Search

О. Тихон: “Вопрос о спасении протестантов и католиков абсолютно не относится к сфере моей компетенции”

Что представляет собой церковь католическая, церковь протестантская – мы этого не знаем. Мы знаем, что это христианские общества – никаких сомнений у меня в этом нет. Вопрос об их спасении тоже абсолютно не относится к сфере моей компетенции.

У протестантов мы можем очень многому поучиться. «Я лютеран люблю богослуженье», — помните, у Тютчева? Вот той строгости…

Многому поучиться можно. Но надо, конечно понимать, что, как совершенно четко и ясно нам сказал святитель Игнатий Брянчанинов, Церковь Христова – это Церковь православная. Что представляет собой церковь католическая, церковь протестантская – мы этого не знаем. Мы знаем, что это христианские общества – никаких сомнений у меня в этом нет. Вопрос об их спасении тоже абсолютно не относится к сфере моей компетенции. Но поучиться у них действительно можно.

о. Тихон (Шевкунов). Чему можно поучиться у протестантов и католиков? // Православие и мир. 18.09.2012

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

44 Responses

  1. То есть о. Тихон признался в своей некомпетентности, другими словами. Может они еще не знают спасутся ли содомиты, пьяницы, блудники, убийцы, которые стоят в одном ряду с еретиками.

    Да, все вышеперечисленные спасутся, НО, если покаются, то есть перестанут быть тем, кем были.

  2. Зачем же так нападать на о. Тихона? Ведь и многоуважаемый прот. Александр Шаргунов пишет то же самое:
    “Но несмотря на все ошибки католичества, неправы и те, кто утверждает, что католичество — это «совершенно ложная антихристианская еретическая вера, совершенно безблагодатная». Нет: многие святые отцы признавали действие Святого Духа и в католической Церкви. Например, святитель Феофан Затворник не рекомендовал пускаться в рассуждения о том, являются ли католики еретиками или не являются. «Наша Церковь благосклонна к католикам», — писал он. И подчеркивал далее признание действительности таинств и священства: «Только переходить к ним не надо; не все верно у них».
    http://www.blagogon.ru/biblio/249/

    1. В данном случае удивляет то, что о. Тихон говорит, что вопрос о спасении находится абсолютно не относится к сфере его компетенции. Как такое может быть? Если ему безразлична их вечная участь, то зачем вообще говорить о католиках и протестантах? Обратите также внимание, что независимо даже от намерений о. Тихона, это его заявление было использовано “Православием и мир” для пропаганды равнодушия к вере.

      1. @абсолютно не относится к сфере его компетенции@
        Так же и свт. Феофан утверждал, что вопрос о спасении католиков не относится к сфере его компетенции” “Я не знаю, спасутся ли католики, но я знаю, что я вне Православия не спасусь”

      2. Здесь идет ссылка на частное мнение Святителя Феофана Затворника, которое ошибочно.
        “Если предположить, что это действительно так и различие между Православием и инославием заключается в большей или меньшей степени действия благодати, то вся история Церкви до XX века представляет собой или недоразумение, или вопиющий грех против любви. Разве возможно произносить анафему на еретиков из-за того, что в них меньше действует благодать? Однако допустить такое понимание – значит отказаться от самого понятия Церкви как мистического Тела Иисуса Христа Спасителя и превратить ее в человеческое общество, вроде клуба, партии или ассоциации.”
        http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/15.html

        1. Виктор, это не частное мнение. Это слова глубоко смиренного человека. Если святитель Феофан Затворник, великий святой, говорит, что он без Православия не спасётся, то что же думать нам?
          А за остальных людей – не нам решать.

      3. Чтобы так решительно заявлять об “ошибочности” мнения великого Святителя, одной лишь ссылки на о.Рафаила (Карелина) маловато, тем более, что он не с ним полемизирует, а с откровенно антихристианской теософией. Не стоит уподобляться модернистам, очень любящим находить “ошибки” у Святых.

      4. Нафанаил!

