Search

Гинзбург Виталий Лазаревич

(1916-2009) - физик-теоретик, атеист, аморалист.
Гинзбург, Виталий Лазаревич
Гинзбург Виталий Лазаревич.

Гинзбург Виталий Лазаревич (1916-2009) – физик-теоретик, атеист, аморалист.

В 1931 г. окончил семилетнюю школу. Вопреки официальной биографии, не учился в ФЗУ, а вместо этого работал лаборантом в рентгенологической лаборатории:

Так получилось, что родители вовремя не отдали меня в школу. И я пошел сразу в четвертый класс. Восполнить многие пробелы в знаниях мне так и не удалось, и я до сих пор пишу с ошибками и испытываю трудности в арифметике…

А после седьмого класса я должен был идти в ФЗУ — это было что-то вроде сегодняшних профтехучилищ. Но туда мне совсем не хотелось, и я устроился лаборантом в рентгеновскую лабораторию, где моими наставниками оказались Вениамин Аронович Цукерман, гениальный физик, один из будущих создателей водородной бомбы, и Лев Владимирович Альтшулер.

Поступил на заочное отделение физфака МГУ, в 1934 г. перевелся на очное. В 1938 г. окончил МГУ, в 1940 г. – аспирантуру. В том же году защитил кандидатскую диссертацию. Защитил докторскую диссертацию в 1942 г. Профессор с 1945 г.

Гинзбург, Виталий Лазаревич

С 1942 г. работал в теоретическом отделе им. И.Е. Тамма Физического института им. П.Н. Лебедева АН СССР (ФИАН). Ст. научный сотрудник (1942), зам. заведующего (с 1944), зав. сектором теоретического отдела (с 1949), зав. отделом (1971-1988).

Зав. кафедрой радиофакультета Горьковского государственного университета (1945-1961). Создатель и зав. кафедрой проблем физики и астрофизики Московского физико-технического института (с 1968).

Один из создателей советской водородной бомбы: Сахаров выдвинул, как он пишет в своих “Воспоминаниях”, “первую идею”, я – “вторую идею”, что и позволило создать первую в Советском Союзе водородную бомбу.

Советник РАН отделения теоретической физики ФИАН. Член-корр. АН СССР с 1953 г. Академик АН СССР (1966).

Член КПСС с 1942 (по его собственным словам), 1944 (согласно БСЭ) или 1947 (Википедия) г.

В 1955 г. подписал «Письмо трехсот» с критикой учения Т.Д. Лысенко.

В 1970-е гг. подписал несколько диссидентских воззваний. При этом запретил А.Д. Сахарову вести в ФИАН диссидентскую деятельность:

А.Д. дал нескольким сотрудникам Отдела подписать какие-то документы, вероятно, протесты. Сам А.Д., трижды Герой и академик, был до какой-то степени (до какой именно — мы теперь знаем) защищен, а рядовым сотрудникам могло прийтись несладко. Защитить их у меня было мало возможностей, я и однажды не Герой, и Отдел в целом мог серьезно пострадать. Так или иначе, я все это четко сказал А.Д. во время специальной беседы. Раз уж он сравнительно недавно (в 1969 г.) вернулся в Отдел, сам участвовал в моем назначении заведующим и ценил возможность научного сотрудничества, то пусть не вовлекает сотрудников Отдела в свою деятельность. Я добавил, твердо это помню, что сказанное не относится ко мне лично, ибо я все же занимаю более или менее независимое положение и подписывать какие-то протесты (“письма”, как их обычно тогда называли) в определенных условиях могу. Кстати, я ряд таких писем действительно подписал, правда, кажется, не по предложению А.Д. Но это сейчас не важно, существенно то, что А.Д. на мою просьбу откликнулся с полным пониманием и сказал: “Волк не охотится в своих владениях”. Итак, был заключен “пакт”, который А.Д., насколько знаю, строго соблюдал.

Член Комиссии АН СССР по улучшению стиля работы («по борьбе с бюрократией»). Основатель Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований (1998 г.).

Народный депутат СССР от Академии наук (1989-1991).

С 1964 г. – член редколлегии журнала «Успехи физических наук», с 1998 г. – главный редактор этого журнала. Отв. редактор журнала «Радиофизика» (1958-1978). Член редколлегий журналов «Наука и жизнь» (1961-1978), «Космические исследования» (1963-1970), «Физика низких температур», «Письма в Астрономический журнал», библиотечки «Квант». Член общественного совета «Литературной газеты».

