Search

«Второй Флорентийский собор» и его последствия для Русской Церкви

Москва обвиняет Фанар в «ереси папизма», а с другой – ничего особо еретического в самом папизме не видит.

Как известно, основанием самопровозглашения автокефалии Русской Церковью в XV в., наряду с политическим падением Константинополя, в самосознании Русской Церкви всегда являлось и одновременное вероучительное падение Константинополя в Ферраро-Флорентийскую унию.

«Второй Флорентийский собор» и его последствия для Русской Церкви
Флорентийский собор.

Митр. Исидор… отправился на Флорентийский Собор и, дав обещание сохранить православие, изменил ему, возвратился легатом папы к князю, привез от него послание, начал вводить латинские заблуждения и как, наконец, Собор русских епископов и прочего духовенства, рассмотрев внимательно послание папино, нашел “Исидорово все дело и прихождение чуждым и странным от Божественных и священных правил”… Исидор, осужденный в России за измену православию, удалился в Рим и хотя продолжал титуловать себя Русским митрополитом, но не был признаваем Русскою Церковию. Великий князь Василий Васильевич многократно пытался послать своих послов в Константинополь известить царя и патриарха об измене Исидора и просить их о поставлении для России нового митрополита, но не находил возможности. Ему постоянно препятствовало… то, что в самом Константинополе не к кому было обратиться: и царь и патриарх держались Флорентийской унии. От них нельзя было ожидать ни осуждения Исидору, ни назначения на место его нового православного митрополита…Что же оставалось делать? Ждать более благоприятных обстоятельств? Но Россия и без того ждала уже очень долго и около семи лет оставалась без митрополита. А притом неизвестно было, настанут ли и скоро ли настанут такие обстоятельства в Константинополе. И вот Василий Васильевич решился на последнее средство, какое у него оставалось, – решился созвать всех епископов своей земли и предложить им, чтобы они сами поставили для России митрополита, и именно Иону (митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. 6).

Прежде Церковь наша находилась в зависимости от Цареградского патриарха; почти все ее митрополиты были греки; в Греции она видела главную представительницу православия и во всем старалась ей следовать, а на себя смотрела весьма скромно и лишь изредка позволяла себе некоторую степень самостоятельной деятельности, какая требуется при учреждении новых праздников. Теперь, после Флорентийской унии, когда в России пронеслась весть об измене православию даже на кафедре Цареградских патриархов и на престоле греческих императоров, и после падения Константинополя, когда вся Греция подпала владычеству неверных и православная вера в ней подверглась крайним притеснениям, русские прежде всего увидели необходимость иметь у себя первосвятителя не из Царьграда и действительно стали избирать себе митрополита из среды собственного духовенства, который, оставаясь зависимым от патриарха только номинально, действовал совершенно самостоятельно в управлении отечественною Церковию (там же; Т. 7).

Это уклонение Матери-Церкви в унию продолжает оставаться основным аргументом и в нынешней острой полемике Москвы и Константинополя вокруг ситуации на Украине, а именно, громом среди ясного неба запущенного Фанаром проекта по возвращению Киевской митрополии под свой омофор (что практически будет означать легализацию всех украинских расколов). В частности, об этом не преминул упомянуть патриарх Кирилл на переговорах с патриархом Варфоломеем. «Патриарх Московский считает, что источником всех проблем в регионе является уния Ферраро-Флорентийского собора. ”Если бы унии не существовало, русские не стали бы рукополагать митрополита Иону без согласия Константинополя, автономия не была бы провозглашена, и юрисдикция Константинополя в этих местах продолжалась бы”, – сказал Патриарх Кирилл» (https://orthodoxia.info/news/αποκλειστικο-οι-διάλογοι-των-πατριαρ/).

Любопытно взглянуть на данную проблему в более широком контексте современного сближения православия и католичества, то есть того экуменического процесса, в котором Москва и Константинополь с известного времени выступают единой силой и в полном согласии. То, что такой контекст существует, лучше всего показывает завершение тех же самых переговоров двух патриархий и последняя реплика на них предстоятеля Русской Церкви. В тот момент, когда полемика достигла наивысшего градуса (а именно, когда патриарх Варфоломей начал грозить «проклятием» присутствовавшему на встрече митр. Волоколамскому Илариону за «клеветнические» заявления о его подкупе Киевом), в желании поскорее снять это напряжение патриарх Кирилл не нашел ничего более подходящего, как перевести дискуссию именно на тему православно-католического диалога как той сферы совместной деятельности, где единодушие и единомыслие нынешних Москвы и Константинополя максимальны. «Этот напряженный диалог был прерван Патриархом Московским, который попросил Патриарха Варфоломея окружить Митрополита Илариона своей любовью… Особенно интересными являются слова Патриарха Кирилла по теме межхристианского диалога. “Кризис, который сейчас переживает Римско-католическая церковь, требует от нас ее поддержки в борьбе с беспочвенными обвинениями в педофилии”, – сказал Патриарх Кирилл, который добавил, что ”бездоказательные утверждения о том, что тридцать лет назад какой-то епископ якобы что-то делал, причиняют ущерб Церкви и создают очень болезненную атмосферу. Эти обвинения являются катастрофическими и касаются и православной Церкви, и мы обязаны поддержать наших братьев-католиков и заявить нашу с ними солидарность”».

