Христианский суд и неосуждение
Подведем итоги главы “Судим о сущности по словам“. В ней мы говорили о том, как слово обозначает сущность вещей.
Мы говорили о слове произносимом, которое сообщает мысли говорящего, естественно изливающиеся из ума, то есть души, сущности говорящего.
Исходя из этого определения, мы показали по порядку, что
- судим о вещах и лицах по словам;
- слова придуманы людьми;
- смысл слова постоянен;
- слово однозначно и многозначно;
- имеет прямой смысл и иносказательный.
- Мы называем человека по его свойствам,
- но судим о сущности, означаем словом сущность вещей;
- В речи присутствует невидимая мера, потому что все сущее существует по воле Творца.
- Словом излагаем свои мысли,
- то есть то, что поняли.
- Благодаря слову понимаем чужие мысли.
- Слово описывает действительность, но не меняет ее.
- Любыми словами мы не наносим ущерба сущности,
- но передаем правильные или неправильные мысли об этой сущности,
- указываем на существующее или не существующее.
- Бог говорит человеку.
- Бог непознаваем, и поэтому неименуем.
- Бога мы именуем по Его благодатным действиям, которые таковы, какова Божественная Сущность.
- Благочестие – истинная речь о Сущности.
- Речь нужна для убеждения, обличения, диалога, спора и соглашения в истине.
- С помощью слова отличаем своих от чужих,
- отличаем истину о лжи.
- Речь нужна для толкования.
- Слова сообщают нам не слова, а смысл
- Речь нужна, чтобы давать определения.
- Определений много, и все они – по сущности.
- Определения не произвольны и
- возводят к общему и лучшему
- Речь нужна для доказательства.
- Все это обеспечивается сочетанием сильных и слабых сторон слова.
- Эти стороны совместно делают коммуникацию безопасной.
Наконец, мы дали примеры толкования сущности человека и рассмотрели трагедию Шекспира «Отелло», как описывающую взаимодействия идеолога и обманутого им человека.
Теперь мы можем перейти от разговора о суде к приговору Суда.
Следующая глава Приговор Суда