Научная деятельность

В 1940 г. разработал квантовую теорию эффекта Вавилова-Черенкова и теорию черенковского излучения в кристаллах. В 1946 г. совместно с И.М. Франком создал теорию переходного излучения, возникающего при пересечении частицей границы двух сред. В 1950 г. создал (совместно с Л.Д. Ландау) полуфеноменологическую теорию сверхпроводимости (теория Гинзбурга-Ландау). В 1958 г. В.Г. создал (совместно с Л.П. Питаевским) полуфеноменологическую теорию сверхтекучести (теория Гинзбурга-Питаевского). Разработал теорию магнитотормозного космического радиоизлучения и радиоастрономическую теорию происхождения космических лучей.

Лауреат Ленинской (1966) и Государственной (1953) премий СССР. Лауреат Нобелевской премии 2003 г. по физике за “Пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей” (совместно с А.А. Абрикосовым и Э.Дж. Леггеттом).

Атеист

С 1998 г. вел активную антирелигиозную пропаганду в либертарианском ключе. Член «Российского гуманистического общества» (РГО). Член ред. совета атеистического журнала скептиков, оптимистов и гуманистов «Здравый смысл», издаваемого РГО.

Основатель фонда «Человечность» (2003 г.), ныне «Центр исследований им. академика В.Л. Гинзбурга ”Человечность”».

Участник 1-й Антиклерикальной научно-практической конференции “Наука, религия, атеизм” (16 декабря 2000 г.) в Институте физики земли РАН.

Был одним из инициаторов создания в мае 2000 г. Атеистического общества Москвы (АТОМ). В дальнейшем не принимал участия в работе общества.

В своей антирелигиозной пропаганде беспорядочно сочетал сциентизм, либерализм и анархизм: Тот факт, что многие миллионы людей все еще остаются религиозными, является результатом необразованности широких масс.

В.Г. исповедовал веру в то, что людям удастся спасти цивилизацию и они, в конце концов, заживут в просвещенном светском гуманистическом обществе.

В 2007 г. выступил против преподавания в школах «Основ православной культуры»: Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей. Представьте, детям вбивают с малых лет в голову, что Бог создал человека, а потом у них будет урок биологии, на котором они узнают, что есть эволюция. Это абсурд.

В том же году движение “Народный собор” обратилось в прокуратуру Москвы с просьбой привлечь В.Г. к уголовной ответственности за возбуждение религиозной вражды. В возбуждении дела было отказано. Представитель «Народного собора» О.Ю. Кассин принял следующее решение:

Учитывая заслуги академика Гинзбурга перед государством, его преклонный возраст, состояние здоровья и, как сообщается в ответе прокуратуры, опубликованные в газете “Вести образования” “извинения за указанные некорректные выражения” в адрес Церкви, “которые были согласованы с Гинзбургом В.Л.”, а также в связи с православным праздником Успением Пресвятой Богородицы — не обжаловать в вышестоящую инстанцию решение прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Гинзбурга В.Л.

В июле 2007 г. подписал обращение В. В. Путину «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?» («Письмо десяти академиков»), сообщающее о все возрастающей клерикализации российского общества и активном проникновении церкви во все сферы общественной жизни.

Антихристианские заявления В.Г. встретили поддержку в среде «православных» модернистов. О. Петр (Мещеринов) поддержал основной тезис «Письма академиков»: Превращение Церкви в эквивалент государственной идеологии – прямой путь к гибели поместной Русской Церкви. Так я перефразировал бы мнение правозащитников… К сожалению, тенденции такого рода ясно прослеживаются.

Псевдоправославный журнал «Фома» посвятил нападкам на Церковь целый номер в сентябре 2007 г., где стремился рассеять чьи-то бесплодные страхи:

Православие — не тоталитарная секта, где невозможно ни на шаг отклониться от «генеральной линии» и где людям мгновенно затыкают рты, стоит им только начать критику… Мы попытались привлечь к дискуссии разных людей, и мы благодарны академикам, инициировавшим столь важную для нашего общества дискуссию. Хочется верить, что она поможет нам избавиться от шелухи взаимных обвинений… Если это удастся, «призрак клерикализма» больше не будет отравлять нашу жизнь. А значит, можно будет обратить внимание на более актуальные проблемы современной жизни, в решении которых люди Церкви готовы сотрудничать в том числе и с авторами «письма десяти».

