Search

Всемирный совет церквей

World Council of Churches, Conseil oecumenique des Eglises , Okumenischer Rat der Kirchen, Consejo Mundial de Iglesias – крупнейшая экуменическая организация, реализация одной из глобалистских утопий XX в.
Всемирный совет церквей

Всемирный совет церквей – World Council of Churches, Conseil oecumenique des Eglises , Okumenischer Rat der Kirchen, Consejo Mundial de Iglesias – крупнейшая экуменическая организация, реализация одной из глобалистских утопий XX в.

Один из ведущих экуменистов XX в. Н. Ниссиотис объявлял экуменическое движение динамическим процессом взаимообмена Церквами благодатными дарами, что должно было служить облагодатствованию всего мира. Он настаивал на том, что деятельность чиновников ВСЦ сближает Церкви, и в этом состоит экклезиологическое значение ВСЦ, который, по его мнению, является одним из проявлений Святой Пятидесятницы.

Согласно митр. Иоанну Пергамскому, экуменическое движение – это содружество, посредством которого, т.е. посредством совместного существования, работы, богословской рефлексии, страданий, свидетельства и т.п., и прежде всего – разделения общего видения того, что есть Церковь, участники движения могут достичь не только исповедания Единого Господа, но также и Единой Церкви. Он подразумевает, что уже сами разговоры о Боге и Церкви имеют церковное и духовное значение независимо от того, согласны ли говорящие друг с другом и в какой мере.

Несмотря на утверждения экуменистов о том, что они свидетельствуют в рамках ВСЦ о Православии, на самом деле в Совете никогда не происходил и не происходит прямой догматический диалог.

Так, “православные” экуменисты утверждают, что для них ВСЦ – это не Церковь, но при этом совершенно игнорируют то, что для протестантских участников ВСЦ – это именно сверхцерковь.

“Православные” экуменисты рассматривают участие в ВСЦ как путь к восстановлению Христианского Церковного единства в вере, Таинствах и благочестии. Но сам формат экуменического адогматического общения не позволяет развеять веру протестантов в то, что ВСЦ уже достигла единства в молитве и Таинствах. И сами же “православные” экуменисты своим участием в бесполезных обсуждениях утверждают протестантов в том, что ВСЦ достигла церковного единства независимо от различий вере.

Уже в XXI в. по предложению Православных Церквей в рамках ВСЦ было решено прекратить употреблять выражение “экуменическое богослужение”, но это никак не мешает тому, что неправославные участники ВСЦ продолжают считать совместные молитвы – экуменическими.

Бывший генсек ВСЦ Конрад Райзер справедливо отмечал: Православные представители неоднократно заявляли, что главная цель их присутствия в ВСЦ – это свидетельство об Апостольском Предании, а не обсуждение веры других церквей-членов ВСЦ или выработка соглашений с представителями церквей других традиций.

Всемирный совет церквей. История

ВСЦ возник через слияние двух ведущих экуменических движений пер. пол. XX в.: “Вера и церковное устройство” (Faith and Order) и “Жизнь и деятельность” (Life and Work). В состав ВСЦ постепенно вошли и другие экуменические организации: пацифистский “Всемирный альянс за международную дружбу через Церкви” (World Alliance for International Friendship Through the Churches), “Международный миссионерский совет” (International Missionary Council) и “Всемирный совет христианского образования” (World Council of Christian Education).

Решение об объединении движений “Вера и церковное устройство” и “Жизнь и деятельность” было принято в 1937 г. В 1938 г. создается подготовительный комитет по созданию ВСЦ, генсеком которого становится известный экуменический деятель Виссерт Хуфт. Архиеп. Герман Фиатирский и о. Георгий Флоровский были членами оргкомитета ВСЦ, и являются т.о. основателями ВСЦ.

