Search

Для чего изучать православный модернизм

Модернизм угрожает именно и лично душе православного христианина.

Гностицизм сегодня, как и в древности, состоит из больших и малых сект. Каждая из них имеет свою историю, отца-основателя, светский культ и символ веры.

Как хорошо знают наши читатели, наибольшее количество материалов сайта «Антимодернизм» посвящено православным модернистам. Попытаемся выяснить, какое место эта секта занимает в гностической цивилизации Нового времени.

Модернисты сооружают из Церкви религиозно-политическое тело

Модернисты занимаются самым бессмысленным из всех бессмыслиц делом. Они трудятся над превращением Христовой Церкви в религиозно-политическое тело. Такое строительство идет против воли Божией, и поэтому не может увенчаться успехом. Но оно никому и не нужно.

православный модернизм
Европейский парламент в Страсбурге. Внутренний двор.

Смотрите сами. Сто лет назад в Европе начинает создаваться новый порядок: сначала «новая Европа» нацистов, потом ее преемница «единая Европа» Евросоюза. И вот рядом с этим громадным зданием парижские модернисты сооружали свое маленькое подобие Вавилона.

Или другой пример. После Второй мировой войны на долю коммунистов выпал крупнейший успех с 1917 года: в мире начался распад колониальных империй. Значительная часть государств Азии, Африки и Латинской Америки попала в советскую орбиту. В ответ на эти события планетарного масштаба модернистское богословие создает свою самую совершенную систему: мирологию, она же “октябрьское богословие” и “богословие революции”.

православный модернизм

И в том и в другом случае понятен гностический энтузиазм парижских и советских модернистов: их скромные усилия влились общий поток Апостасии. Суетная деятельность по обмирщению Церкви дает модернистам очень многое: они лжеощущают свою причастность к мировой жизни и развитию. Ликуют коммунисты по поводу свободной Африки, и им еле слышно, но от души подпевают митрополиты Никодим (Ротов), Иоанн (Вендланд), Питирим (Нечаев).

Для Церковных реформаторов историческая ситуация складывается настолько хорошо, что их собственная деятельность становится прямо-таки избыточной, чисто декоративной. Истинная Церковь современному миру не нужна, но обмирщенная – нужна еще меньше.

Модернисты предлагают новый путь спасения, нападают на Христа, на Откровение, на Таинства. Но рядом с ними массовая культура делает то же самое и с гораздо большим успехом.

Модернисты покушаются на христианскую святыню, но ее далеко не достигают, потому что знают о ней не больше светских идеологов.

Модернисты нападают всегда исподтишка, действуют с оглядкой на мир и на Церковь. Светские же преобразователи говорят о своих планах открыто.

“Но модернисты находятся в Церкви!” – возразят мне. Вовсе нет. Они не больше “в Церкви”, чем какие-то там фашисты или коммунисты.

Верно, что модернисты извращают Священное Писание и Священное Предание, но сообщают они ту же самую неблагую весть о самоспасении, что и весь гностицизм от Голливуда до газеты «Завтра». Модернистское богословие – это род гражданской теологии и проповедует обращение человека не к Богу, а к своим собственным ничтожным силам.

Модернизм близок к истине

И все-таки в модернистах есть нечто особенное, что выделяет их из толпы мироулучшителей. Когда-то я писал о трех уровнях Отступления:

Опаснее (то есть сильнее всего) та идея, которая ближе всего к своей исходной точке. Поскольку исходной точкой нового всесмешения, нового Вавилона является антихристианство, то наиболее опасным следует считать то направление, которое ближе всего к истинному Христианству.

православный модернизм

Из этого я делал вывод, что модернизм как «новая ересь» все-таки значительнее всех остальных видов политического гностицизма и им стоит заниматься прежде всего.

Правда, на примере рядовых или даже довольно крупных модернистов, таких, как о. Александр Шмеман или митр. Никодим (Ротов), трудно разглядеть их близость к Христианству, ощутить прямое и враждебное прикосновение лжи к истине.

«Великие гностики»

В основании модернизма следует искать гностиков высшего разряда, под стать Марксу, Ницше, Дарвину… Этим мы сейчас и займемся.

«Великие гностики» отличаются тем, что мнимо познают свою природу, в корне неверно разрешают основные вопросы бытия. Гностик максимально ясно видит действительность и максимально ее искажает. «Великий гностик» необычайно сильно и совершенно безосновательно хочет овладеть истинной реальностью, а так как это желание неосуществимо, создает свой мир. Эта вторая реальность становится объектом желания для гностиков помельче.

Сила гнозиса не ясна и самим гностикам и чаще всего выступает под прикрытием “желания” конечных вещей, например, в бизнесе и массовом потреблении, где бизнесмен – это разновидность идеолога, а потребитель – рядовой гностик.

Гнозис прикасается к истине только в лице «великих гностиков». В душе человека происходит гностический взрыв, полное разрушение старого человека и рождение нового. Этот взрыв производит исторически долгое, все угасающее и все более искаженное эхо. За гностиками первого разряда следуют второразрядные, за Марксом – Ленин и Бернштейн, а далее все менее сильные, все более компромиссные мыслители и деятели. Дальше всего находится простой человек, до которого доходят лишь фантастические слухи о произошедшем в душе Маркса.