О. Андрей Кураев приветствовал «Письмо академиков» за содержащиеся в нем нападки на Церковь: Я рад такому эмоциональному выплеску. Слишком долго Церковь живет в условиях бесцензурия, и столько мракобесия начало распространяться от имени Церкви! Сколько раз я видел, как ученые из МГУ, верующие, обращались в патриархию и просили дать оценку: «Окоротите же вы своих – креационистов, шарлатанов от науки, которые ссорят религию и науку!» – но в ответ было молчание.

Впоследствии о. Кураев вспоминает: Я беседовал на эту тему с ныне уже покойным Виталием Лазаревичем Гинзбургом, нобелевским лауреатом, и он сказал мне, дескать, теперь я понял, что если такие уроки будете вести вы, то я своих внуков отдам в такую школу.

Согласно о. Георгию Кочеткову, с академиком В.Л. Гинзбургом мне приходилось беседовать на религиозные темы. Это великий ученый, и он интересуется вопросами веры и неверия. Но он человек со своими культурными корнями, и у него есть некоторое недоверие к церкви, к православию, к христианству. Однако думается, что он имеет право задавать все свои вопросы. Просто на них могут даваться очень разные ответы.

М. Журинская на сайте «Православие и мир» даже угрожает: Очень не рекомендую православным миссионерам ругать покойника при физиках, — может получиться большой облом, потому что его профессиональная репутация высока и безупречна, и к тому же они знают его честность и высокую порядочность.

По мнению «православного» журнала «Нескучный сад», Русской Церкви сегодня очень не хватает В.Г. (Зайцев, Андрей. Виталий Гинзбург: атеист, которого не хватает нашей Церкви. 08.11.2012). Согласно «Нескучному саду», В.Г. – образец того, того, как необходимо вести любые дискуссии… В своей критике Церкви он был иногда очень резок, но никогда не переходил той грани, за которой начинались оскорбления оппонентов. В.Г., будто бы, отстаивал право на атеизм на высочайшем интеллектуальном уровне. Более того, размышления В.Г. о проблеме теодицеи, якобы, очень близки к христианству – можно придумать какие угодно объяснения, почему страдают или умирают чужие нам люди, но когда беда приходит в наш дом – очень сложно умильно говорить «Все по воле Божией». В этом смысле академик Гинзбург был честнее многих из нас и держал свое сердце открытым к боли другого человека.

В 2008 г. В.Г. написал открытое письмо в защиту организаторов выставки “Запретное искусство-2006”, против которых возбуждено уголовное дело за разжигание религиозной розни.

В.Г. выступает как сторонник идеи «прав человека», а также беспорядочного ущемления прав человека:

Как у верующих, так и у атеистов, признающих положение о свободе совести, есть свои права… Как верующим и, конкретно, православным нельзя запрещать ходить в церковь, так и атеистам нельзя запрещать организовывать и ходить на антирелигиозные выставки.

Участник передач на радио «Свобода» «С христианской точки зрения» (ведущий – самосвят Яков Кротов).

Подписал либертарианский «Гуманистический Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму». Сциентистская утопия сочетается в «Манифесте» с моральным релятивизмом, навязываемым, однако, принудительно:

Мы отвергаем теократии, пытающиеся навязать каждому гражданину какой-либо единый моральный или религиозный кодекс.

«Манифест» призывает к свободе от гнетущих пуританских догм, в том числе за легализацию эвтаназии, за запрет смертной казни, оплодотворение клетки в лабораторных условиях, вынашивание женщиной чужого плода, генетическую инженерию, трансплантацию органов и клонирование, половое просвещение с раннего возраста, равноправие гомосексуалистов, бисексуалов и транссексуалов. Супружеские пары одного пола должны обладать теми же правами, что и гетеросексуальные пары. Не должны запрещаться… браки между родственниками.

Во всех этих вопросах мы уже не можем оглядываться на моральные устои прошлого.

В.Г. выступал как сторонник права на убийство и самоубийство: Замечу, что я сторонник эвтаназии и даже большего – признания права каждого человека на добровольную безболезненную смерть.