        Я ненавижу находить ошибки у святых и тем более о них разговаривать. Однако когда публично (в данном случае на весь Интернет) произносится ошибочное мнение, пусть даже великого Святителя Феофана Затворника, не возразить против него грешно и преступно.

      5. Роман, а Вам не приходило в голову, что вопрос спасения людей относится к компетенции Бога, а не о. Тихона?
        В этом отношении позиция о. Тихона вполне правомерна. Как и уже упоминавшееся мнение св. Феофана.

        1. Если Вы православный христианин, то должны знать, что есть Божественное Откровение, которое Церковь приемлет и содержит. В этом Откровении говорится и о том, что такое спасение, от чего спасение, Кто и как спас человека, и о том, как человеку обрести спасение, и, разумеется, о том, кто обретает спасение:

          Вопрос: Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире, то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал?
          Ответ: Совершенно так. Поелику Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть “глава Церкви, и Он же Спаситель тела”, то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть, Кафолической Церкви (Еф. 5:23)… Все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).

          Вот, какова сфера компетенции православного христианина, а тем более священника: знать, открытое Богом Церкви, и неизменно исповедовать пред Богом и людьми.

      6. «Нужно признать что некоторые из русских святых XIX столетия на вопрос о возможности спасения католиков и протестантов отвечали уклончиво. В частности, очень любят цитировать слова, сказанные святителем Феофаном Затворником на вопрос тамбовской губернаторши о том, спасутся ли католики: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то – несомненно погибну»48.
        48 Эти слова сообщает архиепикоп Никон (Рождественский) в статье «Угодны ли Богу «иные» веры?» Нужно сказать, что данную фразу предпочитают цитировать в виде «Я не знаю, спасутся ли католики»… и нередко приписывают ее разным авторам, – то свт. Филарету, то прп. Серафиму.
        Можно привести и ответ на аналогичный вопрос о спасении католиков и протестантов свт. Николая Японского: «Мы твердо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу»49.
        49 свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 357. Типологически близким является и высказывание священноисповедника Афанасия (Сахарова) в одном частном письме, где он пишет, что «не дерзает» говорить об этом вопросе определенно.
        Относительно данных фраз нужно сделать несколько замечаний.
        Во-первых, некорректно рассматривать отказ свт. Феофана в одном частном разговоре входить в суждение о вопросе спасения католиков как доказательство суждения о том, что католики спасутся, равно как и «не знаю, спасутся ли» свт. Николая рассматривать как доказательство позиции «знаю, что спасутся». То есть, по своему содержанию эти фразы в принципе не подтверждают мнение сторонников лжеучения о возможности спасения вне Церкви.
        Во-вторых, если мы, желая лучше понять позицию святых Феофана и Николая, привлечем их другие высказывания, то увидим ещё меньше оснований к тому, чтобы представлять их сторонниками мнения, что будто бы вне Православной Церкви можно спастись. У свт. Николая Японского, как видно по дневникам, позиция в разные годы менялась, и в более позднее время встречаются довольно резкие высказывания: «Католичество – яд мира, и ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестанство не менее… и его участь та же… Протестантизм – клоака, в которую если порядочно засосет человека – нет ему спасения!»50.
        50 Свт. Николай Японский. Дневники. Сс. 389,415.
        Что касается свт. Феофана Затворника, то он вполне определенно учил, что только Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, и вне ее нет Христа, нет истины, нет спасения: «нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины… Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез св. Апостолов, и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и… вздумали сами построить такую церковь и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли, Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем… И это есть наша Православная Церковь»51, «Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь»52.
        «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения. – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ… Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет»53.
        51 Св. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. М., 1997. С. 7.
        52 Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. С. 25.
        53 Свт. Феофан Затворник. 3-е и 5-ое., письма в С.-Петербург по поводу ереси тамошней.
        Известны и слова святителя, в которых он сравнивает неправославные «церкви» с различными стадиями смертельной болезни: «у папистов все Таинства повреждены и искажены многие спасительные священнодействия. Папство – легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле, и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает. Близки к ним, но еще повреждение – наши раскольники… Все таковые не дышат или не полно дышат, потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь»54. Как ни странно, даже эти слова некоторые сторонники разбираемого лжеучения иногда выставляют как якобы подтверждение их точки зрения, хотя словосочетание «тлеющий труп» совсем не синоним слова «спасающийся». В другом месте святитель говорит прямо: «раскольникам и всем отще-пенцам от Святой Церкви нет спасения»55.
        54 Свт. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М., 1991, с. 18.
        55 Св. Феофан Затворник. Изложение спасительной веры, 7.
        Наконец, в-третьих, для прослеживаемой у некоторых русских духовных авторов XIX века тенденции уклончиво отвечать на вопрос о возможности спасения католиков и протестанов, есть исчерпывающее объяснение преподобного Амвросия Оптинского. Объяснив невозможность спасения последователей других вероисповеданий, святой старец пишет: «почему же в России не проповедуется открыто истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности… Где ни начни духовное лицо открыто проповедывать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий»56.
        56 прп. Амвросий. Ответ благосклонным к Латинской Церкви.»
        диакон Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения. Москва: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2012., стр. 40 – 44