В августе 1948 г. состоялась 1-я ассамблея ВСЦ в Амстердаме, в которой приняли участие представители двух Церквей: Константинопольского Патриархата и Элладской Церкви и 145 сект из 44 стран. Вступительную речь произнес американский бизнесмен и политик Дж. Ф. Даллес, известный своей финансовой поддержкой нацистской партии в 1933-1934 гг. и сыгравший ключевую роль в организации 1-й ассамблеи.

Виссерт Хуфт был избран генеральным секретарем, а Джон Мотт – почетным президентом.

В Ассамблее принимали участие “православные” экуменисты: архиеп. Герман Фиатирский, о. Георгий Флоровский, Гамилькар Алевизатос, о. Александр Шмеман, буд. митр. Георгий (Ходр), Николаос Ниссиотис и др. О. Георгий Флоровский и Алевизатос избраны членами ЦК ВСЦ.

О. Александр Шмеман избирается вице-президентом молодежного комитета ВСЦ, а Ходр и Ниссиотис – членами этого комитета. В сентябре 1948 г. они добились того, что ВСЦ профинансировало созыв конференции “всеправославной” молодежной организации, получившей впоследствии название “Синдесмос”. С тех пор Синдесмос находится практически на полном содержании у ВСЦ и др. глобалистских организаций.

В 1948 г. в противовес созданию ВСЦ было проведено Совещание Предстоятелей и представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве, на котором экуменическое движение было осуждено как несоответствующее целям Христианской жизни. Совещание вынесло решение воздержаться от участия в Амстердамской ассамблее ВСЦ. В резолюции по экуменическому вопросу этот отказ мотивируется тем, что современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами.

Доказательством этого может служить декларация “Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей”, принятая в 1950 г. в Торонто и которая до сих пор является оправданием для участия Православных Церквей в ВСЦ. Среди авторов: архиеп. Герман Фиатирский, о. Георгий Флоровский, Г. Алевизатос.

В декларации утверждается, что Церкви-члены ВСЦ вполне суверенны и имеют право отвергнуть любое высказывание или заявление ВСЦ. Весь авторитет ВСЦ зависит от свободного принятия его действий церквами, если они найдут это правильным и полезным для себя. Членство в ВСЦ не обязывает признавать другие церкви церквами в собственном смысле слова. Декларация гласит: Всемирный Совет не может и не должен основываться на какой-либо одной определенной концепции Церкви. Он не предрешает экклезиологических проблем. Во Всемирном Совете есть место для экклезиологии всякой Церкви, которая готова участвовать в экуменическом диалоге и придерживаться базиса Совета… Ни одна Церковь не обязана менять свою экклезиологию вследствие членства во Всемирном Совете. Тем самым ВСЦ открывал возможность для вступления в него деноминаций без согласования общего вероучительного базиса.

Благодаря “Торонтской декларации” “православные” экуменисты считают себя не связанными участием в ВСЦ и, будто бы, не допускают вмешательства в свою веру. Но в то же самое время они занимают ту же самую позицию невмешательства по отношению и к бесчисленным заблуждениям всех других членов ВСЦ, и тем самым ставят участие православных в ВСЦ на совершенно адогматическую основу, что служит соблазном даже для протестантов.

Во 2-й Ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 г. в Эванстоне (Иллинойс, США), принимали активное участие Дж. Ф. Даллес, архиеп. Иоанн (Шаховской), о. Георгий Флоровский, выступивший с одним из основных докладов, а также София Куломзина. Архиеп. Иаковос становится одним из президентов Совета.

В 1955 г. Константинопольский Патриарх Афинагор I создает в Шамбези (Швейцария) постоянное представительство Патриархата при ВСЦ.

В апреле 1955 г. ВСЦ обратился к Русской Православной Церкви с предложением об экуменической встрече. Эта встреча состоялась 7-9 августа 1958 г. в г. Утрехте. ВСЦ представляла делегация в составе: Франклин Фрай, председатель ЦК ВСЦ, Виссерт Хуфт, и митр. Мальтийский Иаковос (Константинопольский Патриархат). Русская Православная Церковь была представлена митр. Крутицким и Коломенским Николаем, председателем ОВЦС, еп. Смоленским и Дорогобужским Михаилом и А.С. Буевским, секретарем ОВЦС.

