Search

Власть, развращенное общество и вопросы жизни и смерти

Должен ли христианин избегать ответственности?

Необычное положение в нашем обществе

развращенное общество
Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты.

Наше положение весьма необычное:

  1. С одной стороны, мы имеем развращенное общество, Città corrotta.
  2. С другой, мы имеем правителей России, которые должны были бы ему соответствовать, но этого нет.

Справедливая война в развращенном обществе

Власти России ведут справедливую спецоперацию, которая развращенному обществу:

  • противна,
  • непонятна,
  • неправильно понята:

Например, как средство для переустройства мира на справедливых началах и т.п.

Что здесь необычного?

Власть умеет обращаться с развращенным обществом, ему нисколько не доверяя и пользуясь им ради некоторых справедливых целей.

В свою очередь, многие хорошие люди не доверяют власти.

Какова во всем этом роль христиан, то есть наилучших граждан? Для ответа на этот вопрос вернемся к самому началу Нового времени, в Италию Макиавелли.

Макиавелли

развращенное общество
Стол Макиавелли в Сант-Андреа в Перкуссине.

Новое время начинается с Никколо Макиавелли (1469 – 1527).

Макиавелли считают опасным автором, развратителем вождей. На самом деле тираны, папы и кондотьеры всё знали и без Макиавелли.

Он описал то, что действительно происходит в новой политике. Он вскрыл ее неистинный и неморальный характер и этим вызвал ненависть к себе.

Руководителям общественного мнения удобнее сохранять фикцию.

Нужен вооруженный пророк

Макиавелли мечтал об объединении Италии. Это была давняя мечта, уже породившая ересь Данте. Макиавелли рассуждал так:

Для спасения Италии нужен своего рода пророк, то есть чистый и честный человек, который во имя идеи очистит души итальянцев.

Но реалист Макиавелли понимал, что не все души можно очистить.

Значит, нужен не простой пророк, а пророк вооруженный (il profeta armato). Джироламо Савонарола был всем хорош, но у него не было меча.

Царь

Вооруженный пророк не может появиться, потому что в Новое время сам вождь – человек Нового времени, и его тоже коснулось развращение.

То есть Макиавелли указывает на проблему: вождь и народ, которую потом так великолепно осветил Пушкин в «Борисе Годунове».

После пророков Бог даровал царей, как мы знаем из Писания, и Макиавелли это тоже знал.

Не потому что царь плох, а потому что надо делать добро в обществе, в котором смешаны плохие и хорошие.

Современные вожди

Спецоперация

Перейдем от эпохи Возрождения к современности.

Сегодня война проходит с участием развращенных народов. Так было уже и в XX веке. Это относится и к Белому движению в Гражданскую войну.

Война развращенных

Что это значит?

Это значит, что российская власть отказывается от мобилизации в России, потому что совершенно справедливо не доверяет моральной силе русского народа.

Что же происходит в такой войне, где смешаны хорошие и плохие?

Война мобилизует лучших и худших. Хороших она делает лучше, а худших делает еще хуже.

На войне гибнут лучшие, а не худшие. И если бы преемство в обществе было биологическим, а не духовным, то горе победителям!

То есть сама структура общества не меняется.

Вожди поступают нечестно

Получается, что в Новое время все вожди поступают нечестно, даже когда ведут справедливые войны. Они заставляют, как у Макиавелли, совершать благое дело тех, кто к нему неспособен и его не желает.

Отсюда вытекает необходимость для вождя народа: не доверять врагам, друзьям и народу, с которым и ради которого ты ведешь войну.

Должен ли христианин избегать ответственности?

Раз войны ведутся нечестно, то мудрец, то есть христианин, должен избегать власти, чтобы не нести ответственности за других, не готовых к этой ответственности.

Христианин не должен вести на смерть людей, не готовых к смерти.

Но от этой ответственности мы не можем уйти, не только как граждане того или иного общества, но и как представители рода человеческого.

Шекспир. Генрих Пятый

Чтобы вскрыть эту проблематику, я хочу воспользоваться Шекспиром.

В хронике «Генрих Пятый» (Акт IV, сцена 1) Шекспир описывает, как английский король неузнанный ходит по лагерю англичан перед битвой при Азинкуре. Я предлагаю познакомиться с этой сценой.

Выводы из Шекспира

Шекспир рассматривает здесь темы, близкие нам сегодня:

  • Король – такой же человек, как и все.
  • Он не виновен в смерти своих подданных, потому что отправляет их воевать не для того, чтобы они погибли.
  • Он не виновен в гибели воинов, которые погибли отягченные грехами.
  • Он принимает важные решения, будучи таким же человеком, как все, но при этом знает, что люди будут гибнуть.
  • Ему ведом страх, который может заразить все общество.

Участие в справедливой войне не очищает от грехов

Участие в справедливой войне не очищает от грехов. На войне одни гибнут и переходят в жизнь вечную, а другие в вечную погибель.

И все же смерть вблизи правителя блаженна.

Вопросы жизни и смерти

Нам не хватает трезвого взгляда на сложности человеческого бытия и ужасную ясность, которая есть в этой жизни.

Мы привыкли жить даже в Церкви вне вопросов жизни и смерти и, в том числе, чужой жизни и смерти.

В этом причина общей атмосферы несерьезности в Церкви.

Неприятные ответы на вопросы жизни и смерти

В жизнь других мы не вмешиваемся, потому что «не судим».

А о смерти думаем в плане физическом, то есть, собственно, преодолимом благодаря здоровому образу жизни и медицине.

Но ведь все Христианство это только и есть что вопросы жизни и смерти, на которые есть ответы. И эти ответы не всем приятны.

Говоря правду, мы отправляем людей на смерть

Любая человеческая жизнь проходит в тени этих вопросов.

Мы христиане, зачастую, – гуманисты, а политик отправляет людей на смерть, и нас ужасает эта ответственность.

Но помним ли мы, что проповедуя Христа, мы направляем людей не к успеху и благоустройству в этом мире?

Когда ситуация непоправима

Когда мы говорим в этом мире истину и об истине, мы отправляем людей на смерть. Потому что, когда ситуация непоправима, за Истину придется умереть.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

“Пути свободы”

В рамках программы по модернистской дезинформации издательство «Альпина Нон-фикшн» выпустила книгу о. Алексия Уминского и Этери Чаландзия «Человек и Церковь: Путь свободы и любви».

По разделам

Один ответ

  1. Как сказал владыка Феофан (Быстров) в слове на свою епископскую хиротонию: “Волю Божию надо принимать со страхом и трепетом, но без смущения и боязни…”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.