Антимодернистская литература постоянно увеличивается в объеме.
К концу 1980-х были известны с десяток статей, да книги о. Серафима (Роуза). За небольшим исключением их можно было найти только в самиздате и тамиздате.
Сегодня совсем не то. Накоплено много материала, вышли несколько книг, появились новые авторы, такие, как о. Рафаил (Карелин) и другие, есть несколько сайтов, личных блогов, видеоканалов, групп в соцсетях.
Появилось несколько направлений антимодернизма со своими отцами-основателями, лидерами и последователями. Вместе с тем исследование модернизма продвинулось незначительно.
Основные проблемы
Основные проблемы модернизма и антимодернизма остаются нерешенными:
- Точно неизвестно, что мы изучаем и изучаем ли мы что-либо.
- Мы почти не задумываемся, как мы изучаем модернизм и антимодернизм.
- Чаще всего мы не знаем, зачем мы его изучаем.
Не выяснено с достоверностью даже то, нужно ли христианину вообще думать, судить, изучать?
Обобщение
Именно антимодернистам и особенно в нашем положении следует искать ответы на общие вопросы.
Обратимся к нашим предварительным тезисам. Их много и они нуждаются в более строгой группировке. Их список можно дополнить или сократить. Главное, что картина видна, и она не выглядит очень сложной. Тезисы расположены иерархически. Достаточно знать основные тезисы, а второстепенные можно выводить из них как следствия.
Антимодернистская мысль в принципе тяготеет к обобщению и упрощению. К обобщению нас вынуждает не только общий принцип умеренности в мысли и слове.
Антимодернистам противостоит подавляющее большинство нашего общества: лжехристиане, нехристиане и обманутые теми и другими.
Антимодернисты находятся в меньшинстве и по другой причине: они, как правило, не коллективисты и действуют в одиночку против системы.
У нас нет учебных заведений, а изданий относительно немного, причем нет таких необходимых органов, как ежедневный информационный портал и специальное научное издание.
Мы не успеваем за потоком лжи, и это вынуждает нас обратиться к теории, которая бы сократила нам опыты быстротекущей жизни.
Программа исследований
Как мы уже указали, прежде чем начать исследование модернизма, следует ответить на три частных вопроса:
- Что мы изучаем?
- Как мы изучаем?
- Зачем мы изучаем?
И на один самый общий вопрос:
- Нужно ли думать?
Попутно станет ясно, чего мы не должны изучать, как мы не должны поступать и какие цели не должны нами ставиться.
Какой предмет изучают антимодернисты?
Какой предмет изучают антимодернисты? Из наименования сразу видно, что это «модернизм», но что значит это слово? Ересь, новую ересь, раскол, политическое движение или что-то еще?
Уже при зарождении модернизма Святые Русской Церкви пришли к важным обобщениям.
В 1861 году св. Филарет Московский пишет об о. Феодоре (Бухареве), первом модернисте в Русской Церкви:
“Он говорит неправославно не потому, что думает еретически, но потому что думает и говорит бестолково” (св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1887. Т. 5. Ч. 1. N 580, 1861 г. С. 47).
Проповедь обмирщения и того, что мы теперь называем модернизмом, св. Филарет Московский определяет как глупость.
Другое обобщение принадлежит св. Иоанну Кронштадтскому (1903 год):
«Умники неумные, вроде Толстого и его последователей, хотят найти другой путь… и даже выдумали журнал «Новый Путь»… Это сатана открывает эти новые пути, и люди бессмысленные буии, не понимающие, что говорят, губят и себя и народ, так как свои сатанинские мысли распространяют среди него. Крепко, остро уши держите, знайте Единый Путь, через который спаслись миллионы людей. Никакие Толстые и их последователи никогда не найдут и не покажут нам другого такого, как наш, верного пути, а сами лишь постыдятся и как дым исчезнут. Аминь» (Иоанн Кронштадтский, св. О старом и новом пути спасения // Миссионерское обозрение. 1903. № 5. С. 690-692).
Св. Иоанн так же, как св. Филарет, говорит, что модернисты являются глупцами, и добавляет, что между модернизмом и Христианством нет ничего общего. Модернизм совпадает по своей сути с неверием.
Св. Филарет и св. Иоанн говорят о модернизме прямо и просто. Их слова легко отнести к бытовой речи. Они как бы только ругают модернизм, говорят, что он плох, но не говорят чем.
Кажется, что сегодня антимодернизму есть чем похвалиться. Выработан специальный язык для опровержения модернизма. Описаны многочисленные различия между учением Церкви и отдельных модернистов.
При всех достижениях утрачено нечто важное, та самая прямота и простота, которая была у Святых.
Стало непонятно, о чем говорят многочисленные различия в догматах и в заповедях между Христианством и модернизмом. Многие ли задаются вопросом: есть ли что-либо общее у модернизма и Христианства? и что делать, если такого общего нет?
В отличие от Святых отцов, современные антимодернисты как правило совсем не ясно различают пропасть между модернизмом и Православием. Они упорно описывают модернизм как церковное явление, как богословие и богословское заблуждение, как неправильную церковную политику, как каноническое преступление.
Такова истинная цена наших «достижений». Мы разменяли истинное суждение о несовместимости модернизма с Христианством на груду верных мелочей.
Между модернизмом и Православием нет ничего общего
Не удается обнаружить что-либо общее между модернизмом и Православием. Вера и неверие, спасение и вечная смерть – это не разные мнения или мировоззрения. Мы сравниваем не соположные явления, а принципиально несравнимые.