Летом 1959 г. о. Виталий Боровой ознакомился в Женеве с работой ВСЦ и присутствовал в качестве наблюдателя на очередном заседании ЦК ВСЦ на острове Родос (Греция).

В декабре 1959 г. в Москву прибывает первая официальная делегация ВСЦ во главе с Виссерт Хуфтом.

В 1960 г. на заседании ЦК ВСЦ в Сент-Эндрюс, Шотландия присутствовали в качестве наблюдателей о. Виталий Боровой и А.Ф. Шишкин.

Осенью 1960 г. в штаб-квартире ВСЦ в Женеве состоялась встреча Виссерт Хуфта с еп. Никодимом (Ротовым), председателем ОВЦС, и секретарем ОВЦС А.С. Буевским. Обсуждение вопросов, связанных с вступлением Русской Православной Церкви во ВСЦ, было продолжено там же в марте 1961 г., во время следующего визита еп. Никодима.

18 июля 1961 г. на внеочередном Архиерейском Соборе митр. Никодим (Ротов) делает доклад о необходимости и своевременности вступления во ВСЦ. Тогда же принимается окончательное решение о вступлении в Совет.

19 ноября – 5 декабря 1961 г. состоялась 3-я генеральная ассамблея ВСЦ в Нью-Дели (Индия). Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ, а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК. Тогда же членами ВСЦ стали: Болгарская, Польская и Румынская Православные Церкви. ВСЦ принял в свои ряды “Международный миссионерский совет”.

Среди участников Ассамблеи: митр. Никодим (Ротов), митр. Антоний Сурожский, архиеп. Иоанн Шаховской, архиеп. Афинагор Фиатирский, о. Виталий Боровой, о. Георгий Флоровский, буд. митр. Питирим (Нечаев), Филарет Денисенко, Николаос Ниссиотис.

В 1965 г. путем негласных переговоров Виссерт Хуфту удалось договориться о принятии в ВСЦ Сербской Православной Церкви без подписания ею необходимых основных документов Совета и без обсуждения этого вопроса в Церкви.

В 1966 г. в Женеве состоялась Всемирная конференция “Церковь и общество” под эгидой ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) выступает с докладом “Диалог с римокатоликами о современной христианской социальной мысли”. Среди участников: митр. Антоний Сурожский, митр. Питирим (Нечаев), буд. архиеп. Михаил (Мудьюгин), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский, Н.А. Заболотский.

С 1967 по 1975 г. о.Иоанн Мейендорф является модератором комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

В это время все сильнее проявляется обмирщение экуменизма в духе мирологии и родственного ей “богословия революции”, что получило свое выражение в ходе 4-ой ассамблеи ВСЦ в 1968 г. в Уппсале (Швеция). В ней приняли участие митр. Никодим (Ротов), Филарет Денисенко, митр. Антоний Сурожский, архиеп. Василий (Кривошеин), митр. Питирим (Нечаев), будущий Константинопольский Патриарх Варфоломей, буд. Патриарх Александрийский Парфений, о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский. Членами ЦК ВСЦ становятся: митр. Никодим (Ротов), митр. Антоний Сурожский, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский.

В том же году католическая церковь становится участницей комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

В 1971 г. к ВСЦ присоединился “Всемирный совет христианского образования”.

В январе 1971 г. в Аддис-Абебе прошло заседание ЦК ВСЦ “Диалог с людьми других религиозных убеждений”. Ключевым стал доклад митр. Георгия (Ходра) на тему “Христианство в плюралистическом мире – Дело Духа Святого”. Он призвал христиан познать истинную духовную жизнь некрещеных и обогатить свой собственный опыт богатствами вселенского религиозного сообщества, так как, якобы, Тот же Самый Христос воспринимается как свет, когда благодать посещает брамина, буддиста или мусульманина при чтении их собственного священного писания.