Сионист

Член президиума Российского еврейского конгресса. Участвовал в совершении иудейских обрядов в синагоге, оправдывая это тем, что синагога для евреев была при этом не только молельным домом, но и центром общины. В этой связи понятно, почему даже евреи-атеисты, по крайней мере, многие из них и я в том числе, считают возможным и оправданным в настоящее время известную материальную поддержку синагог.

Гинзбург, Виталий Лазаревич и хасидский раввин Берл Лазар
В. Гинзбург и хасидский раввин Берл Лазар.

Считает идеологию сионизма естественным проявление национального чувства: В случае евреев несомненным проявлением национального чувства является также симпатия к Израилю и желание, чтобы он процветал… Я атеист, но мои родители были евреями, и я счастлив, что существует Израиль, где может найти приют любой еврей… Если еврей — негодяй, то мне стыдно; если еврей — хороший, то мне приятно. Так вот, мне приятно, что существует Израиль.

Безоговорочно поддерживал политику геноцида и апартеида в Израиле:

Арабы никогда не станут нашими друзьями! Ни о какой дружбе между евреями и арабами не может быть и речи! Сталин бы решил арабский вопрос за 48 часов. Но надо понимать, что мы живем в цивилизованном мире. Поэтому я — сторонник максимального разделения. Нужно полностью изолироваться от арабов, и строящаяся стена безопасности является шагом на пути к этой изоляции… Не должно быть никакого использования арабской рабочей силы. Не должно быть никакого взаимодействия.

Вопреки Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, считал, что Израиль не несет ответственности за страдания палестинцев на оккупированных Израилем территориях: Всякие там хлюпики псевдоинтеллигентские, всякие «леваки» иногда совершенно не понимают, что происходит… Я не еврейский националист, но я никоим образом не могу оправдать людей, совершающих в Израиле взрывы и убивающих ни в чём не повинных людей. А от израильтян, видите ли, требуют, чтобы они ко всему этому спокойно относились и к тому же заботились о палестинцах.

Предлагал насильственную депортацию арабов-граждан Израиля:

– А как же быть с израильскими арабами, у которых такое же израильское гражданство, как и у евреев?

– Давать им деньги, то есть субсидировать их, и пусть едут к своим родственникам в соседние страны.

Поддерживал оккупацию Израилем Голанских высот на том основании , что это расплата за агрессию против Израиля. Как известно, высоты были захвачены Израилем в ходе развязанной им войны в 1967 г.

Сторонник агрессии США против Ирака:

Большинство, в том числе мои родственники и близкие друзья, они говорят: нет, нельзя было вводить американские войска в Ирак и английские. А я считаю, что нужно было вводить. Конечно, они ввели неуклюже. Конечно, это в каком-то смысле нарушение. Ну, оказалось, что у Саддама нет (ядерного и химического оружия.- Ред.). Понимаете. Нужно ждать, пока этот негодяй бросит биологическое оружие на голову, что ли?

Премии и Награды

Сталинская премия (1953)

Орден Ленина (1954)

2 ордена «Знак Почёта» (1954, 1975)

2 ордена Трудового Красного Знамени (1956, 1986)

Ленинская премия (1966)

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1995)

Лауреат ряда международных премий, в том числе премии Вольфа (1994/1995)

Золотая медаль им. С. И. Вавилова (1995)

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996)

Нобелевская премия (2003)

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2006)

О нем

08.11.2012 Атеист, которого так не хватает модернистам

Основные труды

Сверхпроводимость (1946)

Распространение электромагнитных волн в плазме (1960)

Происхождение космических лучей (1963)

Кристаллооптика с учётом пространственной дисперсии и теория экситонов (1965)

Астрофизика космических лучей (1969)

Современная астрофизика. Научно-популярные статьи (1970)

Волны в магнитоактивной плазме (1970)

Некоторые проблемы физики и астрофизики (1971)

Теоретическая физика и астрофизика. Дополнительные главы (1975)

Проблема высокотемпературной сверхпроводимости (1977)

О теории относительности (1979)

О физике и астрофизике (1980)

Переходное излучение и переходное рассеяние. Некоторые вопросы теории (1984)

Переходное излучение и переходное рассеяние (1984)