Отрицание бытия Божия, неверие в Промысл Божий, вера в «миф о Христе», отрицание Искупления – все это не неверие в отдельные догматы при сохранении остальных догматов неповрежденными. Это самое полное неверие, какое только может быть.
Для пропаганды неверия Осипов или о. Великанов используют речь, которая весьма грубо стилизована под православную. Этим ограничивается их сходство с православными. Казалось бы, атеисты не могут обмануть никого, но обманывают, и в том числе специалистов по модернизму.
Причина всего перечисленного в том, что сами антимодернисты больны духовными болезнями века. Они не видят пропасти между Православием и модернизмом, потому что между ними и модернистами такой пропасти нет.
Что такое модернизм
Выяснив эти вопросы, попробуем подойти к ответу на наш главный вопрос: какого рода это предмет – «модернизм»? На этот вопрос можно дать общий ответ и более частный.
Ответим сперва на самый общий.
Модернизм – это модернисты. Мы имеем дело не с идеями, не с теорией, а с людьми: их мыслями, словами и делами.
Чтобы понять учение А. И. Осипова, надо знать, кто такой Осипов и кто такое «осиповцы». Надо знать, кто и с какими целями издает его книги, кто благословляет его проповедь, кто неправильно борется с ним и в чем эта неправильность состоит.
Надо выяснить не только, кто все эти люди, но и каковы они.
Возможно, мы предлагаем необычный путь исследования. Ведь обычно берут тексты модернистов и буква по букве проверяют, насколько они соответствуют текстам Святых отцов, канонам, Соборным постановлениям. Умеют ли антимодернисты проводить эту работу над текстами, вопрос другой и по-своему больной.
Да, мы читаем тексты, но изучаем не их, а человека, который стоит за ними и разными способами пытается представить себя православным. Это первый шаг к нужному обобщению.
Человек эпохи Отступления
За модернистскими текстами стоит особенный человек, новый человек, человек Нового времени, или, точнее всего, человек эпохи Отступления.
Кто же этот человек, каков он? И что такое Отступление?
Все времена находятся в руце Божией:
Коеждо убо время, Богом созданное, добро есть, ниже вредит кого: человецы же злии, во время жизни своей злая творяще, времени доброму хулу наносят, яко злых ради дел их и времени нарицаему быти злым и лютым временем (свт. Димитрий Ростовский).
Так же и человек, хотя бы он и назывался “новым”, остается неизменным по своей природе. Это он думает, что он новый человек, а на самом деле остается все тем же, каким его сотворил Бог.
Значит, мы говорим не о времени, которое создает нового человека, и не о новом роде людей. Мы говорим о человеке, который болен специфическими духовными болезнями, и поэтому создает для себя и других эпоху Отступления.
По этой причине предметом антимодернистского исследования должны стать не только модернисты, но и антимодернисты. Мы сами подлежим суду, мы сами – люди эпохи Отступления, если не видим этого Отступления. Мы не видим модернизм так, как должно, если не усматриваем его в самих себе.
Ведь антимодернисты – тоже неграмотные слушатели и читатели модернистских глупостей. А с неграмотностью надо бороться как с особым духовным состоянием, а не только незнанием или неумением.
Итак, антимодернист исследует человека как такового, а мысли, слова и дела модернистов (и антимодернистов) служат лишь материалом для этого исследования.
Роман Вершилло
3 Responses
Положительно радует ход ваших мыслей (об исследовании себя и своих духовных болезней). Ничто не открывает глаза лучше, чем это.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
(Еккл. 1:9)
То что вы называете теперь антимодернизмом и модернизмом просто для крепкого слова, и более верного понимания умом современного нам человека, раньше называлось хранением заповеди и беззаконием. Заповедь дала добрый плод, а беззаконие – колючку.
А заповедь такова:
Господи, освяти любящия благолепие дому Твоего. (из молитв в начале святой литургии)
Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. Их же в руку беззакония, десница их исполнися мзды (пс 25:8)
Очень горько, что строят не на заповеди. А сколь горько видеть необустроенные как подобает приходы? Вот ведь корень проблемы, верно? Любящие и не любящие благолепие дома Божия…Разве имеет смысл человеку нетвердо знающему писания святых отцов лезть и подробно читать про модернизм? Мне кажется тут достаточно верного определения в паре предложений обоих понятий и списка кого нельзя читать и убегать как отравы. Говорить дело нужное, ибо если и мы замолчи, то говорить станет некому… Кто тогда спасётся?
Когда встречаешь людей с обострённым чувством справедливости (совестливых и не трусливых), ТОГДА понимаешь, кто ты есть на самом деле. Всё зависит от картины мира. Я вот смотрю на своих детей. Как он узнал, что выгодно будет рыдая представить себя жертвой отобрав игрушку у более слабого малыша. И добавить к этому несколько лживых слов. Просто пока это неумело делается и его разоблачают.
Почему, например, нужно уклониться от помощи нашим солдатам (не говорю уже стать им самому). Или переводить разговор на другую тему. (НельзяосуждатьреформаторовБогослуженияиначетысамвпадёшьвэтотгрехПолитикидерутьсязакусокпожирнее,апростыеработягиубиваютдругдруга.. И тому подобная ложь!) Просто потому что страшно. Страшно, что мир так устроен. Что выбор так близок и неотвратим. А тех, кому не страшно мы можем либо ненавидеть, либо с «христианской» кротостью покрыть забвением (это надёжнее).
Или возлюбить.