В нач. 1970-х в рамках ВСЦ в среде “православных” модернистов родилась идея “миссионерской литургии”. Автором этой разрушительной для Церкви концепции был румынский богослов о. Ион Бриа, член Комиссии ВСЦ по глобальной миссии и евангелизму.

23 ноября – 10 декабря 1975 г. в Найроби (Кения) проходила 5-я Генеральная ассамблея ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) избран одним из президентов ВСЦ. Принимали участие: о. Виталий Боровой, Н. Ниссиотис, избранный членом ЦК, и др. Буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей становится членом комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

К 1982 г. согласован меморандум комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”: “Крещение, Евхаристия и Служение” (“Лимский документ”), составленный под руководством Н. Ниссиотиса. В работе комиссии принимал участие буд, митр. Иоанн Пергамский. Этот меморандум, якобы, предлагает учение о Таинствах, общее для всех 300 церквей и сект-членов ВСЦ.

В 1983 г. состоялась 6-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, в рамках которой произошло совместное служение Евхаристии различными христианскими конфессиями. Т.н. “Лимская литургия” была компиляцией протестантских, католических и православных богослужений. Утверждалось, что Церкви, собираясь вместе в рамках ВСЦ, обогащают традиции друг друга, что рассматривалось как “экуменическое действие Святого Духа”, направленное на создание новой “экуменической традиции”. Среди участников: архиеп. Иаковос, митр. Питирим (Нечаев), буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей, о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский, А.И. Осипов. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял Филарет Денисенко. Антиохийский Патриарх Игнатий IV становится одним из президентов ВСЦ. О. Виталий Боровой, А.С. Буевский – члены ЦК. А.И. Осипов вошел в группу Комиссии “Вера и церковное устройство”.

В 1985 г. представители Православных Поместных Церквей на конференции в Бостоне в основном одобрили “Лимский документ”.

В 1990 г. в Сеуле проходит Всемирная конференция ВСЦ на тему “Справедливость, мир и целостность творения”, которая заняла совершенно гностическую позицию преклонения перед “целостностью” природы. В “Послании” конференции говорится, в частности: На основании духовного опыта, полученного здесь, в Сеуле, мы обязуемся добиваться… сохранения дара земной атмосферы и созидания такой культуры, которая способна жить в гармонии с целостностью творения.

В конференции приняли участие о. Виталий Боровой, о. Леонид Кишковский (т.н. “Американская автокефальная церковь”), А.С. Буевский, О.В. Ганаба, М.Б. Нелюбова и др.

7-я Генеральная ассамблея ВСЦ состоялась в 1991 г. в Канберре. Буд. Патриарх Варфоломей возглавлял делегацию “православных” экуменистов, и был избран членом ЦК и исполкома.

Патриарх Александрийский Парфений (1920-1996) обратился к делегатам ассамблеи с заявлением: Мы стремимся к видимому единству. Это священная цель. К этому стремятся все церкви… Мы должны продолжить наш путь. Мы не должны останавливаться… Православная Церковь участвует в ВСЦ с самого начала. И она всегда останется членом ВСЦ.

На ассамблее присутствовали: о. Виталий Боровой, А.И. Осипов, Николай Лосский. Патриарх Парфений избран одним из президентов ВСЦ.

В 1993 г. ВСЦ проводит Всемирную конференцию комиссии “Вера и церковное устройство” в Сантьяго, Испания. Митр. Георгий (Ходр) заявил в своем выступлении: Приверженность христиан ко Христу как Истине не должна заслонять собой истины, рассеянные в окружающих нас религиозных традициях. Все истины происходят из одного Божественного источника… Диалог является для нас первоочередной задачей, потому что в поисках Божественной истины, скрытой различными словами и символами, он позволяет проникнуть за пределы религиозных традиций… Мы поклоняемся Тому же Христу в Его путешествии по пространствам различных религий.

