Search

Во время приятно послушах тебе (Ис 49:8)

А если время не удобно, разве Он не поможет? Совсем не то.

Во время приятно послушах тебе (Ис 49:8)Тако глаголет Господь: во время приятно послушах тебе (Ис 49:8). Акила и Симмах говорят: «во время благоугодное», подобно тому, как и Давид сказал: Время благоволения, Боже (Пс. 68:14). И в день спасения помог ти. Что ты говоришь? А если время не удобно, разве Он не поможет? Совсем не то, но он приводит, во 1-х, причину отсрочивания, почему Он медлил, подобно тому, как врач, намеревающийся помочь больному, медлит и выжидает удобного времени. Врач нуждается во времени, но, конечно, не Бог, так как Тот, Который прежде дал то, что дал, может потом изменить; но поступает так для того, чтобы была двойная помощь: чтобы, с одной стороны, помочь, и с другой стороны, оказать помощь в благоприятное время; если бы Он помог прежде времени, то не было бы никакой пользы; но Он помог тогда, когда надлежало помочь, чтобы показать, что и оставление есть также дело Его промышления. Потому это время и называется благоприятным, как говорит и Павел: Се ныне время благоприятно (2 Кор. 6:2). Бывает удобное время, которое, если мы пропустим, уже более не будет для нас временем полезным для добродетели, – подобно тому, как девы, которые пропустили время исполнить необходимое дело (Мф. 25:8-11), и богач, который презирал Лазаря (Лк. 16:24-25), когда после того просили благоприятного времени, то не нашли. Благоприятное время – тогда, когда мы вращаемся еще в этом мире; когда же мы отсюда отправимся, то мы не можем более получить пользы и собрать плода покаяния, подобно тому, как борец, который дал связать себя по рукам в то время, когда присутствовали зрители, после удаления зрителей уже не может изменить своего поражения на победу, так как только тогда, когда сидят зрители, и присутствует руководитель, можно связать и быть связанным; когда же исполнится определенное время, тогда игра бывает брошена, и все попытки являются напрасными.
И сотворих тя и дах тя в завет языков. Акила и Симмах говорят: «сохранил тебя». Еже устроити землю и наследити наследие пустыни. Акила и Симмах говорят: «дать во владение рассеянные наследия». Это можно понимать и относительно Христа после воплощения, Который, как человек, говорил: Боже Мой, Боже Мой, вскую мя оставил еси? (Мф. 27:46).

Во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти, и дах тя в завет языков. Видишь ли: пришествие Христа к языкам, для того, чтобы утвердилась земля, всегда возвещаемо было пророками? До Его пришествия земля была исполнена великого смятения. Она не была так безобразна и так неудобна, как тогда, когда ил и многие воды ее покрывали. Но она была безобразна потому, что множество преступлений, беззакония и возмущения привели в замешательство и погубили выработанный порядок. Постоянно были ежедневным войны и сражения, смятение, пролитие братской крови, стоны и крики, плачь, вздохи и вопли. Таким образом земля не была устроена твердо. Потому пришел Бог, обновил ее и даровал ей, как смятенному и возмущенному городу, мир. Удивительно то, что Он не изгнал неверных и не поместил на место их других, но их же обратил в верующих. Начальники, видя рабов удаляющимися от своих господ, преследуют их и призывают к себе. Бог же желал показать Свое милосердие, возвращая их от неразумия к добродетели. Между теми, которые не были годными и казались лишенными всякой надежды, от которых ничего нельзя было ожидать доброго, Он избрал Своих учителей, как Павла, который был богохульником, возмутителем и гонителем (1 Тим. 1:13), который говорил: Да покажет во мне все долготерпение Свое за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную (1 Тим. 1:16); как мытаря Матфея, волхвов и преступного и нечистого вора, который нашел путь ко Христу даже на кресте. Так как не приносило никакой пользы ни учение, ни страх геенны, ни угроза огнем, ни муки, то потому Он весьма часто говорил: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2:17); Не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир (Ин. 12:47). Почему вы ищете бегства, почему вы бежите? Разве Я пришел для совершения наказаний, разве сурова проповедь Моя, разве обременителен вам приход Мой? Кто убегает от врача? Разве горько лекарство? Я говорил не только: плачьте, вопите, вздыхайте; но: Приидите ко Мне и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Почему же вы медлите придти ко Мне? Когда Он увидел их нежелающими придти, то Сам обходил города и веси, проповедуя и говоря: Покайтеся (Мк. 1:15). Они же думали о ссоре, о зависти и о беззакониях. Кто завидует своему благодетелю? Посмотрим теперь, искоренял ли Он корень болезней такого рода. Но разве Он не сделал прокаженного здоровым и не послал его к священнику, – исследователю выздоровления (Мк. 1:44)? Не пришел ли Я, по Моисееву закону, чтобы собрать, а не расточить вас? Противился ли Я священникам и желал ли правления над вами? Не приносил ли Я жертвы сообразно закону? Не сохранил ли Я послушания, – Я, Который сам – Владыка и Законодатель? В чем Я сделал вас смешными и скрытными? Старался ли Я когда-либо обмануть вас вашею славою, или же скорее утвердил ее? Не повелевал ли Я тем среди вас, которые впали в заблуждение, следующего: Вся, елика рекут вам, творите, по делом же их не творите (Мф. 23:3)? Если бы они поступали по делам их, то они не повиновались бы словам их. Ужели Я отдалял от Бога? Не принес ли Я всего Богу? Не сказал ли освобожденному от легиона демонов: Прослави Бога (ср. Лк. 8:39); а другому: Шед покажися иереови, и принеси за очищение твое (Мк. 1:44)?

св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Творения. СПб.: СПбДА, 1900. Т. 6. Кн. 1. С. 288-290

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.