(1946-2008) – последователь о. Александра Меня, пропагандист модернистского богословия и русской религиозной философии, в частности, софиологии. Защитник магии и оккультизма у о. Павла Флоренского.
Л.В. по образованию – инженер-физик, кандидат философских наук. Л.В. был сотрудником модернистского радио “София”, где выделялся своими антиправославными высказываниями. В течение многих лет работал на католическом радио “Мария”. Им написано несколько статей для Российской католической энциклопедии.
В течение ряда лет Л.В. был преподавателем философии в Московской духовной семинарии, Свято-Тихоновском институте, в Католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, в Московской семинарии “евангельских христиан” (у баптистов Л.В. преподавал с 1990 по 2008 г.). В начале 90-х Л.В. был преподавателем в Общедоступном православном университете, основанном о.А. Менем.
Цитаты
Идеологический террор, который идет теперь в нашей Церкви с попустительства некоторых иерархов, обрушился не только на о. Александра Меня, но и на о. Георгия Кочеткова, игумена Мартирия (Багина). На очереди другие имена. Не будем исключать, что там, где сеют ненависть, там будут изгонять из Церкви и изгнанных же будут обвинять в расколе. Ненависть и осуждение, как известно, равносильны также желанию смерти того, кого осуждают, презирают и ненавидят.
Немалому числу людей, я думаю, Даниил [Андреев] заронил в душу жажду полноты истины, вселенских горизонтов и подлинности духовного свидетельства, жажду обрести главную жизненную задачу и достойно исполнить ее, жажду мужества веры и героического действия во имя веры. Надо отметить и его стремление обрести мужественное братство верных, соединить полноту веры с полнотой творческой деятельности в мире. Одинок он был, однако, и в одиночестве он писал и призывал.
Соловьев дал такой вариант сценария, где тысячелетнему Царству не нашлось места. Жаль. Косвенным, я думаю, следствием этого стало то, что Даниил Андреев вернул эту тему к жизни, но уже не в церковном ее значении, а в своей гностической версии – в виде темы “Розы Мира”. Это – “сверхрелигия”, “интеррелигия”, которую сам Андреев назвал “религией итога”, будущей религией всех религий, соединившейся с широтой и глубиной культурной развитости человеческого рода в лице его лучших представителей… этим словом “интеррелигия” он выразил свою надежду на грядущее возгорание духовного огня в мире. Будущее принадлежит “Розе Мира”, потому что историческому христианству не светит никакое духовное преображение, – вот суть вести Д. Андреева. Его можно по-своему понять: лица и речи многих ультраконсервативных православных таковы, что остается только вспомнить слова “оставь надежду всяк сюда входящий”. Они отвергли дух любви Христовой и сеют вокруг себя неверие в Церковь. Но есть в Церкви и другие лица, преображенные Духом и способные пробудить и укрепить веру, надежду и любовь.
Основные труды
Введение в русскую религиозную философию: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2009
Введение в русскую религиозную философию. М.: ПСТГУ, 2006. 20 а.л.
Введение в философию религии. Часть 1. М.: ПСТБИ, 2004, 7 п.л.
О магии и оккультизме в наследии о. Павла Флоренского // Вестник ПСТБИ. М., 2004, № 3, 0,8 п.л.
Cosmism and Evolutionism in the Russian Religious-Philosophical Tradition // The Russian Idea: In Search of a New Identity. Ed. by W. Hellerman. Bloomington (Indiana): Slavica, 2004, pp.151-163.
Отношение о. Сергия Булгакова к католичеству в начале 20-х гг. ХХ века // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. (0,8 п.л.)
Софиология Вл. Соловьева, видения Дамы и его стихи //Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. (0,8 п.л.)
Национальное дело согласно Георгию Федотову // Наследники. Вып. 1. М., 2002. (0,7 а.л.)
О персонализме Эмманюэля Мунье // Мунье Э. Христианское противостояние. СПб: Изд-во св. Петра, 2002, 0,6 п.л.
О. Жак Лев – Миссионер, служитель Слова, свидетель веры // Лев Ж. Будьте Моими учениками. СПб: Изд-во св. Петра, 2003, 0,6 а.л.
Владимир Соловьев: православный или католик // Вестник русского христианского движения. Париж – Нью-Йорк – Москва, 2000, № 181 (0,8 п.л.).
Визионерский опыт, гнозис и поэтическое воображение (Роза Мира и христианство) //Дискурсы эзотерики. Философский анализ. М.: ИФ РАН, УРСС, 2001.
О познавательном значении религиозного опыта // Вестник ПСТГУ. Богословие. Философия. М., 2006. № I:16.
Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и жизнь, 1999.