В конференции принимал участие также митр. Иоанн Пергамский.

В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято.

Весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) созвано Всеправославное совещание по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Совещание также призвало православных участников экуменических ассамблей воздержаться от совместных богослужений. Несмотря на все это, итоговый документ настаивает на необходимости участия в ВСЦ и осуждает “деструктивный антиэкуменизм”.

8-я ассамблея ВСЦ состоялась в 1998 г. в Хараре (Зимбабве). Принята декларация “К общему пониманию и видению ВСЦ”. В ней признается, что Церкви-члены ВСЦ не могут утверждать, что они достигли консенсуса в общем понимании и видении ВСЦ. Главное, что ВСЦ – это содружество Церквей, а не организация или какой-либо церковный институт.

В ходе ассамблеи “православные” экуменисты, в основном, проигнорировали запрет на участие в совместных молениях с инославными.

Среди участников ассамблеи: о. Владимир Шмалий, П.И. Мейендорф и др.

В 2006 г. прошла 9-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Порту-Алегри (Бразилия). Среди участников: Первоиерарх Албанской Православной Церкви архиеп. Анастасий (Ианнулатос), митр. Геннадий Сассимский, еп. Игнатий (Мидич), возглавлявший делегацию Сербской Православной Церкви, еп. Иларион (Алфеев), о. Всеволод Чаплин, А. Аржаковский и др.

Архиеп. Анастасий (Ианнулатос) избран одним из президентов ВСЦ.

Генеральные секретари ВСЦ: Виссерт Хуфт (1948-1966), Юджин Карсон Блейк (1966-1972), Филип А. Поттер (1972-1984), Эмилио Кастро (1985-1992), Конрад Райзер (1993-2003), Сэмюэл Кобиа (2004-2009), Олаф Фюксе Твейт (с 2009).

Српски

См. также

Основные даты истории экуменизма

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? (1948)

Источники

о. Григорий Разумовский. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь. Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948

Georges Florovsky. Orthodox Ecumenism in the Nineteenth Century // St. Vladimir’s Seminary Quarterly. 1956. № 4. PP. 2-53

митр. Николай (Ярушевич). Русская Православная Церковь и Экуменическое движение (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. №9. СС. 29-32

митр. Николай (Ярушевич). Проблема христианского единства в защите мира (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 32-34

Коммюнике о встрече делегации Святой Русской Православной Церкви и делегации Всемирного Совета Церквей (Утрехт, 7-9 августа 1958 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 35-36

Stephen C. Neill. Brothers of the Faith. NY.: Abingdon Press, 1960

Пребывание в СССР делегации Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1960. №2. СС. 47-55

Виссерт Хуфт. Заключительное обращение к Его Святейшеству Патриарху Алексию // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 2. СС. 56-58

О переговорах делегации Русской Православной Церкви с генеральным секретариатом Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1961. №4. СС. 31-32

Третья Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей: “Иисус Христос – Свет миру” (Ин. 8, 12) // Журнал Московской Патриархии. 1961. №8. СС. 75-79

митр. Анастасий (Грибановский). Воззвание ко всему христианскому миру в связи с Собранием Всемирного Совета Церквей в Нью Дэли. Сан Пауло, 1962

The New Delhi Report: The Third Assembly of the World Council of Churches 1961, London 1962

Послание IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. №10. СС. 40-41

митр. Никодим (Ротов). Русская Православная Церковь и экуменическое движение (доклад в конференц-зале Упсальского университета) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 46-55

митр. Никодим (Ротов). Слово за богослужением на пленарном собрании участников IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ, 5 июля 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 55-57

митр. Антоний Сурожский. О богослужении и стиле христианской жизни (мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 67-72

