Search

Что такое Православие?

Где пост и молитва игнорируются, пренебрегаются или вовсе отвергаются, там нет и в помине Православия — там царство бесов, делающих человека своей жалкой игрушкой.

Архиеп. Аверкий (Таушев)

В первый воскресный день Великого поста наша Церковь празднует торжество Православия — победу истинного христианского учения над всеми его извращениями и искажениями — ересями и лжеучениями.

Что такое Православие?

Во второй воскресный день Великого поста как бы повторяется и углубляется это торжество Православия в связи с празднованием памяти одного из величайших столпов Православия — святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалонитского, который своим благодатным красноречием и примером своей личной высоко-подвижнической жизни посрамил лжеучителей, дерзнувших отвергать самое существенное в Православии — подвиг молитвы и поста, просвещающий душу человека благодатным светом и делающий его причастником Божественной славы.

Увы! как мало в настоящее время людей, даже среди самых образованных, а порою — даже среди современных «богословов» и носителей духовного сана, которые бы правильно понимали, что такое Православие и в чем состоит его сущность. Подходят к вопросу чисто внешним формальным образом и решают его слишком примитивно и даже наивно, совсем не вникая в глубину его и не видя вовсе всей полноты его духовного содержания.

Вопреки поверхностному взгляду многих, Православие — это не есть только одно из многочисленных ныне «христианских исповеданий» или, как здесь принято выражаться, «деноминаций»: Православие — это истинное, не искаженное и не извращенное никакими человеческими мудрованиями и измышлениями, подлинное учение Христово, во всей его чистоте и полноте — учение о вере и благочестии, то есть о жизни по вере.

Православие — это не есть только совокупность догматов, принимаемых за истину чисто-формально. Православие – это не одна только теория, но и практика: это — не только вера, но и жизнь, во всем согласная с этой верой.

Истинно-православным является не тот, кто по-православному мыслит только, но тот, кто по-православному чувствует и православно живет, — кто истинно-православное учение Христово стремится воплотить в своей жизни.

Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть — так говорил о Своем Божественном учении Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос (Ин. 6:63). Следовательно, учение Христово не есть только одна отвлеченная теория, оторванная от жизни, но дух и жизнь.

И поэтому действительно-православным может почитаться только тот, кто православно мыслит, православно чувствует и православно живет.

Вместе с тем, надо знать и помнить, что «Православие» не есть только то и все то, что официально именуется «Православием», ибо в наше лживо-лукавое время крайне-печальным, но, к сожалению, уже несомненным фактом является появление все более и более поднимающего голову и утверждающегося в мире лже-православия, которое яро стремится подменить собою Православие истинное, как в свое время Антихрист будет стараться подменить и заменить собою Христа.

Православие это не есть только какая-то чисто-земная организация, возглавляемая патриархами, епископами, и священниками, несущими служение в церкви, которая официально называется «православной».

Православие — это мистическое «Тело Христово», Глава которого — Сам Христос (см. Еф. 1:22-23 и Кол. 1:18; 24 и др.) и в состав которого входят не одни священнослужители, а все истинно-верующие во Христа, принявшие Его всем сердцем, законным путем вступившие в основанную Им Церковь через св. Крещение, — как еще живущие на земле, так и все умершие в вере и благочестии.

Православная Церковь — это не какая-то «монополия» или «бизнес» духовенства, как думают невежды и чуждые духом Церкви. Это — не «вотчина» того или другого архиерея или священника: это — теснейшее духовное единение всех истинно-верующих во Христа, которые стремятся свято блюсти заветы Христовы — с единственной целью — унаследовать уготованное нам Христом-Спасителем вечное блаженство, а если и грешат по немощи, то искренно каются и стараются сотворить плоды, достойные покаяния (Лк. 3:8).

Церковь, правда, не может быть совсем оторвана от земли, ибо в нее входят и люди, еще живущие на земле, а потому в устройстве и внешней организации ее неизбежен известный элемент «земного», но чем этого «земного» меньше, тем для вечных целей ее лучше, и уж во всяком случае это «земное» никак не должно затмевать и подавлять собою то чисто-духовное — дело спасения душ для жизни вечной, — ради чего Церковь и основана и существует.

