Необычное положение в нашем обществе
Наше положение весьма необычное:
- С одной стороны, мы имеем развращенное общество, Città corrotta.
- С другой, мы имеем правителей России, которые должны были бы ему соответствовать, но этого нет.
Справедливая война в развращенном обществе
Власти России ведут справедливую спецоперацию, которая развращенному обществу:
- противна,
- непонятна,
- неправильно понята:
Например, как средство для переустройства мира на справедливых началах и т.п.
Что здесь необычного?
Власть умеет обращаться с развращенным обществом, ему нисколько не доверяя и пользуясь им ради некоторых справедливых целей.
В свою очередь, многие хорошие люди не доверяют власти.
Какова во всем этом роль христиан, то есть наилучших граждан? Для ответа на этот вопрос вернемся к самому началу Нового времени, в Италию Макиавелли.
Макиавелли
Новое время начинается с Никколо Макиавелли (1469 – 1527).
Макиавелли считают опасным автором, развратителем вождей. На самом деле тираны, папы и кондотьеры всё знали и без Макиавелли.
Он описал то, что действительно происходит в новой политике. Он вскрыл ее неистинный и неморальный характер и этим вызвал ненависть к себе.
Руководителям общественного мнения удобнее сохранять фикцию.
Нужен вооруженный пророк
Макиавелли мечтал об объединении Италии. Это была давняя мечта, уже породившая ересь Данте. Макиавелли рассуждал так:
Для спасения Италии нужен своего рода пророк, то есть чистый и честный человек, который во имя идеи очистит души итальянцев.
Но реалист Макиавелли понимал, что не все души можно очистить.
Значит, нужен не простой пророк, а пророк вооруженный (il profeta armato). Джироламо Савонарола был всем хорош, но у него не было меча.
Царь
Вооруженный пророк не может появиться, потому что в Новое время сам вождь – человек Нового времени, и его тоже коснулось развращение.
То есть Макиавелли указывает на проблему: вождь и народ, которую потом так великолепно осветил Пушкин в «Борисе Годунове».
После пророков Бог даровал царей, как мы знаем из Писания, и Макиавелли это тоже знал.
Не потому что царь плох, а потому что надо делать добро в обществе, в котором смешаны плохие и хорошие.
Современные вожди
Спецоперация
Перейдем от эпохи Возрождения к современности.
Сегодня война проходит с участием развращенных народов. Так было уже и в XX веке. Это относится и к Белому движению в Гражданскую войну.
Война развращенных
Что это значит?
Это значит, что российская власть отказывается от мобилизации в России, потому что совершенно справедливо не доверяет моральной силе русского народа.
Что же происходит в такой войне, где смешаны хорошие и плохие?
Война мобилизует лучших и худших. Хороших она делает лучше, а худших делает еще хуже.
На войне гибнут лучшие, а не худшие. И если бы преемство в обществе было биологическим, а не духовным, то горе победителям!
То есть сама структура общества не меняется.
Вожди поступают нечестно
Получается, что в Новое время все вожди поступают нечестно, даже когда ведут справедливые войны. Они заставляют, как у Макиавелли, совершать благое дело тех, кто к нему неспособен и его не желает.
Отсюда вытекает необходимость для вождя народа: не доверять врагам, друзьям и народу, с которым и ради которого ты ведешь войну.
Должен ли христианин избегать ответственности?
Раз войны ведутся нечестно, то мудрец, то есть христианин, должен избегать власти, чтобы не нести ответственности за других, не готовых к этой ответственности.
Христианин не должен вести на смерть людей, не готовых к смерти.
Но от этой ответственности мы не можем уйти, не только как граждане того или иного общества, но и как представители рода человеческого.
Шекспир. Генрих Пятый
Чтобы вскрыть эту проблематику, я хочу воспользоваться Шекспиром.
В хронике «Генрих Пятый» (Акт IV, сцена 1) Шекспир описывает, как английский король неузнанный ходит по лагерю англичан перед битвой при Азинкуре. Я предлагаю познакомиться с этой сценой.
Выводы из Шекспира
Шекспир рассматривает здесь темы, близкие нам сегодня:
- Король – такой же человек, как и все.
- Он не виновен в смерти своих подданных, потому что отправляет их воевать не для того, чтобы они погибли.
- Он не виновен в гибели воинов, которые погибли отягченные грехами.
- Он принимает важные решения, будучи таким же человеком, как все, но при этом знает, что люди будут гибнуть.
- Ему ведом страх, который может заразить все общество.
Участие в справедливой войне не очищает от грехов
Участие в справедливой войне не очищает от грехов. На войне одни гибнут и переходят в жизнь вечную, а другие в вечную погибель.
И все же смерть вблизи правителя блаженна.
Вопросы жизни и смерти
Нам не хватает трезвого взгляда на сложности человеческого бытия и ужасную ясность, которая есть в этой жизни.
Мы привыкли жить даже в Церкви вне вопросов жизни и смерти и, в том числе, чужой жизни и смерти.
В этом причина общей атмосферы несерьезности в Церкви.
Неприятные ответы на вопросы жизни и смерти
В жизнь других мы не вмешиваемся, потому что «не судим».
А о смерти думаем в плане физическом, то есть, собственно, преодолимом благодаря здоровому образу жизни и медицине.
Но ведь все Христианство это только и есть что вопросы жизни и смерти, на которые есть ответы. И эти ответы не всем приятны.
Говоря правду, мы отправляем людей на смерть
Любая человеческая жизнь проходит в тени этих вопросов.
Мы христиане, зачастую, – гуманисты, а политик отправляет людей на смерть, и нас ужасает эта ответственность.
Но помним ли мы, что проповедуя Христа, мы направляем людей не к успеху и благоустройству в этом мире?
Когда ситуация непоправима
Когда мы говорим в этом мире истину и об истине, мы отправляем людей на смерть. Потому что, когда ситуация непоправима, за Истину придется умереть.
Один ответ
Как сказал владыка Феофан (Быстров) в слове на свою епископскую хиротонию: “Волю Божию надо принимать со страхом и трепетом, но без смущения и боязни…”