Праздник православного непослушания
Сайт «Православие и мир» продолжает знакомить читателей с тривиальными воззрениями о. Алексия Уминского, о которых мы писали ранее. На этот раз объектом обмирщения стали слова молитвы Господней «Да будет воля Твоя».
О. Алексий Уминский справедливо осуждает то, что мы не ищем волю Божию в том, что совершенно открыто, совершенно доступно и явственно. Об этом же можно прочитать у Святых отцов, на которых о. Уминский по своему обыкновению нигде не ссылается. Св. Феофан Затворник пишет об этих словах молитвы Господней: Бог хочет, чтоб исполняя святую волю Его, выраженную в заповедях, мы все соделались святыми, и таким образом спаслись.
Однако о. Уминский использует речь о послушании воле Божией совсем для другого – либерального благовестия. Он прямо опирается на «окончательный миф» об абсолютной свободе человека. В результате слова Спасителя получают у него превратное толкование:
Воля Божия сопряжена с таким понятием как свобода. Для нас понимание воли Божией — это ограничение нашей свободы, потому что если воля Божия, то не моя. А если моя воля не совершается, то моя свобода ограничена. А по большому счету, мне кажется, это научение свободы, потому что слова воля и свобода — синонимы. То есть все сводится к личной – и даже скорее субъективной – свободе человека, которая почему-то отождествляется с волей Божией.
Из этого вытекают многие ложные и посторонние Христианству выводы. Послушание, то есть повиновение и исполнение Божиих заповедей, становится опытом свободы и открытости. И тогда подчинение воле – не человеческой, а Божией – заменяется взаимным послушанием: открытостью человека Богу и Бога человеку.
Так, по о. Уминскому, когда мы говорим о послушании Богу, мы не учитываем того, что Бог находится в постоянном слышании нас, Он пребывает в постоянном послушании у нас.
Здесь явно происходит подмена понятий, когда послушание как повиновение исчезает в модернистском «диалоге» Бога и человека.
Еще одно существенное отличие либеральной мифологии о. Уминского от Христианства лежит в незамеченном им прибавлении к словам «да будет воля Твоя»: яко на небеси и на земли. Из этих слов ясно, что Спаситель говорит не только о воле относительно нас, но и о воле Божией в отношении всего мира. Из этого окончательно ясно, почему столь неверно описывать исполнение воли Божией как взаимное послушание Бога и человека. Ведь мир не находится в таких «диалогических» отношениях с Богом, какие бы хотел видеть о. Уминский.
Св. Иоанн Златоуст прямо указывает на эту сторону прошения Молитвы: Не сказал: «да будет воля Твоя» во мне, или в нас, но на всей земле, то есть, чтобы истребилось всякое заблуждение и насаждена была истина, чтобы изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель, и чтобы таким образом ничем не разнилось небо от земли.
Волю Божию нельзя заменять «общением» и «диалогом». Это понятия из совершенно иной области, области кардинально светской, мирской.
Роман Вершилло
Еще по теме:
18.10.2011 О. Алексий Уминский выступил с атеистическими заявлениями
17.10.2011 О. Алексий Уминский и философия абсурда
Добавить комментарий