В подобной аргументации мы можем в очередной раз наблюдать ту характерную двусмысленность, которой отмечены официальные документы и действия Московской Патриархии последнего времени и которая теперь делает крайне непоследовательной и поэтому слабой ее стратегическую позицию в каноническом споре с Константинополем за юрисдикцию над Киевом. Если уния это плохо, то чем хорош «межхристианский диалог» экуменизма, ищущий того же «единства Церкви», то есть того же антиканонического компромисса с ересью и той же, по сути, легализации раскола? Тем лишь, что «восстановление единства христиан» в православном экуменизме носит более умеренно-униальный характер, где все ереси «догматические особенности» католицизма получают оправдание, кроме примата Римского папы? То есть, тем лишь (экуменизм лучше унии), что союз с Римом в экуменизме строится по принципу эфемерного романтического федерализма как децентрализованного «братства», а не по принципу иерархической вертикали власти, как в унии? Ведь, с одной стороны, Москва обвиняет Фанар в «ереси папизма», а с другой – ничего особо еретического в самом папизме не видит, по крайней мере, ничего такого, что мешает самому папе оставаться «нашим братом во Христе»…

Подобный расклад делает перспективу потери Москвой Украины как территории своей юрисдикции наиболее вероятным сценарием развития событий. Причем это должно произойти, исходя из историософской логики самой Русской Церкви, то есть из той церковно-правовой оценки, которую она веками давала обстоятельствам обретения своей собственной автокефалии с Киевской митрополией как ее составной частью. Если уклонение во Флорентийскую унию Царьграда лишило последний законного права на отеческое попечительство над Киевом, то и уклонение в экуменизм лишает Москву аналогичного права. «Вторым» Флорентийским собором в этом отношении явился Второй Ватиканский собор, где, как известно, Римом был взят курс на экуменизм и где в качестве «наблюдателей» (то есть прилежных учеников, «перенимателей опыта» старшего брата) присутствовали официальные представители Москвы и Константинополя. В этом смысле одной из сессий Второго Ватикана (как «перезагрузки» Флорентийского собора, или XVII Вселенского – в хронологии католицизма) стал Критский «Всеправославный» собор, совместную подготовку к которому Русская и Константинопольская Церкви осуществляли на всем протяжении времени после Второго Ватикана и на который Москва лишь в самый последний момент передумала ехать, по все той же причине «ереси восточного папизма», содержащейся в проектах документов Критского собора как единственно неприемлемого для себя среди прочей повестки дня, где основным (полностью приемлемым для Москвы и с особым напряжением ею чаемым) и была легализация экуменизма как новой православной экклезиологии. И вот теперь, похоже, настал черед Русской Церкви платить по «флорентийским» счетам.

Иными словами, с Фанаром, по всей видимости, уже все ясно: его уния нового формата с Римом («введение» новейшего «латинского заблуждения» экуменизма, «чуждого Божественных и священных правил») носит уже необратимый характер, поэтому он и собирает прочих раскольников под свой ползущий по швам омофор. А вот Москва в этом же процессе еще как бы колеблется (по крайней мере, противоречит сама себе на каждом шагу). И, может быть, для вразумления (возможности возвращения на путь истинный через осознания истинных причины «всех своих проблем в регионе») ей посылается такой болезненный исторический урок, как лишение существенной части своих территорий и приходов.

Александр Буздалов

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

12 Responses

  1. P.S.
    “О решении Константинопольского патриархата относительно учреждения ставропигии в Киеве, реабилитации лидеров раскола и отмены действия акта 1686 года узнал, находясь в Астане на Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Ожидался здесь и митрополит Галльский Эммануил (епископ Константинопольской церкви), неизменный участник предыдущих съездов, но не прибыл. Теперь понятно, почему”, — отметил митрополит Иларион” (РИА Новости https://ria.ru/religion/20181011/1530495401.html)

  2. «Не прибыл. Теперь понятно, почему»

    Что бы не причинить отбытие митр. Илариона?

