Я не буду предлагать военный, экономический или политический анализ операции на Украине. Его и так более чем достаточно.
Недостает, и очень сильно, духовной оценки событий. Два известных мне исключения: выступление о. Владимира Переслегина и статья Александра Буздалова «Молитва о мире».
Три темы
- По ходу истории достигается все большая ясность и все большее смешение.
- История человечества не имеет какого-то единого смысла.
- Человечество не едино, и параллельно развиваются две истории.
Все большая ясность
По мере истории достигается все большая ясность.
Внимательному наблюдателю становится все яснее разделение понятий.
Мы лучше видим внутреннюю структуру понятий. Например, в 2022 году мы узнали, что можно отличить государство от антигосударства.
Разделению понятий соответствует все более ясное разделение людей.
Обольщение
Параллельно прогрессирует смешение понятий в головах. Все более торжествует идеологическое обольщение: либеральное, националистическое, марксистское, консервативное.
С помощью лжи достигается спайка людей на новом уровне. Идеологический туман и клей связывает людей в антигосударства, и так ужасная действительность становится выносимой.
Два града
История не имеет единого смысла, потому что нет единой истории человечества. И нет единого человечества, потому что оно разделено на два града: Град Божий и град человеческий.
Рассуждая о захвате Рима готами Алариха (24-26 августа 410 года), блж. Августин сделал вывод о двух градах, их разной судьбе и разном конце.
Человеческий род разделен на два общества: тех, которые живут по человеку, и тех, которые живут по Богу. Одному обществу предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с диаволом.
Пути града человеческого и града Божия не совпадают.
Град Божий и православный модернизм
Православные модернисты объективно вредят обществу. Они в прямом смысле слова коллаборационисты и враги.
Если они открыто выступят против России, то мы избавимся от них в Церкви по гражданским законам.
Но мы недооцениваем степень мимикрии, нечестности и власть обольщения над несчастными людьми.
Модернисты, как отец их митр. Сергий (Страгородский), способны приспособиться к любым изменениям.
Добродетели гражданские и христианские
Но даже если допустить, что модернисты искренне выступают на стороне России, это гражданская добродетель, а не христианская. Конечно, у христианина эти два вида добродетели совпадают.
Из-за разделения градов гражданские добродетели могут существовать без христианских, как мы и видим в настоящей нашей ситуации.
Получается, что истинное разделение Града Божия и града человеческого странным образом мешает нам в нашей антимодернистской деятельности.
И это означает, что Господь оставляет за Собой отделение пшеницы от плевел.
3 Responses
Благодарим, Роман Алексеевич! Эта ясность сейчас очень необходима!
“Все это сделалось очевидным вследствие именно того, что мнимо разумные и мнимо мудрые люди позаботились о том, как обманывать народ в религии, и тем самым не только почитать демонов, но и подражать им, преисполненным величайшей страстью к обману. Ибо они, как демоны, могут обладать только теми, кого прельщают обманом; так же точно и люди-правители, не справедливые, конечно, а подобные демонам, – то, что знали как ложное, выдавали народу от лица религии за истинное, связывая его этим как бы более тесным гражданским союзом, чтобы подобно демонам повелевать покорными. А какой слабый и неученый человек мог устоять против совместно действовавших лжецов – правителей государства и демонов?”
(Блаженный Августин. О граде Божием. т.I, глава XXXII.)
Может быть это об идеологии сказано? Как это похоже на силу противостоящую нашему Отечеству.
Больно ещё и то, что многие в Церкви заняли позицию: Подождём, чем всё это кончится.. То есть, видимо, как я в своих глазах буду выгоднее смотреться. Как последователь Нила Сорского или Иосифа Волоцкого.
Да, тут блж. Августин говорит о гражданской религии, тогда языческой, а в наши времена – идеологической. И точно так же, как тогда, слабый человек не может противостоять совместной лжи правителей и православных модернистов.
Фотография заставляет о многом задуматься. Особенно в эти дни, это пронзительно! Дорога грунтовая, но приводит она к иконе Святой земли. Пост и Пасха. Это и есть присвоение культуры.