Мысли на Сретение Господне
И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти,
прежде даже не видит Христа Господня (Лк. 2:26).
В евангельском чтении на праздник Сретения Господня — 2 февраля по нашему православному календарю — говорится, что был некогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Мало, что говорит о нем Евангелие, но то немногое, что о нем сообщается, и есть самое важное, самое существенное. Он был праведен и благочестив и с нетерпением ждал утехи Израилевы, то есть пришествия давно-обещанного Богом Мессии-Искупителя, и Дух Святый был на нем.
И вот праведность его и благочестие достойно были вознаграждены Богом: ему было обещано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
Долго ждал он исполнения сего великого обетования и, наконец, дождался.
Когда Пресвятая Дева Мария со старцем Иосифом принесли Младенца Иисуса, в сороковой день по Его рождении, в Иерусалимский храм, чтобы совершить над ним законный обряд, Симеон, прозрев духом, Кто был этот Младенец, взял Его на руки, благословил Бога и сказал: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром!…
Осуществилась заветная мечта старца Симеона — узреть своими очами обетованного Богом Христа Господня, и дальнейшая жизнь его на земле потеряла для него всякий смысл.
Мне еже жити — Христос, и еже умрети — приобретение есть,- так говорил потом св. Апостол Павел (Фил. 1:21).
Так рассуждали и великие Отцы Церкви — так рассуждают и все истинные христиане.
Земная жизнь для истинного христианина лишь постольку имеет смысл и цену, поскольку дает возможность узреть Христа духовными очами и соединиться с Ним еще в этой жизни, чтобы там — за гробом – зреть Его уже лицом к Лицу и вечно царствовать с Ним, как Он это Сам обещал всем верным Своим, в незаходимой славе невечерняго дне Царствия Его.
Горька, пуста, бесцельна эта земная жизнь без Христа, страшна, мрачна, ужасна и безотрадна смерть для человека, не искавшего еще в этой жизни сретения со Христом и не сподобившегося узреть Его и познать Его, насколько это нам доступно, еще здесь, прежде наступления часа смертного!
Братие! страшно даже подумать, как легкомысленно, чтобы не сказать еще хуже, преступно, проводят в настоящее время многие, даже из числа носящих имя христиан, эту свою столь быстро протекающую временную жизнь!
Мало того, что живут так, как будто с этой земной жизнью все для них кончается, но и эту-то короткую жизнь сами себе отравляют, и точно против самих себя злоумышляя, уподобляют ее нередко аду кромешному. Особенно в это ужасное переживаемое сейчас нами время. Посмотрите вокруг себя — и ужаснитесь: что сейчас делается?! Зачем и почему это?
Без сомнения потому, что у современного человека, под влиянием пропаганды всяческого вольнодумства и даже открытого и явного безбожия, праведность и благочестие — в презрении. Современный человек во многих случаях в наши дни праведностью и благочестием гнушается. Ныне многие из современных “христиан” даже самое это слово “праведность” или “благочестие” произносят с какой-то нехорошей насмешкой, отожествляя их с “ханжеством” или “фарисейством”.
Правда, есть такие люди-лицемеры, которые любят принимать на себя вид праведников или притворяются благочестивыми, не будучи на самом деле таковыми, но за свое притворство они сами дадут ответ за себя Богу, как пытающиеся обмануть доверие других и приобрести для себя какую-либо выгоду своим притворством, но причем тут сами эти христианские добродетели — праведность и благочестие? Значение их нисколько не умаляется, если злые люди и обманщики надевают на себя только личину праведности и благочестия, силы же его отвергаются (1 Тим. 3:12-13; 2 Тим. 3:5).
По плодам их узнаете их — так предостерегал Господь от этих злых обманщиков и притворщиков (Мф. 7:15-20), а потому напускная праведность и притворное благочестие рано или поздно изобличат сами себя своими же собственными делами, поступками и всем поведением таких лицемеров.
Но истинная праведность и искреннее благочестие — это единственные реальные ценности в этой жизни, без стяжания которых никто не узрит Христа ни в сей жизни ни в будущей. И насмешка над ними только обличает полное убожество души такого насмехающегося, свидетельствуя, что для него нет ничего святого.
Так и во многом другом великих успехов достиг среди нас враг рода человеческого сатана, ухитрившись предать осмеянию и поруганию все истинно-великое, все истинно-ценное, возвышенное и святое и научив человека валяться в моральной грязи, возводя на пьедестал все скверное, порочное, страстное и воскуряя фимиам перед всякой мерзостью, пошлостью и гадостью, что мы на каждом шагу видим в современной жизни.
В самом деле! Каким только кумирам, или ложным богам, ни поклоняется современный человек вместо Бога истинного и Правды Его, вместо Христа, Спасителя и Искупителя своего от греха, проклятия и вечной смерти!
И на каждом шагу теперь — обман и подлог!