      7. Спасибо, Артемий за прекрасную цитату! Замечательный пример вдумчивого отношения к высказываниям Отцов – вместо скоропалительных указаний на их мнимые “ошибки”.
        С праздником!

    2. Р. Вершилло абсолютно прав: в данном случае важен смысловой контекст. А он целиком принадлежит линии “Правмира” на атеизм и агрессивное оправдание мира, загримированные под церковность. Вспомните, этот сайт оправдывал P.R.! Вы некстати упомянули о.А. Шаргунова: он, в отличие от о.Т., ни при какой погоде не дал бы интервью этому циничному ресурсу.

      1. Досточтимый о.Владимир!
        Это интервью давалось не правмиру. Правмир хитрым способом использовал видео из весенней встречи о.Тихона с читателями его книги “Несвятые святые” в ПСТГУ.
        Ну а по сути высказывания протоиерея Александра Шаргунова Вы можете что-либо возразить?

      2. ***Правмир хитрым способом использовал видео из весенней встречи о.Тихона с читателями его книги “Несвятые святые” в ПСТГУ.***

        Этот Правмир изгаляется как хочет!

  3. //Что представляет собой церковь католическая, церковь протестантская – мы этого не знаем//

    Что значит “не знаем”? Церковь католическая и церковь протестанская представляет из себя безблагодатные, отпавшие от Святой Церкви еретические организации, хулящии Духа Святого и Пресвятую Госпожу нашу Богородицу!

    Те преступления, которые лежат на совести католиков немыслимо ужасны и наша Церковь никогда не относилась к ним благосклонно.

  4. Преподобный Амвросий Оптинский:

    Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание святых Отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собравшись от всей вселенной, соборне составили божественный Символ православной веры и, провозгласив его вслух всей вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление или изменение или переставление в нем хотя бы одной иоты.
    Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение. Еще Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своем к Евсевию Самосатскому. «Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь» (Окружн. посл., § 7).

    Св. праведный Иоанн Кронштадтский о католиках и папистах:

    «Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостатсную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: “Елижды бо ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже придет”(1Кор.11,26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки».
    «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой… они явно идут против Христа и Его Церкви… не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа».

    Святитель Игнатий (Брянчанинов):

    «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы… Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним».

    «Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия – погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересеархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи».

    Свт. Иустин Попович:

    «Экуменизм – основанное масонами движение за объединение всех конфессий в одну суперцерковь антихриста. Экуменизм… есть ни что иное, как ересь всех ересей. Иначе говоря, всеересь… И нет уже существенного различия между папизмом, протестантизмом, экуменизмом и остальными сектами, чье имя легион».

    1. Святитель Фотий Константинопольский († 891 г.): «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святый Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице» (Современный католицизм: вопросы и ответы. М., 2000).

      Святитель Григорий Палама († ок. 1360 г.): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святый исходит и от Сына» (Творения святителя Григория Паламы. Т. I. Фессалоники, 1962).

