В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата создан мемориальный уголок памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).
Воссоздано рабочее место митрополита Никодима, который был председателем ОВЦС в 1960-1972 годах; здесь, в частности, представлены письменный стол и стул владыки, архивные фотографии того времени, фотокопии документов, некоторые личные вещи, в том числе лупа… Частью экспозиции стал также бронзовый бюст митрополита Никодима.
Факт создания в Отделе внешних церковных связей «мемориального уголка памяти» (масло масляное) митрополита Никодима Ротова мы оцениваем как событие знаковое и в высшей степени печальное, если не трагическое. Теперь ни у кого, кто имеет глаза, чтобы видеть, а уши, чтобы слышать, – не останется сомнений, на каких тучных пастбищах окажутся и какой усыренной травой будут питаться тысячи и тысячи доверчивых словесных овец и чем это для них может закончится. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут (Ис. 9:16).
«Уголок памяти», «красный уголок», «музей-квартира» – фатальные ассоциации людей, знающих символический язык социалистического реализма.
Мы исходим из того, что наши читатели имеют хотя бы некоторое представление о личности митрополита Никодима, а также о его крайне разрушительной деятельности в отношении Православия. Вся же сегодняшняя демагогия на тему того, что митрополит не так прост и что оценить его деятельность однозначно – невозможно, остается лишь словесной акробатикой, способной соединить стенку со стенкой в то время, когда Господь сказал просто: Буди же слово ваше: ей-ей: ни, ни: лишше же сию от неприязни есть.
К образу же митрополита, со своей стороны, мы добавим лишь несколько штрихов: во-первых, пророчество, которое изрек митрополиту архимандрит и старец Павел (Груздев) – монах-лагерник, 12 лет проведший в лагерях за веру Православную: Никодим, не езди к папе римскому туфлю целовать, а то умрешь. Так и случилось. Во время аудиенции у понтифика отдал свою душу Богу на суд «крупнейший иерарх Русской Православной Церкви прошлого века» митрополит Никодим (Николай Каверин. Зачем любил ты Рим, владыка Никодим? // «Благодатный огонь». № 12).
Во-вторых, присовокупим немного цитат из докторской диссертации ксендза Тадеуша Калюжного «Секрет Никодима. Неизвестное лицо Русской Православной Церкви», изданной в издательстве «Wydawnictwo ksiezy sercanow – SCJ», Краков, 1999 на польском языке:
Униат Михайло Гаврылив – бывший студент Ленинградской Духовной Академии и человек некоторое время принадлежащий близкому кругу людей митрополита, в своей книге, а также в личной беседе с автором упомянутой выше публикации выражал следующее мнение о митрополите: Я скажу, что митрополит Никодим был личностью не просто разделенной на две, в его личности можно было обнаружить три человека: Никодим – православный митрополит; Никодим – патриот советской державы; Никодим – убежденный католик. .. Никодим, как католик по убеждению и по вере католический епископ, был вынужден держать свои взгляды глубоко в своем сердце и выражать их только узкому кругу людей, которым доверял (С. 79. Везде перевод. – Е.В.).
Естественно еще при жизни митрополита, а тем более после его смерти, появились разные голоса, которые утверждали, что митрополит был католиком или криптокатоликом. Например, Pioerro Ostellino, корреспондент ”Corriere della sera” в Москве, так писал на страницах своего журнала сразу после смерти митрополита: Иоанн Павел I открыл, что Никодим, за минуту до смерти выразил свое исповедание веры, относящееся к соединению двух церквей под руководством папы римского (С. 78).
Необходимо признать, что отношение м. Никодима к католическому миру в действительности не было обычным. Указывает на это множество примеров из его жизни, а также свидетельства его друзей и сотрудников. Амвросий Блинков, для примера, рассказывает, что вместе с митрополитом несколько раз служил мессу по латинскому чину. Более того – как утверждают некоторые – Никодим во время чина приготовления Даров (т.н. Проскомидии), представляющей первую часть Литургии Евхаристии по византийского чинопоследованию, тайно вспоминал имя папы римского, а также верховного настоятеля отцов-иезуитов. Симпатии митрополита в отношении отцов-иезуитов были без сомнения исключительными. Известны его личные, глубокие контакты с о. Арранцем, o. Mailleux и даже с о. Аррупе, верховным настоятелем Общества Иезуитов (СС. 83-84).
Однажды, – рассказывает Блинков – во время разговора, имеющего место по дороге из Загорска в Москву, митрополит Никодим между иными рассказами сказал следующую фразу: «Моя мечта быть членом Общества Иезуитов», а затем: «Если бы сейчас мог выбирать, выбрал бы Общество Иезуитов» (Там же).
Существует, например, очень интересная в этом плане гипотеза, состоящая в том, что Никодим имел замысел или проект, а может уже и некоторые постановления, чтобы образовать в лоне Русской Православной Церкви тайный орден исходя из модели Общества Иезуитов или даже в точном соотношении с отцами иезуитами: своего рода орден русских иезуитов православных. Эта гипотеза несомненно поражающая, однако весьма знаменательная. Учитывая деликатность этого вопроса не присоединяем здесь фамилий особ, которые с нами этим поделились (Там же).
Продолжать дальше этот, увы, бесконечный список в нашем коротком комментарии – не имеет смысла. В заключение напомним лишь нашим читателям замечательную молитву, находящуюся после Акафиста Иисусу Сладчайшему, в которой мы просим Господа:
Спаси и помилуй Святейшие Православные Патриархи, со всеми благочестивыми Архиереи, и весь освященный чин и причет церковный, и даруй им цело, безмятежно, благоверно, право, по преданию Святых Отец на Вселенских Соборах Духом Святым узаконненому, исправляти слово Твоея истины.
Никогда не прекращайте, дорогие братья и сестры, творить эту молитву! Молите Господа настойчиво и упрямо помочь нашим отцам не сбиваться с узкой тропы спасения и Церковь добре управити и вернии овцы Христовы негиблеми соблюсти! Только присоедините к этой молитве еще одно прошение. Попросите Господа о том, чтобы воздыхания, с такой болью исходящие из нашего сердца, не превратились бы на главы упорствующих в угли.
Елена Владимирова, сайт “Защитник Православия”, Польша
2 Responses
Первым посетил уголок памяти митр. Ювеналий (Поярков) в сопровождении нынешнего председателя ОВЦС митр. Волоколамского Илариона (Алфеева).
прот сергий правдолюбов заявляет митр никодима как большого ценителя и знатока церк славянского языка что лично меня смущает и удивляет