Мф, 85 зач., 21, 23—27
И когда пришел Иисус в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
Гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: “коею властию сия твориши?” (Мф. 21:23). Так как иудеи не могли унизить Его чудес, то выставляют Ему поступок Его в храме с торжниками. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но в том же смысле. Они там говорят: “кое знамение являеши нам, яко сия твориши?” (Ин. 2:18). Там Христос отвечает им: “разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю” (ст. 19), а здесь Он приводит их в крайнее затруднение. Отсюда очевидно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце его служения. Смысл же вопроса иудеев был такой: получил ли Ты кафедру учительскую, или рукоположен во священника, что выказываешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что бы показывало гордость, а только проявил заботу о благочинии церковном, однако иудеи, не имея совершенно ничего сказать против Иисуса, ставят Ему в вину и это. Впрочем, по причине чудес они не смели ничего сказать Ему в то время, когда Он изгнал торжников из храма; но укоряют Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, – но Сам спрашивает их, говоря: “крещение Иоанново откуду есть? С небесе ли, или от человек?” (Мф. 21:25). Но как это относится к делу? спросишь ты. И очень. Если бы они сказали: “с небесе”, Он отвечал бы им: “Ппочто убо не веровасте ему?” – потому что, если бы верили, то и не спросили бы об этом, так как о Нем говорил Иоанн: “несмь достоин отрешити ремень сапогу Его” (Лк. 3:16); и еще: “се, Агнец Божий, вземляй грехи мира” (Ин 1:29); и также: “Сей есть Сын Божий” (ст. 34); и еще: “Грядый свыше над всеми есть” (Ин. 3:31); и опять; “лопата в руку Его, и отребит гумно Свое” (Мф. 3:12). Поэтому, если бы иудеи поверили Иоанну, то не было бы никакого затруднения для них знать, какою властью Христос делает это. Далее, так как иудеи с лукавством отвечали Ему: “не вемы”, то Христос не сказал им: и Я не знаю; но что же? “Ни Аз вам глаголю” (Мф. 21:27). Если бы они в самом деле не знали, то надлежало бы научить их; но так как они поступали лукаво, то Христос справедливо ничего не отвечает им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было “от человек”? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. И Иоанна боялись ради людей, уважая святого мужа не ради него самого, но ради народа; ради народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа, – и вот где источник всех зол для них!
св. Иоанн Златоуст
Save