      Святитель Марк Ефесский († 1457 г.): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними. Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего» (Современный католицизм: вопросы и ответы. М., 2000).

      Преподобный Феодосий Печерский († 1074 г.): «Множеством ересей своих они [латиняне] всю землю обезчестили… Нет жизни вечной в вере латинской» (Там же).

      Преподобный Максим Грек († 1556 г.): «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую…» (Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993).

      Преподобный Паисий (Величковский) († 1794 г.) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало в бездну ересей и заблуждений и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: латиняне – «не суть христиане» (Сочинения о знамении Честного и Животворящего Креста).

    2. Первый “богословский диалог” произошёл ещё в раю. Мы все прекрасно знаем, чем он закончился.

  5. Еще из этого интервью: “Я вспоминаю поразительные вещи. Я такой дикий (!?) приехал первый раз после Псково-Печерского монастыря за границу и шарахался от этих католиков просто с ужасом…”

    Очень даже правильное поведение для неокрепших в вере!
    Видимо не было тогда в монастыре Псково-Печерском отцов которые бы наставляли учиться, многому учиться, очень многому учиться у протестантов…

    1. ***Еще из этого интервью: “Я вспоминаю поразительные вещи. Я такой дикий (!?) приехал первый раз после Псково-Печерского монастыря за границу и шарахался от этих католиков просто с ужасом…”

      Очень даже правильное поведение для неокрепших в вере!***

      Интересно,а какое правильное поведение “для окрепших в вере душ”? Нападать на католиков что ли?)))

      1. Правильное поведение “для окрепших в вере” – поблагодарить Господа, Который вразумил вовремя удалиться от зла.

      2. Это само собой разумеется,уважаемая Раиса! Благодарить Господа нужно всегда и везде.И не только за вразумление, но и за попущение зла и несчастий,если на то будет Его воля.
        Единственное непонятно,в чем неправ о.Тихон,который теперь,как я понимаю, уже не шарахается в ужасе от католиков,как от прокаженных.

      3. С Праздником Вас !
        Конечно,пока не выздоровели!:))) Но, чтобы они выздоровели надо хотя бы для начала перестать презирать их за то,что они больны и не так “совершенны” как мы!
        Мне думается, что о.Тихон весьма доброжелательно и сострадательно расположен к католикам,при этом,естественно,его такое расположение никак не влияет на его православность.

      4. ***Мне думается, что о.Тихон весьма доброжелательно и сострадательно расположен к католикам***

        Незаискивающе,подчеркну,а доброжелательно! Хотя это всего лишь мои догадки.Как он действительно относится к ним мне неведомо.:))

      5. Нет,Наталья, не говорила я о “ясном добром расположении” к грешнику, который увлекает других на путь греха! Вы меня не поняли. Может, это виновато мое увлечение образами “болезни”.
        Поколебаться в вере я, конечно, боюсь, так как не уверена в своем “совершенстве”.
        Обращать на путь истинный католиков не решусь, далеко мне до наших “миссионеров”. Но что-то не видно обращенных “крепкими в вере”, один “доброжелательный” диалог с грешниками. Святые говорят: “не примем вас в ОБЩЕНИЕ”, а у нас ДИАЛОГ!..

      6. На самом деле,Раиса я во многом с Вами согласна.И что к тем,кто увлекает других на путь греха,нужно быть весьма строгими, и про наше “несовершенство”,поэтому скорее и не видно “крепких в вере”,а происходит один “диалог” да сплошное миссионЭрство…И всё-таки давайте не будем путать “Божий дар с яичницей”,потому как есть православные люди,которые единицами,но обращают в православие и католиков. А потом я всё-таки главным образом обратила внимание на то,что если мы сейчас в нашей жизни будем шарахаться в ужасе например от католика-соседа,или гневным взором его каждый раз приветствовать на лестничной площадке, то ничего хорошего из этого не выйдет.
        Кажется,о.Тихон занял весьма нормальную позицию(я не имею ввиду его ответ про спасение) в наше время по отношению к католикам.Вежливую,но с сохранением субординации,если можно так выразиться.
        Помогай Вам Бог.

