Умер великий писатель земли русской.
Пророк, восставший против уничтожения и гибели старой России.
Восставший, как никто другой. Как никто другой обнаживший лицо зверя, ненавидящего Русскую культуру и самих русских, нагло и весело провозглашающего их упразднение.
Воды Братского моря, затопившего Матеру ради электричества, будущей собственности Чубайса и Дерипаски. Пророк, прикованный к его противоестественным берегам, не стыдящийся и не прятавший своего земного отчаяния.
В этом отчаянии – и горькая правда, и противоядие от плена любой идеологии. От того пленения мифами, против которого не устояли его старшие собратья Солженицын и Астафьев.
В этом отчаянии – верность чистой христианской нравственности.
Как никто другой из русских писателей он сказал о разразившейся на Руси нравственной катастрофе. Сказал, когда другие молчали, или видели благоприятный прогноз, или думали, что можно еще все поправить.
Распутин в 1986 году добился отмены поворота вспять северных русских рек. Распутин с протоиереем Александром Шаргуновым другими священниками призвал к нравственному возрождению Отечества в 1994 и 1996 годах, публично обличив режим Ельцина в нравственном геноциде русского народа. Распутин уже при Путине выступал против строительства Богучанской и Нижнеангарской ГЭС.
Эта деятельность была продиктована не верой в ее земные результаты – Распутин не верил в них, о чем откровенно сказал мне грешному в 1997 году. Эта деятельность диктовалась только великим чувством долга.
Великий художник и гражданин, рядом с которым некого поставить – разве что Твардовского – оказался, как Бунин и Рахманинов после Революции – на чужбине. Но, в отличие от них – в своей стране. Страна, потрясенная Матерой, оказалась, как Матера, погребена водой.
И это тяжкий грех моего поколения. Тяжкий, несмываемый грех Новой России. Великий талант и дар Божий был заживо, в расцвете сил, похоронен ею. Распутин мог писать, но уже не мог быть услышан. И поэтому ничего равного Матере, Живи и помни и Пожару не написал. Так Шостакович не мог писать Седьмую симфонию, пока немцев не прогнали из-под Москвы.
Бог был милостив Валентину Григорьевичу.
Он дожил до Донбасса, до войны русских за Россию.
Бог утешил его земным утешением: видеть, как воспитанные на школьных текстах Есенина, Твардовского и Валентина Распутина люди его потопленной страны, не взирая на горькие потери и риск собственной смерти – ратуют – сражаются – за великое русское слово, русскую речь, русскую историческую память и культуру.
Он дожил до сражения молодых ангарских и забайкальских мужиков за его – и нашу – Матеру.
А на Небе – за его смирение, Боголюбие и великое благоговение к Церкви Христовой – его упокоит Бог.
Царство ему Небесное. Вечный покой его душе.
Протоиерей Владимир Переслегин, член Общественного Комитета “За нравственное возрождение Отечества”
2 Responses
Слава Валентину Григорьевичу! Ура! За Отчизну, за возрождение Руси в соединении России, Белоруссии и Украины и восстановление народного деревянного зодчества и плотницких срубных традиций наших прадедов (ангарцев, гомельских и краснотуранских… всех, всех вместе)
Как совесть ─ неподсуден,
Как свет ─ необходим
Отечеству и людям
Распутин Валентин.
Для многих ─ неуютен…
Но он такой один ─
Всегда и есть, и будет
Распутин Валентин.
В общенье, вправду, труден
В столице и в селе…
Зато не словоблудьем
Он занят на земле.
Глумленья не таящий
И в пазухе ─ камней,
Писатель, говорящий
О Родине своей.
В Отечестве бесправном
Он правило завел
Являть собою правду ─
И недругов орел.
Их раньше ─ меньше было.
Теперь им несть числа.
Вот только б леность тыла
Его не подвела.
А тыл ─ все мы, все «наши».
В тылу народ един,
С твоей душою слажен,
Распутин Валентин!
Владимир Скиф
1992