Search

Вера в либеральные чудеса

Вера в либеральные чудеса

Насколько можно судить по откликам на модернистском сайте «Православие и мир», церковные либералы радуются не совсем тому же, что либералы-политики. М. Журинская, А. Десницкий и о. Кураев довольны более всего тем, что вчерашний митинг на Болотной площади не окончился ничем определенным.

Лояльный к любой внушительной силе о. Всеволод Чаплин тоже приветствует митинг как прелюдию к бессмысленной парламентской и внепарламентской говорильне:

Сложившаяся ситуация должна побудить и власть, и различные общественные силы к началу общенационального диалога относительно формата избирательного процесса и гражданского контроля над ним. В этом диалоге могли бы принять участие не только представители органов власти, Центризбиркома, тех, кто пришел на митинги, но и разных политических сил (в первую очередь, вошедших в Госдуму), общественных объединений.

Сам митинг на Болотной был недвусмысленно идеологизирован: либералы, анархисты, коммунисты, националисты, между которыми нет не только мира, но даже и «ничейной полосы». Но А. Десницкий готов радоваться и этому:

На этом митинге были очевидным образом представлены очень разные политические силы и мнения, и народ не торопился выражать свои симпатии. Людям действительно было важно осудить грубые нарушения и потребовать наказания виновных, они собрались за этим. Общей позитивной программы не было, и кого-то это огорчало… а меня скорее радовало. Белый цвет для ленточек и цветов, как хорошо кто-то сказал с трибуны, был выбран именно потому, что он есть сумма всех цветов спектра. Этот митинг – он проходил не за конкретную политическую силу, а за честную конкуренцию, за общие правила для всех.

Нет, так не получится: где нет единой истины, там не будет и правил общих для всех.

Но откуда эта радость либерала? Прямо из Салтыкова-Щедрина: Либералы, братец, мы. Ведрышко на дворе – мы радуемся, дождичек на дворе – мы и в нем милость Божию усматриваем. И всякий предмет непременно со всех сторон рассматриваем. И с одной стороны – хорошо, и с другой – превосходно, а ежели при этом принять во внимание, что язык без костей, то лучшего и желать нельзя!

Со всем тем в демократических восторженных речах звучит титаническая мысль о том, что человек – сам кузнец своего собственного счастья. Это не только очевидно не так, но это лживый идеологический штамп, который стоит и на тоталитарных и на либеральных режимах.

Режиссер Алексей Герман-младший пишет Геннадию Полтавченко: Я не быдло. И мы не быдло. Ему вторит Навальный: Мы не скоты и не рабы, или, как кричал охриплым голосом Сергей Митрохин на вчерашнем митинге: Пусть в Кремле знают, что мы – народ!

Все эти тезисы вызывают принципиальные возражения. Указанных лиц мы более-менее знаем, и всё, что мы знаем, говорит, скорее, об обратном: перед нами все-таки не народ, а «стадо независимо мыслящих умов». Чтобы быть народом, недостаточно собраться внушительной толпой и навести страх на противника. Этого недостаточно даже для того, чтобы быть отдельным человеком.

В последние дни перед нами во весь карликовый рост встал человек толпы, который идет на митинг, не разделяя убеждений тех, кто его организует и на нем выступает. Человек толпы свою безответственность и безмыслие и считает непостижимо мистическим порывом к свободе.

Однако человек не определяет свою судьбу ни в хорошем, ни в плохом. От человека зависит совсем немногое: право мыслить и право поступать. Судьба зависит только от Творца и Судии. Это испытал на себе такой литературный персонаж как Гамлет, которого приводило в затруднение как раз очевидное бессилие человека.

Верить в то, что люди несогласные между собой, и с которыми ты сам тоже не согласен, могут принести пользу стране, значить верить в либеральное чудо, верить в иного человека, нежели такого, какого создал Бог.

Эта же иррациональная вера в абсолютную свободу и значимость человека лежит в основе богословского модернизма. Поэтому сегодняшняя проповедь митр. Антония Сурожского «Седьмой день» читается как комментарий к какому-нибудь Десницкому или о. Чаплину.

Для православных чудеса Спасителя свидетельствуют, что Христос есть Бог, для модернизма же – это свидетельство величия человека вообще.

Так, по митр. Антонию, чудо возвещает время, когда человек войдет в труд Божий о претворении земного мира в мир небесный, то есть станет созидать «Царство Божие на земле». А между тем, если Христианские святые и творят чудеса, то творят не силою человеческой, а силой Божией.

Поэтому чудес не следует искать в собрании беззаконных идеологов, возметаемых яко прах от лица земли.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.