      7. Не может быть “вежливой, с сохранением субординации” позиции в отношении ко ГРЕХУ! Это – НЕ “нормальная” позиция, тем более для священника. Такая позиция сама есть грех. Поэтому я с Вами во многом не согласна.
        И не надо искусственно упрощать проблему, снижая ее до уровня “встречи на лестничной площадке” и “гневных взглядов”.
        Вы говорите о спасенных из католичества единицах, но мы все видим тысячи развращаемых и совращенных.
        (И еще немного не по теме: пословица про “яичницу” не совсем уместна, если знать, какой “Божий дар” имеется в виду.)

      8. Ну,хорошо не буду спорить с Вами.Я Вам о жизни,которая нас окружает в реальности,а Вы мне об упрощении проблемы.Я считаю поведение о.Тихона вполне приемлимым,и думаю,что ни в Ваших и ни в моих советах он не нуждается,тем более зарекомендовал он себя как хороший пастор,несмотря на некоторые ошибки,но с кем не случается:)
        А что касается * яичницы*,то это весьма уместно.Потому что одно дело искренне стремится обращать католиков в Православие,это действительно Божий дар,а другое дело миссионЭрить.
        Храни Вас Бог.Отвечать больше не буду,всё равно не поймёте,хотя Вас я прекрасно понимаю и Ваши добрые побуждения.

    2. Чтобы они выздоровели, ОНИ должны понять, что они тяжело больны, а не мы “перестать презирать их” (кстати, о подобных чувствах никто и не говорил). Не расплывчатое “доброжелательное отношение”, а твердость в вере нашей ПРАВОСЛАВНОЙ может помочь им. Но как мы видим, они давно имея перед собой единственный путь спасения-лечения, упорствуют и костенеют в своей “болезни”, да еще и других заразить стараются.
      С ПРАЗДНИКОМ!

      1. Всё верно,и первое, твёрдость в вере нашей православной, и второе,понимание их болезненного сотояния,и третье, не расплывчатое “доброжелательное отношение”,а весьма искреннее и ясное доброе расположение ,потому если вы к больному придёте с недобрым расположением, то все ваши старния исцелить его не увенчаются успехом. А если боитесь заразиться или поколебаться в вере,тогда лучше обходить стороной.
        Действительно,обращать на путь истиный это весьма нелёгкий труд.
        Всего доброго.Спасибо за диалог.

  6. Ну что сказать? Опять отец Тихон и Богу свечку ставит, и черту кочергу. Типичные высказывания типичного интеллигента, не выходящие за пределы душевности, а, стало быть, компромисса и плотского мудрования. Жаль. Мы же, друзья, поучимся лучше у наших православных подвижников, коим, милостью Божьей, несть числа.
    Обратите внимание на зерна рационализма, которые простецы-читатели и слушатели отца Тихона заглатывают, не замечая, что они не зерна, а суть верблюды: «… просто они Христа любят больше, чем все эти соблазны». Любить Христа больше, чем соблазны, можно исключительно под воздействием благодати Божией, под воздействием той энергии, природу которой католики считают тварной… а, следовательно, присваивают лишь своим способностям эту великую добродетель.

  7. Если мы не знаем “кто спасется, а кто не спасется”, но “только Бог знает об этом”, тогда вообще непонятно, в чем наша вера? Если мы такие “неосведомленные”, то почему бы нам не задаться вопросами:
    “Какой смысл жить по евангельским заповедям, если мы не знаем кто спасется? Какие у нас тогда основания быть православными христианами если мы не знаем кто спасется? Может надо быть мусульманами, все равно ж мы не знаем кто спасется?” – Такие вопросы называются сомнением в вере и в большенстве случаев приводят к погибели.

    Спасется только тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу.
    Аминь.

    1. Знать спасется ли тот или иной человек можно, но для этого нужно хорошо знать этого человека, его душу. То есть нужно знать угоден ли этот человек Богу. А это только один Бог может знать, человек не может. Вот один Бог и знает, кто спасется и ключи от рая только у Него.