Первый и основной критерий, руководясь которым мы можем отличить Церковь Христову истинную от лже-церквей (коих сейчас так много!), это — неврежденно-хранимая ею, неискаженная человеческими мудрованиями Истина, ибо, по учению Слова Божия, Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), а потому в ней не может быть никакой лжи. То уже не Церковь, если от имени ее официально провозглашается и утверждается какая бы то ни было ложь. Не только высшие служители Церкви, но и рядовые верующие мiряне должны чуждаться всякой лжи, помня наставление св. Апостола:

Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему (Еф. 4:25) или: не говорите лжи друг другу (Кол. 3:9). Христиане всегда должны помнить, что, по словам Христа-Спасителя, ложь от диавола, который ложь есть и отец лжи (Ин. 8:44).

Итак, где ложь, там нет истинной Церкви Христовой Православной!

Там — лже-церковь, которую так живо и ярко изобразил в своем Апокалипсисе св. Таиновидец под видом «великой блудницы, сидящей на водах многих», с которой блудодействовали цари земные, и вином ея блудодеяния упивались живущие на земле (Откр. 17:1-2).

Еще в Ветхом Завете у св. пророков Божиих измена Истинному Богу часто представлялась под образом любодеяния (см., например, у пр. Иезекииля 16:8-58 или 23:2-49). И нам страшно не только сказать, но и подумать, что в наши безумные дни приходится наблюдать немало стремлений всю Церковь Христову обратить в «блудилище» — и не только в переносном, вышеуказанном, но и в прямом смысле этого слова, когда так легко оправдывается и даже в грех не ставится блуд и всякая нечистота! Пример этого мы видели у так называемых «живцов» и «обновленцев» на нашей несчастной родине, а теперь — в лице всех современных «модернистов», стремящихся свергнуть с себя благое иго Христово (Мф. 11:30) и изменить весь аскетический строй нашей св. Церкви, узаконив всякое беззаконие и нравственную нечистоту.

Тут о Православии говорить, конечно, никак не приходится, хотя бы догматы веры и оставались нетронутыми, неповрежденными!

Истинное Православие, с другой стороны, чуждо и всякого мертвого формализма, в нем нет слепой приверженности «букве законной», ибо оно есть «дух и жизнь». Где с внешней, чисто-формальной, стороны все представляется вполне правильным и строго-законным, это еще совсем не значит, что оно в действительности таково. В Православии не может быть места никакой иезуитской казуистике, не может быть применимо и излюбленное изречение светских юристов: «закона нельзя попирать: его надо обходить».

Православие — это одна лишь Истина, чистая Истина без всякой примеси и без малейшей тени какой-либо лжи, фальши, лукавства и обмана!

Самое существенное в Православии — это подвиг молитвы и поста, который особенно воспевается св. Церковью на второй седмице Великого поста, как обоюдуострое «дивное оружие», которым мы поражаем врагов нашего спасения — темную силу бесовскую — подвиг, который озаряет нашу душу благодатным Божественным светом, как учит об этом святитель Григорий Палама, торжественно чествуемый св. Церковью во вторую неделю Великого поста. Прославляя его святую память, Церковь именует этого дивного святителя «проповедником благодати», «светильником света», «света Божественнаго проповедником», «столпом Церкве непоколебимым».

Сам Христос-Спаситель, подчеркивая все великое значение подвига молитвы и поста, когда ученики Его оказались бессильными изгнать беса из несчастного бесноватого юноши, сказал им ясно, что «сей род», то есть род бесовский, не исходит токмо молитвою и постом (Мф. 17:21). Толкуя это место евангельского повествования, наш великий отечественный богослов-подвижник святитель Феофан Затворник спрашивает: Можно ли думать, что, где нет молитвы и поста, там уже и бес? И отвечает:

Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост, — и враг тотчас уйдет, и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, коль скоро оставлены бывают молитва и пост (Мысли на каждый день года. с. 245-246).

Отсюда — прямой вывод: где пост и молитва игнорируются, пренебрегаются или вовсе отвергаются, там нет и в помине Православия — там царство бесов, делающих человека своей жалкой игрушкой.

Вот, следовательно, куда ведут нас все современные «модернисты», требующие «реформ» в нашей Православной Церкви!

Все эти либералы-вольнодумцы и их попутчики, стремящиеся умалить значение молитвы и поста, сколько бы они ни кричали и провозглашали о своей якобы верности догматическому учению нашей Православной Церкви, уже не могут почитаться Православными, а являются отступниками от Православия.

