Search

Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Истолкование молитвы Господней

св. Феофан Затворник

Славословие «Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь»

св. Златоуст. Напоминанием о враге,- в словах: избави нас от лукавого,- сделавши нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех. Яко Твое есть,- говорит Спаситель,- царство и сила и слава. Итак, если Его царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто с Ним не разделяет власти. Ибо когда Спаситель сказал: Твое есть царство, то показывает, что и оный враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется, по попущению Божию. Ибо и он из числа рабов, хотя и осужденных и отверженных, посему не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю: ни на одного из рабов? даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока сам Спаситель не повелел, ни на стада овец и волов (Иовлевых), доколе не получил свыше власти и силы. Итак, хотя бы ты был и весьма немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славная дела.- Словом: «и слава», показывается, что сей Царь не только освобождает тебя от угрожающих тебе зол, но еще может делать тебя и славным и знаменитым; ибо как сила Его велика, так и слава Его неизреченна, и все сие беспредельно и бесконечно. Видишь ли, как Спаситель отовсюду укрепляет и ободряет подвижника?

Он же. В конце молитвы Он выразил царство и силу и славу Божию, сказав: яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Этого, говорит, я прошу у Тебя потому, что знаю, что Ты Царь всего, имеешь вечную державу, можешь сделать все, чего ни захочешь, и обладаешь неотъемлемою славою.

блж. Феофилакт. Здесь ободряет нас: ибо если Отец наш есть Царь славный и сильный, то при твердой вере мы, без сомнения, победим лукавого и в последствии прославимся, т.е. когда Он будете воздавать всем по делом.

Симеон Солунский. Мы немощны. Сам Ты, Отче, избавь нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. И кто посмеете напасть и оскорбить тех, над которыми царствуешь, Ты Владыко и Господи, и над Ангелами господствующий? И кто противостанет силе Твоей?— Никто. Ибо Ты как всех создал, так и хранишь всех. Или кто против славы Твоей постоит или дерзнет умалить ее, все концы объемлющую? Ибо ею исполнены небеса и земля; и она была присуща Тебе прежде бытия небес и Ангелов. Ты один присносущ и вечен, и слава Твоя, Отца и Сына и Святаго Духа, равно как и царство, и сила, во веки. Аминь. То есть — истинно, исповедуемо, всенесомненно Ты Царь и сильный, и преславный во веки.

св. Кирилл Иерусалимский. По совершении молитвы говоришь: «Аминь»; словом «Аминь», которое значит: «да будет», запечатлевая изреченное в богопреданной молитве.

Святитель Тихон. Яко Твое есть царство… Сие слово есть заключение молитвы Господней, которым означается упование и дерзновение к Милосердному Небесному Отцу. Ты царствуеши над всеми, Которого власти вся повинуются. Ты сильнейший паче всех, противу Которого никто не может стояти; отсюду имени Твоему слава будет, что мы, бедные грешники, получим просимое от Тебе. И так от сердца возблагодарим Тебя, и зде, а паче в будущей жизни, прославим имя Твое со избранными Твоими. Дерзновение,— говорит святой Иоанн Златоуст, — нам подает и восставляет нас, поминая о Царе, Которому мы подчинены, и показует Его от всех сильнейшего, глаголя, говоря: «яко Твое есть царство», и прочее. Убо, аще Его есть царство, никого не подобает боятися, понеже никто не может противу Его стояти и власти Его противитися. Егда глаголет: Твое есть царство, — показует, что и противник наш Ему подчинен, хотя и противится, попущением Божиим. Ибо и он от числа рабов есть, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерзнет ни на кого нападати, аще прежде не приимет позволения свыше, и не токмо ни на какого человека, но ниже на свиней, овец и волов найти не может без попущения Божия. Убо хотя и немощен еси, должен дерзати, толикого имея Царя, Который все удобно и чрез тебе может делать.

Православное исповедание. Две части имеет cие славословие. Во-первых, подобно тому, как призывание (т.е. «Отче наш…»), дает наперед удостоверение, что несомненно получим то, о чем просим, потому что просим от Отца нашего,— и славословие cиe удостоверяет, что получим то, о чем молились, потому что весь мир Отца нашего есть, и Он над ним царствует, и всякое создание Ему покорствует. Его есть сила и слава, которой ничто противиться не может, ни на небесах, ни на земле. Почему Он силен сотворить все, о чем молили мы Его с верою и надеждою; и не ради другого чего, а ради присносущной славы Своей, как показывают слова: слава во веки. Вторую часть славословия составляет одно слово: «Аминь». Сим и умоляем, да будет так все, о чем помолились с верою и надеждою, и свидетельствуем удостоверение, что несомненно будет нам все, о чем молились по воле Господа, как говорит Апостол: и cиe есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли его, послушает нас: и аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него (1 Ин. 5:14-15).

Пространный Катихизис. Cиe славословие присоединено к молитве Господней, во-первых, для того, чтобы мы, прося себе от Отца небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых для того, чтобы мыслью о Его вечном царстве, силе и славе более и более утверждались в надежде, что Он даруете нам просимое потому, что cие в Его власти и относится к Его славе. Слово же: «Аминь», означающее: «истинно» или «да будет», прилагается к славословию в показание того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков, да просим с верою, ничтоже сомняся (Иак. 1:6).

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. Истолкование молитвы Господней словами Святых отцов. М., 1908

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

10 Responses

  1. Уважаемый Роман. Если знаете, объясните, почему данное славословие не читаетеся мирянами, а только священниками.
    Всех поздравляю с Праздником Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца!

    1. С Праздником! “Православное Исповедание” как раз утверждает:

      В случае же отсутствия Священника не погрешит и мирянин, если во время частного молитвословия произнесет оные (слова), подобно как и другие слова Евангелия.

      1. Спаси Господи! Жаль, что это не пояснено в современном молитвослове для мирян.

      2. Не знал данного пояснения, потому был в неведении и смущении Проясните по поводу “Православного Исповедания”. Простите за нерадение.

        1. Не знаю, что тут пояснить.См. “Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”, Часть вторая, ответ на вопрос 28

  2. Уважаемый Роман, у меня предложение – свести все эти отдельные статьи в один раздел с “кнопкой” “Толкования”.
    И вопрос – не планировали ли Вы разместить на своем сайте Евангелие дня? А если бы еще оно сопровождалось толкованием нескольких Святых отцов!

    1. Я обязательно сведу, Бог даст. Осталась последняя часть!
      Евангелие дня – возлагает на нас очень большую ответственность. Это надо взвесить.

      1. Можно было бы отключить в разделе “Евангелие дня” возможность комментариев посетителей…

        1. Это разумно. А нужны ли толкования Святых отцов? Боюсь, что делать из них краткие выборки – это значит искажать смысл Писания. А полное толкование – это слишком неподъемная работа.

    2. Я считаю толкование необходимым. Но Вы правы, несколько Святых отцов сразу – а кто вместит?
      Но если, например, начать с толкования блаженного Феофилакта? Там текста немного, подтекста хватит любому. А через год св.Феофана Затворника читать, потом Аверкия Таушева…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.