  8. Опять нападаем на о. Тихона, к тому же выхватывая фразы из контекста? Кстати, подобные же вещи по поводу спасения/неспасения каотликов и протестантов говорил св. Николай Японский. А что касается “можно поучиться”, то почитайте отзыв преподобного Максима Грека о Савонароле.

  9. Прелести, богохульству и как погибнуть навечно, думаю, у них точно можно научиться. Тот же Савонарол, в свете трудов Игнатия Брянчанинова, весьма распознаваем. Учиться православному у еретиков, это как, оставив чистый источник, отправиться в мертвые топи цедить болотную жижу.

    А что касается “потрясающего иезуита-католика”, то у того же святителя Игнатия есть в свою очередь потрясающая статья “Понятие про ереси и расколы”, где говорится:

    “И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха – ереси – и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему.”

  10. Необходимо отметить, что сегодня имеются две Церкви, которые считают себя католическими. Первая – это многочисленная многомиллионная структура Папы Бенедикта XVI с мессой Novos Order (появилась после II Ватиканского Собора), извратившей латинскую мессу по сути – изменив евхаристический канон, и по форме. Например, сегодня существует месса-театр с алтарем в центре и так называемым священником в шляпе клоуна с бубенчиками. В США монахини медитируют со специальными зеркалами. Вр всех странах по правую и по левую руку от священника восседают девочки-алтарницы – праобраз протестантсткого женского священства, лениво позевывая и не скрывая, что им скучно. Церковные хоры поют во время службы арии из оперы “Иисус Христос – суперзвезда” или играют аранжировку “Дорогой длинною, да ночкой лунною”. Примеров апостасии не счесть. Другая сторона вопроса: можно ли считать церковь педофилов – церковью Христа? Ведь каждый день и каждый час в Европе и Америке происходят скандалы, в которые вовлечены педофилы – священники и епископы. В тюрьму попадают единицы, а Папа продает старинные монастыри и церкви, чтобы получить деньги для ведения бесконечных процессов в суде. И чему мы можем у них поучиться?
    Вторая Церковь, основанная епископом Марселем Лефевром, хранит традиционную латинскую католическую мессу. Ее члены считают, что в церкви Novos Order, в церкви, где Папа покрывает педофилов, спасения нет, и эта церковь не христианская. К сожалению Церковь Лефевра сотрясают скандалы и противоречия. Сейчас там идет борьба за то, что на литургии поминать Папу Бенедикта. На эту немногочисленную церковь направлены все силы Ватикана, чтобы подмять ее под себя.
    Когда смотришь на тысячи причащающихся католиков, которые получают облатки в руку, то возникает вопрос: “Неужели они все не спасутся?” Среди них есть хорошие и, кажется, что ни в чем не виноватые в сложившейся современной ситуации люди. Но нужно помнить, как теплохладные католики предали Христа и позволили провести реформы II Ватиканского Собора. Да, это был религиозный переворот, но если бы в среде епископов и простого народа была живая вера, то этого бы не произошло. Как не произошло перехода русского народа в обновленчество в России в начале 20 века. А Лефевр, к сожалению со многими решениями Собора согласился, возможно поэтому судьба его общества Пия X сегодня предрешена. Епископ Фелле настаивает на присоединении к Риму. Это начало конца так называемой второй католической Церкви. И сегодня это только вопрос времени, церковь, основанная Лефевром не выстоит.
    Мне кажется, что многие не знают, о реальной ситуации в католической церкви сегодня. Не знаю, может о.Тихон и знает католического монаха, который вычитывает монашеское правило как “Отче наш”, но я не знаю ни одного католика, который бы постился, как православные и вычитывал правило ко Святому Причащению. У них его вообще не существует. Все просто – поел за два часа до вечерней службы (литургии) – мороженых и пироженых, и – вперед. Мне кажется, что кого Господь хочет спасти, то дает таким людям возможность перейти в Единую Святую и Соборную Апостольскую Церковь – Православную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.