митр. Антоний. Сурожский. Homilie au Culte d’ouverture du Comite Central du Conseil Oecumenique des Eglises a Berlin, aout 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1974. № 85-88. СС. 14-17

митр. Никодим (Ротов). Иисус Христос освобождает и объединяет (богословский аспект) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №5. СС. 55-59

А.И. Осипов. “Иисус Христос объединяет” (присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 59-65

А.И. Осипов. Принстонская встреча (богословский диалог между представителями христианских Церквей СССР и Национального Совета Церквей Христа в США) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 65-70

А.И. Осипов. Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. СС. 60-64

Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах // Журнал Московской Патриархии. 1976, №4. C. 9

The Orthodox Church in the Ecumenical Movement // ed. Constantin G. Patelos. Geneva, 1978

The New Valamo Consultation. The Ecumenical Nature of the Orthodox Witness. Geneva, 1978

А.И. Осипов. Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978 – 1979. №12 – 1. СС. 63-65, 62-65

митр. Антоний Сурожский. Quelques reflexions sur «Des fideles sont perplexes» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. № 105-108. СС. 69-77

Baptism, Eucharist And Ministry // Faith And Order Paper No. 111. 1982

В.А. Никитин, о. Тихон. Экуменизм в 1945-1961 годах и вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1984. №№ 1, 2. СС. 69-72, 59-67

Миссия на пути Христовом [конференция Комиссии ВСЦ “Всемирная миссия и евангелизация”] // Журнал Московской Патриархии. 1989. №10. СС. 52-54

Прием в Кремле участников заседания ЦК ВСЦ [40-я сессия ЦК ВСЦ, Москва, 17-26 июля 1989 года] // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 5-7

Патриарх Игнатий IV. Об истине, о Церкви, о любви [проповедь на богослужении перед открытием 40-й сессии ЦК ВСЦ, Москва, 17 июля 1989 года] // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 52-57

Всемирная конференция ВСЦ “Справедливость, мир и целостность творения”, Сеул (Корея), 1990 года // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 12. CC. 61-65

VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 6. СС. 59-63

“Прииди, Дух Святый” (послание VII Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 48-49

Orthodox Visions of Ecumenism // ed. Gennadios Limouris. Geneva, 1994

Historical dictionary of the Orthodox church // ed. Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson. Scarecrow Press, 1996

The Ecumenical Movement, the Churches and the World Council of Churches: An Orthodox Contribution to the Reflection Process on the Common Understanding and Vision of the WCC // ed. George Lemopoulos. WCC, 1996

Ion Bria. The Liturgy after the Liturgy. Mission and Witness from an Orthodox Perspective. Geneva, 1996

Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902-1997. М.: МФТИ, 1998

Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902-1998 // сост. Е.А. Карманов. М.: ОВЦС, МФТИ, издательский дом «Грааль», 1999

Peter Bouteneff. The Orthodox at the Harare Assembly // Service Orthodoxe de Presse, March 1999

митр. Антоний Сурожский. New needs and ecumenical perspectives for the parishes of the diocese // Sourozh. 2001. № 86. P. 1

Изменения в структуре Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 2002. №9. СС. 83-85

Heinz Joachim Held. Orthodox participation in the WCC: a brief history // The Ecumenical Review/ Oct, 2003

Konrad Raiser. The importance of the Orthodox contribution to the WCC

Jean-Yves Lacoste. Encyclopedia of Christian theology. Routledge, 2005

2010 Resources For The Week Of Prayer For Christian Unity And Throughout The Year. The Pontifical Council for Promoting Christian Unity, The Commission on Faith and Order of the World Council of Churches. 2009

Fr. George Tsetsis. The Orthodox in the Ecumenical Movement A Short History

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Честность и совесть пролайфа

Сегодня разрешают нам бороться с абортами, но… только при одном главном условии – не бороться за полный и безоговорочный запрет детоубийства.

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.