Будем всегда помнить, что одна чисто-формальная ортодоксальность никакой цены не имеет, если нет «духа и жизни», а «дух и жизнь» Православия — прежде всего в подвиге молитвы и поста, причем поста настоящего, о каком учит Церковь, понимаемого в смысле всестороннего воздержания, а не одного только отказа от вкушения скоромной пищи.

Без подвига вообще нет истинного христианства, или, что то же, Православия. Ведь Сам Подвигоположник-Христос ясно сказал: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8:34).

Христианин истинный — христианин Православный — только тот, кто стремится уподобиться Христу в несении креста и готов на самораспятие во имя Христа.

Об этом ясно учили и святые Апостолы. Так св. Апостол Петр пишет: Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его (1 Петр. 2:20-21). Точно так же и св. Апостол Павел неоднократно говорит в своих посланиях, что все истинные христиане должны быть подвижниками, и подвиг христианина уподобляет распятию себя ради Христа: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Излюбленное выражение св. Апостола Павла — мы должны сораспяться Христу для того, чтобы и совоскреснуть с Ним. Эту мысль он проводит в разных своих изречениях в ряде посланий.

Вот, поэтому, кто любит только весело проводить время, не думая о самоотречении и самоотвержении и постоянно купаясь во всевозможных плотских удовольствиях и наслаждениях, тот вовсе не православный, не христианин.

Об этом хорошо учил великий подвижник христианской древности преп. Исаак Сирианин:

Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно (то есть: привольно, беззаботно, в свое удовольствие, без подвига). О пути же прохладном знаем, где он оканчивается (Творения, с. 158). Это — то же, что путь широкий и пространный, который, по слову Самого Господа, ведет в погибель (Мф. 7:13).

Так вот что такое есть Православие, или истинное Христианство!

Публикуется по изд.

Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете слова Божія. Слова и речи. Т. IV. 1974-1975 гг. Jordanville, 1976. С. 45-51

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

5 Responses

  1. Недавно довелось не в первый раз натолкнуться на мысль, связанную с праздником, что якобы нетварный свет, о котором говорит святитель Григорий Палама, освещая человека, наполняет его радостью так, что у человека как-будто птички (ангелы) на душе поют.

    Мысль эта видится весьма нелогичной и непоследовательной. Рассуждение следующее.

    Всякое освещение разгоняет тьму, мешающую видеть вещи такими, какие они есть. Когда человека касается Божественный свет, он увидит свою душу, исполненную греха. Абсолютность света подчеркнёт всякое несовершенство души. И в такой момент вовсе не радостно будет внутри.

    Это согласуется с примерами подвижников, которые своими духовными трудами стяжали плачь по своим грехам.

    Как раз наоборот, для того, чтобы «на душе птички пели», нужно чтобы свои грехи глаза не резали, что возможно в состоянии некоего прельщения, видения лжесладостных сновидений о себе самом.

    1. Благодать делает и то и другое: дает видеть человеку свои грехи и наполняет его душу радостью. Проповедник не должен забывать ни о том, ни о другом.

  2. Кирилл, помните такое у Отцов: радостнотворный плач? Так вот это – то самое.

    1. Помню. Я слишком сгустил краски. Прошу прощения. Постараюсь поправить свою мысль.

      Радость, которая человека переполняет так, что ему кажется, что на душе птички поют — это радость душевная. А радость духовная (котрая сопутствует видению грехов и поддерживает от отчаяния) человека в позитив не опрокидывает, но оставляет в равновесии и тишине.

      И ещё одно соображение против чрезмерной радости. Как говорит пословица — не говори «гоп», пока не перепрыгнул. А память о том, что ты не в Царствии Небесном, а на земле, памятный образ подвижников с иконы Лествица, падающих с высоких ступеней, необходимо являются составляющими упования на Божие милосердие.

  3. Ещё как “откидывает”! Ты видишь не только свои грехи но и созерцаешь Божию милость и благодать, “немощное-врачующую, оскудеваемое-восполняющую”. От того и плач и радость духовная. Такой радостью нельзя делиться и говорить о ней, а лишь хранить в сердце. Так бывает когда христианин серьезно и основательно готовится ко причастию Святых Христовых Таин, как это описано в “Известие учительном”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.