Сверхпроводимость (1990)

О науке, о себе и о других (1997)

Вера в Бога несовместима с научным мышлением (1998)

Нас, атеистов, не так уже мало… Вера в Бога и мода на чудеса (1998), совместно с Е.Л. Фейнбергом

Об атеизме, материализме и религии (1998), совместно с Е.Л. Фейнбергом

Разум и вера. Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум» (1999)

Религия и наука. Разум и вера (2000)

Демагоги и невежды против научной экспертизы (2002)

Несвоевременные мысли (2007)

У религии — судьба астрологии (2007)

О сказках и вере в существование Бога (2008)

Об атеизме, религии и светском гуманизме (2008)

Источники

Академик Гинзбург вступился за “Запретное искусство” // Лента.Ру. 15.06.2008

Академики не одиноки // Ежедневный журнал. 03.08.2007

Андрей Кураев считает, что письмо академиков о “клерикализации страны” поможет священникам бороться с мракобесием // Интерфакс-религия. 08.08.2007

Вдова Сахарова не пришла на похороны Виталия Гинзбурга // Jewish.ru. 17.11.2009

Википедия

Виталий Гинзбург в воспоминаниях друзей и современников. М.: Физматлит, 2011

Виталий Гинзбург: «Наука развенчает любое чудо» // Наша власть: дела и лица. 2004. № 5

Виталий Гинзбург: «Я не люблю жульё» // Эхо Москвы. 15.01.2006

Виталий Лазаревич Гинзбург. К восьмидесятилетию со дня рождения // Успехи физических наук. 1996. Т. 166. № 10. СС. 1141-1142

Гинзбург В.Л. Антисемитизм – социализм дураков // Трибуна (Москва) ; 03.02.2006

Гинзбург В.Л. Влияние церкви на школу // Вести образования. 1–15 февраля 2007 г. № 3 (75)

Гинзбург В.Л. Заметки по поводу… // Наука и жизнь. 1988. № 6

Гинзбург В.Л. Общая информация // РАН. 09.11.2009

Гуманистический манифест 2000 // Кредо. 2000. № 20

Диакон Андрей Кураев считает, что «Письмо академиков» дает повод Церкви задуматься о своих внутренних проблемах // Благовест-инфо. 09.08.2007

Дыхание иных миров: Новый нобелевский лауреат — для читателей “Правды.Ру” // Правда.Ру. 07.10.2003

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны // ООН. 27.11.2012

Журинская, Марина. Только плохая наука отрицает религию, только дурная религия отрицает науку… // Православие и мир. 09.10.2012

Зайцев, Андрей. Виталий Гинзбург: атеист, которого не хватает нашей Церкви // Нескучный сад. 08.11.12

Зайцев, Андрей. Плакатное православие, или Почему Церковь всегда молода // Татьянин День. 12.10.2012

Заявление Общественного комитета по правам человека № 92 от 01.11.2008 Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке // Общественный комитет по правам человека. 25.11.2012

Клирики против физика. Православные требуют привлечь к ответственности академика Гинзбурга // Грани.ru. 24.07.2007

о. Кочетков Г.С. Интервью в связи с полемикой вокруг выступления академиков РАН и В.Л. Глазычева // Кифа. 05.08.2007

о. Кураев, Андрей. Спор двух Академий // Kuraev.ru. 25.11.2012

Лицом к лицу // Радио Свобода. 11.01.2004

Московская прокуратура отказала в возбуждении дела в отношении Гинзбурга: По мнению прокурорских работников слово «сволочи» не является оскорбительным // Русская линия. 29.08.2007

Несколько замечаний об атеизме, религии и еврейском национальном чувстве // Еврейские новости. № 4. 07.08.2002

О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга: Доклад по результатам общественного расследования // Общественный комитет по правам человека. Москва – Таруса, 2008

Открытое письмо десяти академиков РАН президенту Российской Федерации В.В. Путину // Новая газета. Приложение «Кентавр». № 3. 22.07.2007

Памяти Виталия Лазаревича Гинзбурга // Успехи физических наук. 2010. Т. 180. №№ 11, 12. СС. 1121-1240; 1241-1363

Протодиакон Андрей Кураев: Дискуссия об «Уроках религии» — спор тех, кто «в теме», и агрессивных дилетантов // Православие и мир. 14.09.2012

