епископ, был вынужден держать свои взгляды глубоко в своем сердце и выражать их только узкому кругу людей, которым доверял (С. 79. Везде перевод. – Е.В.).

Естественно еще при жизни митрополита, а тем более после его смерти, появились разные голоса, которые утверждали, что митрополит был католиком или криптокатоликом. Например, Pioerro Ostellino, корреспондент ”Corriere della sera” в Москве, так писал на страницах своего журнала сразу после смерти митрополита: Иоанн Павел I открыл, что Никодим, за минуту до смерти выразил свое исповедание веры, относящееся к соединению двух церквей под руководством папы римского (С. 78).

Необходимо признать, что отношение м. Никодима к католическому миру в действительности не было обычным. Указывает на это множество примеров из его жизни, а также свидетельства его друзей и сотрудников. Амвросий Блинков, для примера, рассказывает, что вместе с митрополитом несколько раз служил мессу по латинскому чину. Более того – как утверждают некоторые – Никодим во время чина приготовления Даров (т.н. Проскомидии), представляющей первую часть Литургии Евхаристии по византийского чинопоследованию, тайно вспоминал имя папы римского, а также верховного настоятеля отцов-иезуитов. Симпатии митрополита в отношении отцов-иезуитов были без сомнения исключительными. Известны его личные, глубокие контакты с о. Арранцем, o. Mailleux и даже с о.  Аррупе, верховным настоятелем Общества Иезуитов (СС. 83-84).

Однажды, – рассказывает Блинков – во время разговора, имеющего место по дороге из Загорска в Москву, митрополит Никодим между иными рассказами сказал следующую фразу: «Моя мечта быть членом Общества Иезуитов», а затем: «Если бы сейчас мог выбирать, выбрал бы Общество Иезуитов» (Там же).

Существует, например, очень интересная в этом плане гипотеза, состоящая в том, что Никодим имел замысел или проект, а может уже и некоторые постановления, чтобы образовать в лоне Русской Православной Церкви тайный орден исходя из модели Общества Иезуитов или даже в точном соотношении с отцами иезуитами: своего рода орден русских иезуитов православных. Эта гипотеза несомненно поражающая, однако весьма знаменательная. Учитывая деликатность этого вопроса не присоединяем здесь фамилий особ, которые с нами этим поделились (Там же).

Продолжать дальше этот, увы, бесконечный список в нашем коротком комментарии – не имеет смысла. В заключение напомним лишь нашим читателям замечательную молитву, находящуюся после Акафиста Иисусу Сладчайшему, в которой мы просим Господа:

Спаси и помилуй Святейшие Православные Патриархи, со всеми благочестивыми Архиереи, и весь освященный чин и причет церковный, и даруй им цело, безмятежно, благоверно, право, по преданию Святых Отец на Вселенских Соборах Духом Святым узаконненому, исправляти слово Твоея истины.

Никогда не прекращайте, дорогие братья и сестры, творить эту молитву! Молите Господа настойчиво и упрямо помочь нашим отцам не сбиваться с узкой тропы спасения и Церковь добре управити и вернии овцы Христовы негиблеми соблюсти! Только присоедините к этой молитве еще одно прошение. Попросите Господа о том, чтобы воздыхания, с такой болью исходящие из нашего сердца, не превратились бы на главы упорствующих в угли.

Елена Владимирова, сайт “Защитник Православия”, Польша

 

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Опровержение или подтверждение?

25 февраля о. Сергий Филимонов опубликовал “Официальное опровержение”, которое, надо понимать, относится к нашему материалу “Апостаты”. Согласно о. Сергию Филимонову, он обнаружил на различных сайтах сообщения о том, что прочитанный

2 Responses

  1. прот сергий правдолюбов заявляет митр никодима как большого ценителя и знатока церк славянского языка что лично меня смущает и удивляет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.