Интернет-издание «Татьянин день» продолжает производить опыты над православным вероучением и нравственностью.
Ольга Богданова на этот раз упражняется в модернистском изложении учения о Страшном Суде. Из неизбежных о. Александра Шмемана, митр. Антония Сурожского и «старца» Зосимы (Достоевского) она делает свой вывод:
Думая о Страшном Суде, логично приходишь к вопросу о смысле жизни каждого человека и всего человечества. Получается, что цель человека – не достичь чего-то сверхъестественного, не накопить множество знаний, а научиться, казалось бы, самому естественному чувству – любви.
Итак, Бог не требует от человека ничего сверхъестественного? Как посмотреть…
Повсюду в Писании, где идет речь о святости, говорится о сверхъестественном источнике и характере святости: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев. 19:2) или: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14).
Это учение о сверхъестественном источнике и цели спасения выражено настолько ясно, что не допускает никаких перетолкований: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).
Разумеется, в случае авторов «Татьянина дня» мы имеем дело с людьми сильно замороченными идеями о. Шмемана или митр. Антония. В этом случае, действительно будет весьма затруднительно отличить уподобление человека Богу – от уподобления человека самому себе как «абсолютной ценности». Подвергнувшись модернистской обработке, трудно будет отличить даже поклонение Богу от человекопочитания.
Для такого сознания невыносимо учение Цркви о Страшном Суде Бога над человеком, а не человека над самим собой. Такой человек станет бороться против Суда до последней капли крови или, точнее, до последнего мегабайта фраз.
Р.В.
17 Responses
Из цитаты очевидно, что говорится о первородном естестве, о том, что было естественным человеку до грехопадения – Любви.
“говорится о сверхъестественном источнике и характере святости”
Именно! Человек сам не может быть источником собственной святости, т.е. сам не может преодолеть своего падшего естества. Только через покаяние и глубочайшее смирение милостью Господа даруется (sic!) любовь. Люовь эта выше падшего естества, но источником ее, опять же, не является человек, но сам Господь Бог.
Здесь уместно повторить вопрос:
– Итак, Бог не требует от человека ничего сверхъестественного?
Как может Господь требовать того, что сверх возможностей, выше природы и естества человека? Господь требует лишь того, что действительно в силах человека – покаяния, как главного плода веры. Через покаяние человек открывает себя, как сосуд, для Любви. И тут уже не важен путь, которым “достигнута” Любовь (отшельничество, мученичество, праведность), но важен результат – стяжание Духа Святого в Господе Иисусе Христе.
Итак, приведенная цитата ничуть не противоречит учению отцов Церкви. Выводы же, сделанные в последних двух абзацах, продиктованы скорее личной обидой или иными эмоциональными причинами.
“мы имеем дело с людьми сильно замороченными идеями о. Шмемана или митр. Антония” – это не аргумент. Подобные оборты не подобают уважающему себя человеку, тем более христианину, тем более по отношению собственным братьям. Не буду учить автора вести полемику, но от неправославного человека можно ожидать как минимум уважения к оппоненту, а от православного – любви.
с уважением, КН
Если все сказанное Вами добавить к статье в “Татьянином дне”, и убрать оттуда “старца” Зосиму и о. Шмемана, то из нее могла бы получиться православная статья. Правда, и в этом случае нельзя было бы сказать, что Бог не требует от человека ничего сверхъестественного.
Требует. Призывает.
“Испытывайте себя, в вере ли вы”. “Все что не по вере – грех”. Стояние же в вере, которое требует от нас на всякий час Господь наш, дело сверхъестественное. “И сие несть ваше, Божий дар”. Устоять в вере своими силами невозможно, только благодатью. Но именно этого требует он нас Господь. Итак, жить сверъестественным подвигом – абсолютная обязанность всех христиан.
“Если все сказанное Вами добавить к статье…” Т.е. Вы согласны с тем, что приведенная цитата ничего не доказывает, и вы расписываетесь в необоснованности собственных выводов?
Опять же, не пытайтесь давить “авторитетами” – это никакой не аргумент. Если Вы лично не любите о. Александра Шмемана или митрополита Антония – это дело сугубо личное, не имеющее никакого веса в рассмотрении “обновления” или “модернизма”. С тем же успехом я мог бы сказать, что апостол Петр отрекся от Христа трижды, поэтому все, кто его цитируют – отреклись. Это послужило бы доказательством если не безумия, то крайнего моего невежества на смех всем читателям.