Зло называют добром, а добро — злом, тьму почитают светом, а свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горьким (Ис. 5:20).
Правда, в наши дни, многими, даже иной раз официально и торжественно, провозглашается ложью, а ложь — правдою. И все, хочешь не хочешь, должны этому верить, вопреки здравому смыслу и трезвому рассудку. А иначе — беда! Можно жестоко поплатиться и пострадать тому, кто последует голосу совести и Закону Божию, ясному и нелицеприятному! И это во всех областях современной жизни, порою даже в религиозной и церковной.
Вот до какого подлинного безумия дошло современное человечество, не ищущее Христа-Спасителя, отвергшее Его! В таком безумном ослеплении и извращении умов и сердец живут и многие современные “христиане” — на погибель свою. И если не образумятся, не покаются искренно от всего сердца и не обратятся, то, конечно, не узрят Христа ни в сей жизни ни в будущей!
Страшна участь таких людей! Словно и не приходил для них Христос!
Братие! не будем ни в чем, даже самом малом, поддаваться духу мира сего, отлично зная из Слова Божия, что правит миром сим, во зле лежащим, сам князь тьмы — лютый враг наш, злодей, лжец и человекоубийца искони (Ин. 8:44) — диавол!
Не будем же бояться ни насмешек, ни издевательств, ни гонений и преследований со стороны верных слуг и прислужников его, которых так много развелось в современном мире и которые, в сущности, почти уже всюду господствуют над этим миром. Но да будет праведность и благочестие единственными светочами для нас в духовной тьме этого лукавого мира и вдохновляющими примерами подражания в этой столь быстротечной жизни.
Тогда еще здесь на земли мы сподобимся восприять Христа, если не на руки свои, как праведный старец Симеон, то таинственным образом вглубь душ и сердец наших и при исходе нашем из жизни сей сможем от души воззвать, подобно ему: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!…
А в жизни будущей соединимся с Ним уже навеки — в вечной, нескончаемой, блаженной славе Его. Аминь.
архиеп. Аверкий (Таушев)
6 Responses
Спасибо за проповедь.
Блж Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Луки, Глава 2:
Сей Симеон, движимый Духом Святым, взошел в храм, когда Матерь принесла Господа, и, приняв Его на руки, исповедует Богом. Ибо сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» мог исповедующий, что Он есть Господь жизни и смерти. Смотри, как святые тело считают узами. Потому и говорит: «Ныне отпускаешь», разрешаешь как бы от уз. «По слову Твоему»: говорит о полученном им предсказании, что он не умрет, пока не увидит Христа. «С миром» вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, «мятется», как Давид говорит (Пс. 38, 7); умерший же находится в мире. «С миром» – можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, – говорит, – не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь.
========
Свт. Иоанн Златоуст, Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне:
Был старец Симеон, и он ожидал исполнения благовествования; он оставался в храме, говоря с самим собой так: «Где бы Он ни родился, во всяком случае сюда придет». Этот старец «пришел по вдохновению в храм» в тот час, «когда родители принесли Младенца» (Лк.2:27). Часто он приходил, но по своим делам; тогда же, руководимый Духом Святым, благовременно приходит, чтобы исполнилось обещанное ему. «Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк.2:28–29). Откуда отпускаешь? Из рва этой жизни, потому что печальны обстоятельства ее, – жизнь эта – темница.
Итак, он желал быть отпущенным; если же кто считает удаление отсюда наказанием, тот еще не совершен в вере.
========
Обещание Симеону, что он не увидит смерти, было не наградой, а наказанием за неверие словам Писания. Святой праведный Симеон Богоприимец прожил 360 лет, из которых почти 300 лет он был глубоким старцем. Ему был дан Дух Святой за его праведность и в утешение, но это не отменяло каждодневной войны с искушениями и немощами стареющего тела. Со времён Ноя люди не жили по стольку лет, так как развитие грехопадения сделало естество слишком немощным, и долгая жизнь по нескольку столетий была бы им пыткой. Наградой праведному Симеону было исполнение пророчества о рождении Спасителя, после которого он знал, что его земная жизнь закончится.
Поосторожнее с проповедями от мира сего.
Слово о Сретении относится к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемых св. Иоанну Златоусту.
Может быть. Но оно не противоречит Писанию. А тезис о вознаграждении долгой жизнью противоречит. Одна только молитва прав. Симеона Богоприимца его опровергает.
Проповедь архиеп. Аверкия тоже не противоречит Писанию.
А как же свт. Амфилохий Иконийский говорил в проповеди: “Так же и праведный Симеон просил Господа, чтобы дожить ему до сего вожделенного часа, — и за благочестие его Дух Святой обещал исполнить желание его: прежде смерти своей увидеть Иисуса Христа.”
Наградой для Симеона является не сама по себе долгая земная жизнь, а возможность увидеть Мессию.