Обычно можно установить момент рождения гностической системы. Например, мы знаем, что мысль о вечном возвращении пришла в голову Ницше на озере Сильваплана в 1881 году.

православный модернизм
Камень “вечного возвращения” недалеко от Сурлея, Швейцария.

Или возьмем мысль юного Маркса в письме 1837 года, адресованном к отцу :

Завеса спала, моя святая святых была опустошена, необходимо было поместить туда новых богов. От идеализма… я перешел к тому, чтобы искать идею в самой действительности. Если прежде боги жили над землей, то теперь они стали центром ее.

Отец модернизма

Теперь попытаемся определить, где и когда произошел гностический взрыв, который создал православный модернизм.

Углубляясь в историю гнозиса в России, мы доходим до второй четверти XIX века. Модернизму еще только предстоит родиться, но питательная среда уже готова. Это русское масонство и немецкий идеализм, тюбингенская школа католического богословия и социальное христианство Ламенне и Жорж Санд.

Возникают любомудры, затем славянофилы и петрашевцы. В 1836 году производит свой небольшой взрыв Чаадаев. Чуть позже появляется готовый модернист в лице Феодора Бухарева. И вот над всеми недооформленными системами и компромиссными мыслителями встает фигура Достоевского.

Известно место и время гностического взрыва в душе Достоевского. На каторге (1850-1854) он непосредственно «понял русский народ» и создал своего «христа». В известном письме к Н.Д. Фонвизиной в 1854 г. Достоевский писал:

«Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».

Здесь мы имеем непосредственное свидетельство о разрушении разумного сознания и о гностическом овладении своей судьбой и всем миром. Здесь же заданы и основные темы православного модернизма: иррационализм, аморализм, мессианизм.

Гнозис Достоевского служит мерой для всего модернизма. Силу гнозиса, скажем, Бердяева можно измерить тем, насколько он понял Достоевского. Прояснил он что-либо в Достоевском? Добавил ли что-нибудь новое? Насколько ясно и прямо говорит о том, что понял?

При таком сравнении получается, что в православном модернизме немного по-настоящему значительных имен: Василий Розанов, о. Павел Флоренский, митр. Антоний (Храповицкий), митр. Сергий (Страгородский), да, пожалуй, и все.

Как школа выделяется нравственный монизм, выросший под крылом Достоевского и до сих пор сознательно строящий себя по его указаниям. Школа модернистской ортодоксии (ПСТГУ), экуменизм, социальное христианство тоже демонстрируют преемственность с Достоевским. Это его отдаленные потомки, но потомки слабые, трусливые, разъеденные компромиссами.

Гордость модернистов

православный модернизм
А.И. Осипов.

Наконец, нужно указать на дерзость модернистов. Подумайте сами, модернисты с их взглядами не должны и сметь переступать порог храма. Но они не только приходят в святое место, но и облачаются в рясы, митры, совершают богослужения, обряды и Таинства. Они также богословствуют, поминают Имя Божие. Они теоретизируют о Церкви, к которой они не имеют отношения. Они захватывают иерархическую власть в Церкви, чтобы делом подтвердить свое православие.

Для модернистов почему-то очень важно, чтобы их принимали за православных. И в то же время они ничего не делают, чтобы мыслить или хотя бы говорить как православные. Их “православие” – это только поза, маска.

Все это говорит о необычайной, неукротимой гордости, дерзкой демонстрации своего «я» перед Лицем Божиим.

Итак, мы не напрасно изучаем православный модернизм. Мы описываем тот удивительный процесс, когда открытое лжехристианство претендует на звание Христианства и в бытовом плане успешно замещает Церковь. С другой стороны, модернизм угрожает именно и лично душе православного христианина, и поэтому для нас он важнее гностицизма политического.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

11 Responses

  1. “Опаснее (то есть сильнее всего) та идея, которая ближе всего к своей исходной точке. Поскольку исходной точкой нового всесмешения, нового Вавилона является антихристианство, то наиболее опасным следует считать то направление, которое ближе всего к истинному Христианству”. Эти цитата противоречит сама себе. Если исходной точкой являетя антихристианство, а христианство ему прямо противоположно, то опасной является та идея которая ближе к антихристианству, к своей исходной точке. Разве не так? Если я не правильно понял объясните пожалуста.

    1. Или же здесь говорится а близости православного модернизма к христианству? Но разве он имеет какое то отношение к христианству?

      1. Тут, по-моему, нет ничего сложного. Достаточно посмотреть на А.И. Осипова в стихаре, на амвоне. Вот оно и есть: максимально близкое и максимально далекое.

        1. Отец Фёдор, речь, конечно, о внешней, кажущейся близости, которая и является самым большим из всех соблазнов. Антихрист, как сказано в Синаксаре Недели о Страшном Суде, “жительство по Христу пройдёт” и “благ и кроток всем явится”.

  2. В 90-е годы, когда после информационного голода так хотелось побольше узнать – все перечисленные вами модернисты подавались, как “великие мыслители нашего века” и такие же деятели Церкви(((

  3. Как легко совершаются подмены: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» – это для тех, кто не читает Евангелия, что ли??
    Ведь там сказано: “Я есмь Путь, И Истина, и Жизнь”

  4. Я не один вижу, что Осипов носит орарь?

    Его поставили в иподиаконы или в диаконы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.