Где именно в статье “модернизм”, который противоречит духу Евангелия и Писаний?
“Устоять в вере своими силами невозможно, только благодатью. Но именно этого требует он нас Господь.”
В данных утверждениях повреждена логика. Господь не может требовать от человека благодати, потому что источник благодати – сам Господь. Человек не может летать без самолета. Он может приобрести все необходимые для летчика навыки, чтобы, поднявшись на борт, управлять им и лететь. По вашей логике человеку сначала необходимо научиться летать вне самолета, чтобы потом, поднявшись на борт, управлять им.
Полное и всестороннее опровержение этой статьи даёт Святой угодник Божий, Преподобный Серафим Саровский:
“Истинная же цель жизни нашей Христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: “Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает”. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: “Шедши купите на торжищи”. Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго недоставало. Творя добродетели, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь Христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божьяго, и говорится в отеческих книгах: “Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово”. (Суть путие мнящиеся прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч 16, 25). Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.) Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: “Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская — вполне пагубная”. И вот эта-то третья вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая — собственная воля наша — научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то, и как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же — воля Божия и всеспасительная — в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо “Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Тройческим Единством священнотайне”. Сам Дух Святый; селяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывания с духом нашим Его Тройческаго Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божеству всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: “Вселюся в них и похожу, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои”. Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище — жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и недопустившие к Жениху, — смерть человеческая; девы мудрые и юродивые — души Христианские; елей — не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа cyщества нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, — в
храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: “Се стою при дверях и толку”, разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! “В чем застану, в том и сужду”, — говорит Господь”.
О реальности адских мук, а также о том, что они – не только “ужас о себе” и не некая “невозможность чувства любви”.
На Татьянином Дне в Неделю о Страшном суде находим следующий заголовок:
Сегодняшний день – Неделя о Страшном суде. Со Страшного Суда ведут две дороги – к вечному блаженству и «в муку вечную». По каким критериям будут судить человека?
Эти кощунственные кавычки – роспись в неверии в Евангелие. Не пойму, зачем изображать веру, не имея ее?
Нет, вы не ставьте трусливо минусы, вы ответьте. Почему у вас вечное блаженство без кавычек, а мука вечная в кавычках.
Если я правильно понимаю, этот сайт создан не для серьезного рассмотрения вопроса обновления и модернизма, а для обыкновенной травли. Очень жаль, что Вы даже не потрудились прочитать статью, дающую обоснование поставленным кавычкам. Еще жалко, что вместо того, чтобы развернуто и разумно разъяснить, в чем ошибается автор статьи, Вы делаете вывод о вере автора, а точнее – о его неверии. Вместо осуждения греха, вы осуждаете человека. Если сам Отец не судит людей, то почему мы предвещаем Суд Сына?
“Получается, что цель человека – не достичь чего-то сверхъестественного”.
ЭТО СВЕРХЕСТЕСТВЕННАЯ ЛОЖЬ!!!
А все остальные “разсуждения” (я тоже кавичками пользуюсь) КН – естественное (ему) словоблудие.
Обращаю внимание словоблудному и трусливоме некоему КН-у, что в вышеуказанном предложении просто цель человеческого существования подменена и приземлена. Прошу вас не занимайте нас ухищрениями каким точно способом эта цель постигается, а прямо ответте! Какая крайная цель человеческого существования и естественная она или сверхестественная?
Статью я прочитал, оснований для взятия слов Спасителя в кавычки она не дает – хотя и пытается это сделать. Вот я и потребовал объяснений. Вы со своей стороны так ничем и не обосновали эту возмутительную дискриминацию слов Господа. Людей я не сужу (это просто демагогия!), но вывод о конкретном проявлении неверия в истинность слов Господа делаю. И осуждаю это неверие, а не Вас. Повествование о Страшном Суде – не притча, а прямое свидетельство Самого Спасителя о том, что воистину будет. Господь не дал ни малейшего повода считать обещанную Им муку вечную иносказанием или педагогическим устрашением. И мы обязаны верить тому, что Он нам открыл без произвольных интерпретаций. Вас же, кто бы Вы ни были, призываю к покаянию.
