Search

Власть, развращенное общество и вопросы жизни и смерти

Должен ли христианин избегать ответственности?

Необычное положение в нашем обществе

развращенное общество
Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты.

Наше положение весьма необычное:

  1. С одной стороны, мы имеем развращенное общество, Città corrotta.
  2. С другой, мы имеем правителей России, которые должны были бы ему соответствовать, но этого нет.

Справедливая война в развращенном обществе

Власти России ведут справедливую спецоперацию, которая развращенному обществу:

  • противна,
  • непонятна,
  • неправильно понята:

Например, как средство для переустройства мира на справедливых началах и т.п.

Что здесь необычного?

Власть умеет обращаться с развращенным обществом, ему нисколько не доверяя и пользуясь им ради некоторых справедливых целей.

В свою очередь, многие хорошие люди не доверяют власти.

Какова во всем этом роль христиан, то есть наилучших граждан? Для ответа на этот вопрос вернемся к самому началу Нового времени, в Италию Макиавелли.

Макиавелли

развращенное общество
Стол Макиавелли в Сант-Андреа в Перкуссине.

Новое время начинается с Никколо Макиавелли (1469 – 1527).

Макиавелли считают опасным автором, развратителем вождей. На самом деле тираны, папы и кондотьеры всё знали и без Макиавелли.

Он описал то, что действительно происходит в новой политике. Он вскрыл ее неистинный и неморальный характер и этим вызвал ненависть к себе.

Руководителям общественного мнения удобнее сохранять фикцию.

Нужен вооруженный пророк

Макиавелли мечтал об объединении Италии. Это была давняя мечта, уже породившая ересь Данте. Макиавелли рассуждал так:

Для спасения Италии нужен своего рода пророк, то есть чистый и честный человек, который во имя идеи очистит души итальянцев.

Но реалист Макиавелли понимал, что не все души можно очистить.

Значит, нужен не простой пророк, а пророк вооруженный (il profeta armato). Джироламо Савонарола был всем хорош, но у него не было меча.

Царь

Вооруженный пророк не может появиться, потому что в Новое время сам вождь – человек Нового времени, и его тоже коснулось развращение.

То есть Макиавелли указывает на проблему: вождь и народ, которую потом так великолепно осветил Пушкин в «Борисе Годунове».

После пророков Бог даровал царей, как мы знаем из Писания, и Макиавелли это тоже знал.

Не потому что царь плох, а потому что надо делать добро в обществе, в котором смешаны плохие и хорошие.

Современные вожди

Спецоперация

Перейдем от эпохи Возрождения к современности.

Сегодня война проходит с участием развращенных народов. Так было уже и в XX веке. Это относится и к Белому движению в Гражданскую войну.

Война развращенных

Что это значит?

Это значит, что российская власть отказывается от мобилизации в России, потому что совершенно справедливо не доверяет моральной силе русского народа.

Что же происходит в такой войне, где смешаны хорошие и плохие?

Война мобилизует лучших и худших. Хороших она делает лучше, а худших делает еще хуже.

На войне гибнут лучшие, а не худшие. И если бы преемство в обществе было биологическим, а не духовным, то горе победителям!

То есть сама структура общества не меняется.

Вожди поступают нечестно

Получается, что в Новое время все вожди поступают нечестно, даже когда ведут справедливые войны. Они заставляют, как у Макиавелли, совершать благое дело тех, кто к нему неспособен и его не желает.

Отсюда вытекает необходимость для вождя народа: не доверять врагам, друзьям и народу, с которым и ради которого ты ведешь войну.

Должен ли христианин избегать ответственности?

Раз войны ведутся нечестно, то мудрец, то есть христианин, должен избегать власти, чтобы не нести ответственности за других, не готовых к этой ответственности.

Христианин не должен вести на смерть людей, не готовых к смерти.

Но от этой ответственности мы не можем уйти, не только как граждане того или иного общества, но и как представители рода человеческого.

Шекспир. Генрих Пятый

Чтобы вскрыть эту проблематику, я хочу воспользоваться Шекспиром.

В хронике «Генрих Пятый» (Акт IV, сцена 1) Шекспир описывает, как английский король неузнанный ходит по лагерю англичан перед битвой при Азинкуре. Я предлагаю познакомиться с этой сценой.

Выводы из Шекспира

Шекспир рассматривает здесь темы, близкие нам сегодня:

  • Король – такой же человек, как и все.
  • Он не виновен в смерти своих подданных, потому что отправляет их воевать не для того, чтобы они погибли.
  • Он не виновен в гибели воинов, которые погибли отягченные грехами.
  • Он принимает важные решения, будучи таким же человеком, как все, но при этом знает, что люди будут гибнуть.
  • Ему ведом страх, который может заразить все общество.

Участие в справедливой войне не очищает от грехов

Участие в справедливой войне не очищает от грехов. На войне одни гибнут и переходят в жизнь вечную, а другие в вечную погибель.

И все же смерть вблизи правителя блаженна.

Вопросы жизни и смерти

Нам не хватает трезвого взгляда на сложности человеческого бытия и ужасную ясность, которая есть в этой жизни.

Мы привыкли жить даже в Церкви вне вопросов жизни и смерти и, в том числе, чужой жизни и смерти.

В этом причина общей атмосферы несерьезности в Церкви.

Неприятные ответы на вопросы жизни и смерти

В жизнь других мы не вмешиваемся, потому что «не судим».

А о смерти думаем в плане физическом, то есть, собственно, преодолимом благодаря здоровому образу жизни и медицине.

Но ведь все Христианство это только и есть что вопросы жизни и смерти, на которые есть ответы. И эти ответы не всем приятны.

Говоря правду, мы отправляем людей на смерть

Любая человеческая жизнь проходит в тени этих вопросов.

Мы христиане, зачастую, – гуманисты, а политик отправляет людей на смерть, и нас ужасает эта ответственность.

Но помним ли мы, что проповедуя Христа, мы направляем людей не к успеху и благоустройству в этом мире?

Когда ситуация непоправима

Когда мы говорим в этом мире истину и об истине, мы отправляем людей на смерть. Потому что, когда ситуация непоправима, за Истину придется умереть.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. Как сказал владыка Феофан (Быстров) в слове на свою епископскую хиротонию: “Волю Божию надо принимать со страхом и трепетом, но без смущения и боязни…”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.