Рассеять бесплодные страхи // Фома. № 9 (53). сентябрь 2007

Рогожин, Алексей. Эта ужасная «ползучая клерикализация»: Академики и порнозвезды – о вере и жизни… // Радонеж. № 156. 24.07.07

Скульская, Елена. Виталий Гинзбург: Меня спасла водородная бомба // Дело. 25.10.2004

Теоретик из колена Леви // Jewish.ru. 31.10.2003

Фейнберг Е.Л. В.Л. Гинзбург (К 50-летию со дня рождения) // Успехи физических наук. 1966. Т. 90. В. 1. СС. 195-197

Эволюция вместо революции // Наша власть: дела и лица. 2004. № 11

Я убежденный атеист. Я считаю, что религия – это следствие древних сказок, наподобие астрологии. интервью BBC Russia, сентябрь 2009

Яков Кротов: «Атеизм как защита от глупости» // Частный корреспондент. 16 ноября 2009

Autobiography. Les Prix Nobel. The Nobel Prizes 2003. Stockholm, 2004

Vitaly Ginzburg dies at 93; Nobel Prize-winning Russian physicist // Latimes.com. 10.11.2009

Vitaly L. Ginzburg. Autobiography // Nobelprize.org.  25.11.2012

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

5 Responses

  1. Жизнь прожита и, о, горе, в борьбе со Христом.
    Что необъяснимо (для меня): профессия дает знания о необъяснимости процессов бытия, и по этой причине многих поворачивает на дорогу ко Христу, к метафизике, здесь же этого не случилось… Почему?

    1. Здравствуйте, уважаемый Александр!

      Поздравляю вас с праздником преп. Паисия Величковского!

      Попробую объяснить. В Франции в конце
      XIII века жил философ Сигер Барбатский.
      Современники его называли “великим”,
      аналогично о проф. Осипове А.И.
      сказала мне одна соотрудница учебного
      отдела ЗО ВБК при МДА.
      Сигер Барбатский проповедовал существование
      двух равноценных истин: Бога и некоего всемирного разума. Рассуждая о вере и разуме Сигер Барбатский
      утверждал вера Богу, а разум человеку.

      Современная научно-техническая элита России,
      прекрасно в подробностях зная Учение Русской Православной Церкви, сознательно избирает “сигеризм”. Таков и Гинзбург.

      Причину
      этого выбора вижу в ее преимущественно теоретической
      деятельности и безверии. Создавая, публикуя теории -пустышки, которые
      весьма скоро лопаются как мыльный пузырь, они понимают
      временность всех построений ума. И, как им кажется, их
      равноценность, что совершенно неверно. Я лично помню высказывание

      проф. Осипова А.И., что”Каждый профессор
      богословия (Вопрос какой веры?) при желании
      может аргументировано доказать два взаимно
      исключающие утверждения”. Т. е. для этих
      людей “элиты” (можно присоединить и протод. Кураева А.)
      не существует понятия Истины, т. е. Иисуса Христа,
      которому мы поклоняемся и славим как Бога.

      Это их свободный выбор и ожидает их
      плачевная участь в Вечности при некоем внешнем благополучии, известности, наградах здесь во временной жизни.

      Простите. С праздником!

      1. Уважаемый Геннадий, превосходно написано! В этом действительно вся суть.

        Хочу добавить, не помню, кто из философов это сказал, но сказано примерно так:”С логикой мы встречаемся там, где сами назначаем ей свидание”.

        Свт. Иоанн Златоуст говорит так ( беседа на 1 Кор 10, 1 ):
        “Безумцем для мира становится тот, кто не ценит внешней ( т. е. “мiрской” ) мудрости и знает,что она ничего не может дать для приобретения веры.”

        И Свт. Григорий Палама:”Поэтому мы не мешали бы обучаться внешней науке желающим из тех, кто не избрал монашеской жизни, но всю жизнь заниматься ею никоим образом не советуем никому, а ожидать от нее каких-либо точных познаний о божественных предметах и вовсе запрещаем, потому что от нее нельзя научиться ничему надежному о Боге”.

      2. Простите, допустил по невнимательности
        ошибку в фамилии: Правильно Брабантский,
        а не Барбатский. Каюсь и надеюсь на Ваше снисхождение. Простите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.