В заголовке статьи заключено такое же кощунство, как если бы на Пасху: “Сегодня Церковь учит нас, что Христос “воскрес”.
О. Богданова попросту проповедает сенсуализм:
“И судимы мы будем прежде всего за недостаток любви, недостаток проявления этого чувства. Получается, что цель человека – не достичь чего-то сверхъестественного, не накопить множество знаний, а научиться, казалось бы, самому естественному чувству – любви.
Получается, чувство, которое охватит человека на суде, будет ощущением и сознанием потерянной и уже невозвратимой возможности прожить нормальную, полную жизнь, пропитанную любовью, испытать любовь во всей полноте, но не эгоистично насладиться чувством, а с радостью подарить его другим. Как писал митрополит Антоний, «тут не в наказании дело, а в ужасе о себе»”.
В том и главная разница: В модернизме любовь есть по преимущество чувство, а в Православии любовь есть по преимущество действие.
Любовь вообще не есть чувство, и не находится в числе чувств. Любовь есть состояние облагодатствованной (соединенной с благодатью Божией) души.
Любовь вообще не есть чувство
Вы придираетесь к словам. Состояние души или чувство – не меняет сути.
Суть меняет то, что это сверхъестественное состояние обожения. “Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нём” (1-е Ин. 4:16).
Св. Феофан Затворник: В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА? Говорят, в любви. Нет, подождите. Любовь – сад цветочный и плодоносный. Надо прежде всего очистить землю, взорать, посеять и потом уже возрастить. Что сказал Господь о Своем пришествии? Зачем пришел Он? Взыскать и спасти погибшее. А взысканные как спасаются? Отлагают ветхое и облекаются в новое. Прежде надо совлечься, сбросить и отбросить всю ветошь страстей и грехов, потом из этого выродится и новенькое.
С. Ф.: «Образование триединого чувства веры – любви, смирения, отречения – начинает долгий путь доказательства обретенного христианства. Начинается борьба человека за обретенное сокровище веры или его восхождение к совершенной любви. Любовь воинствует, а не спит… Человека, чье сердце ранено любовью к Богу, – сам страх потерять его ведет за собой. Ведь первоначальный толчок любви в обретенной вере подобен малому лучу, и ощущающий его не смеет и не должен, из-за духовной осторожности, даже и называть его настойчиво – любовью. Любовь надо доказать, а не преждевременно утверждать себя ее имеющим».
Св. Феофан Затворник: «Любовь к Богу сродна естеству нашему. Полагаю, что она не совсем угасает даже в грешниках, действует в них, призывая их к покаянию, пока они не ожесточатся и не отчаятся. Но собственно любовь зачинается с той минуты, когда вследствие покаяния зарождается решимость работать Господу, не щадя живота своего. Начинающиеся вслед за тем труды богоугождения развивают ее все сильнее и сильнее, пока она не обратится в пламень и не обымет всего естества его. В этих степенях любви столько оттенков, что и перечислить их невозможно. Иной любит Бога, потому что имеет от Него много добра; иной любит Бога ради того, что чает от Него какого-либо добра; иной любит Бога ради того, что чает от Него всякого добра; иной любит Бога, потому что Он Бог. Делом обнаруживается любовь так, что иной делает только частою для Бога, оставляя часть и для себя; другой все делает для Бога; а иной и себя, и все свое приносит в жертву Богу безусловно. Любить Бога как Бога, с полным самопожертвованием, без всяких видов есть чистая любовь. Лествичник говорит о себе, что хотя бы и в ад послал его Бог, он и там так же неизменно будет любит Его всею душою. Очевидно, что чистая любовь есть венец совершенства в богоугождении и является в силе только в конце трудов, на сем пути подъемлемых. В начале, при первых проявлениях Царствия Божия в нас, ее и требовать нельзя: она может быть в цели, но не на деле; она воцаряется тогда, когда уже Бог поглощает все наше».
Свт. Игнатий Брянчанинов: “Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение.
Преп. Исаак Сирин: “Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань”.
Ап. Павел: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Ап. Иоанн Богослов: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
(Перекреститесь) Господь наш Иисус Христос:
Аз же глаголю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Так что если все эти «любвиобильные» модернисты уже достигли всего вышеперечисленного то нам и вправду бояться за Россию и уж тем более за РПЦ МП нечего… http://karelin-r.ru/pravoslavie/114/1.html