      1. Вообще же, конечно, это удивительная история. Люди положили свои жизни на то, чтобы “уврачевать расколы”, маленькие, большие и вселенские… И в итоге… разделились даже между собой.

  3. PPS. “Ортодоксальная” скорость “восстановления единства христиан”.

    “Председатель ОВЦС также отметил, что в связи с действиями Константинопольского Патриархата Русская Православная Церковь вынуждена приостановить участие в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью. Тем не менее, как подчеркнул митрополит Иларион, двусторонние отношения между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью будут и дальше развиваться” (Митрополит Волоколамский Иларион встретился с Папой Римским Франциском. https://mospat.ru/ru/2018/10/19/news165499/).
    “– Как Вы думаете, в 2019 году или в какое-то иное ближайшее время может состояться поездка Папы Римского в Москву? – Это вопрос, который будет решаться в ходе двусторонних обсуждений между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом. – Но когда? – Не могу Вам сказать. – Почему столько секретности? – Потому что отношения между Православной Церковью и Католической Церковью развивались в течение почти тысячи лет в достаточно сложном контексте. Эти сложности постепенно преодолеваются, но преодолены они еще не вполне (У НАС НЕТ ПОЛНОГО ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ). В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших Церквей и миром в наших Церквах. Поэтому мы должны в наших взаимоотношениях продвигаться с той скоростью, с какой это возможно. С той скоростью, которая будет приемлема для нашего церковного народа. Приведу один пример. Когда Патриарх Константинопольский Афинагор встретился с Папой Римским Павлом VI и произошло взаимное снятие анафем, почти все афонские монастыри перестали поминать Константинопольского Патриарха. Мы не должны создавать подобной ситуации, нужно двигаться постепенно и спокойно, чтобы не вносить соблазн в сердца наших верующих” (Митрополит Волоколамский Иларион: Все христианские Церкви в Европе сегодня стоят перед одними и теми же вызовами. https://mospat.ru/ru/2018/10/19/news165507/).

    То есть, снятие анафем с Рима это добро зело (которого темный народ не смог оценить), а снятие анафем с Киева тем же Фанаром – это беззаконие… Или, может, МП с КПЦ разделились ради повышения общей скорости экуменического движения? Там нет “полного евхаристического общения”, и здесь теперь наподобие ситуация… Такой хитрый план (смотри, дескать, народ, у нас с Римом теперь как с Фанаром расклад; так, возьмемся же за руки все скопом)? Гениев не поймешь.

    1. И интересно, что такое “неполное евхаристическое общение”? Это когда некоторые католики и православные причащаются друг у друга, а остальные об этом не знают, чтобы не было им “соблазна”? Или это как у нас теперь с КПЦ: мы с ними разорвали евхаристическое общение, а они с нами нет?

  4. Да, очень печальная история! «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит!» (Мф. 18:7). В ответ на отмену акта трёхсолетней давности (!) можно было бы привести свой контрдовод: если так, и вслед за этим можно всё объявить незаконным, то мы объявляем незаконным Вселенско-фанарский патриархат! Константинополя нет уже лет 500, размеры этой патриархии скукожились до размеров квартала, а паства до мизерной величины; после позорной Флорентийской унии говорить о чистоте православия не приходится – с какой стати ересиарх Варфоломей присвоил себе полное первенство и чести, и права?! Т.е. можно указать Варфоломею его настоящее место. Но… этого не делают.
    Можно было и надо было бы разоблачать ереси Варфоломея – экуменизм, сослужение с инославными – об этом вопиют решения Вселенских соборов, Аостольские правила! Надо пересмотреть решения Критского собора (названного Афоном разбойничьим) и заявить о неприятии сомнительных и соблазнительных его моментов.
    Но и этого не делается!
    Отчего, не ведаю. Но удивляет раздвоение, о котором здесь верно упомянуто: Восточный папизм Варфоломея – плохо! Но не настолько, чтобы требовать покаяния и суда. Но римо-католический папизм – это нормально, обычно, скоро станет привычным. Иначе с чего бы это ведутся, углубляются и расширяются связи со “святым престолом”? Те, кто крестовыми кровавыми походами разорил Византию, завоёвывал Русь и сохранил в душе своей лютую ненависть к Руси, России… теперь же стали больше, чем “заклятые партнёры”, но братья!!! Выходит, папа римский неожиданно (так ли неожиданно?) объединил и Варфломея, и митр. Илариона. А ворон ворону глаз не выклюет.
    Такая вот, панимашь, загогулина!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.