- О молитве Господней вообще.
- Призывание
- Семь прошений. Да святится имя Твоеи
- Да приидет царствие Твое,
- Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли,
- Хлеб наш насущный даждь нам днесь,
- Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим,
- И не введи нас во искушение,
- Но избави нас от лукавого,
- Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь
- Заключительные мысли.
св. Феофан Затворник
Славословие «Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь»
св. Златоуст. Напоминанием о враге,- в словах: избави нас от лукавого,- сделавши нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех. Яко Твое есть,- говорит Спаситель,- царство и сила и слава. Итак, если Его царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто с Ним не разделяет власти. Ибо когда Спаситель сказал: Твое есть царство, то показывает, что и оный враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется, по попущению Божию. Ибо и он из числа рабов, хотя и осужденных и отверженных, посему не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю: ни на одного из рабов? даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока сам Спаситель не повелел, ни на стада овец и волов (Иовлевых), доколе не получил свыше власти и силы. Итак, хотя бы ты был и весьма немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славная дела.- Словом: «и слава», показывается, что сей Царь не только освобождает тебя от угрожающих тебе зол, но еще может делать тебя и славным и знаменитым; ибо как сила Его велика, так и слава Его неизреченна, и все сие беспредельно и бесконечно. Видишь ли, как Спаситель отовсюду укрепляет и ободряет подвижника?
Он же. В конце молитвы Он выразил царство и силу и славу Божию, сказав: яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Этого, говорит, я прошу у Тебя потому, что знаю, что Ты Царь всего, имеешь вечную державу, можешь сделать все, чего ни захочешь, и обладаешь неотъемлемою славою.
блж. Феофилакт. Здесь ободряет нас: ибо если Отец наш есть Царь славный и сильный, то при твердой вере мы, без сомнения, победим лукавого и в последствии прославимся, т.е. когда Он будете воздавать всем по делом.
Симеон Солунский. Мы немощны. Сам Ты, Отче, избавь нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. И кто посмеете напасть и оскорбить тех, над которыми царствуешь, Ты Владыко и Господи, и над Ангелами господствующий? И кто противостанет силе Твоей?— Никто. Ибо Ты как всех создал, так и хранишь всех. Или кто против славы Твоей постоит или дерзнет умалить ее, все концы объемлющую? Ибо ею исполнены небеса и земля; и она была присуща Тебе прежде бытия небес и Ангелов. Ты один присносущ и вечен, и слава Твоя, Отца и Сына и Святаго Духа, равно как и царство, и сила, во веки. Аминь. То есть — истинно, исповедуемо, всенесомненно Ты Царь и сильный, и преславный во веки.
св. Кирилл Иерусалимский. По совершении молитвы говоришь: «Аминь»; словом «Аминь», которое значит: «да будет», запечатлевая изреченное в богопреданной молитве.
Святитель Тихон. Яко Твое есть царство… Сие слово есть заключение молитвы Господней, которым означается упование и дерзновение к Милосердному Небесному Отцу. Ты царствуеши над всеми, Которого власти вся повинуются. Ты сильнейший паче всех, противу Которого никто не может стояти; отсюду имени Твоему слава будет, что мы, бедные грешники, получим просимое от Тебе. И так от сердца возблагодарим Тебя, и зде, а паче в будущей жизни, прославим имя Твое со избранными Твоими. Дерзновение,— говорит святой Иоанн Златоуст, — нам подает и восставляет нас, поминая о Царе, Которому мы подчинены, и показует Его от всех сильнейшего, глаголя, говоря: «яко Твое есть царство», и прочее. Убо, аще Его есть царство, никого не подобает боятися, понеже никто не может противу Его стояти и власти Его противитися. Егда глаголет: Твое есть царство, — показует, что и противник наш Ему подчинен, хотя и противится, попущением Божиим. Ибо и он от числа рабов есть, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерзнет ни на кого нападати, аще прежде не приимет позволения свыше, и не токмо ни на какого человека, но ниже на свиней, овец и волов найти не может без попущения Божия. Убо хотя и немощен еси, должен дерзати, толикого имея Царя, Который все удобно и чрез тебе может делать.
Православное исповедание. Две части имеет cие славословие. Во-первых, подобно тому, как призывание (т.е. «Отче наш…»), дает наперед удостоверение, что несомненно получим то, о чем просим, потому что просим от Отца нашего,— и славословие cиe удостоверяет, что получим то, о чем молились, потому что весь мир Отца нашего есть, и Он над ним царствует, и всякое создание Ему покорствует. Его есть сила и слава, которой ничто противиться не может, ни на небесах, ни на земле. Почему Он силен сотворить все, о чем молили мы Его с верою и надеждою; и не ради другого чего, а ради присносущной славы Своей, как показывают слова: слава во веки. Вторую часть славословия составляет одно слово: «Аминь». Сим и умоляем, да будет так все, о чем помолились с верою и надеждою, и свидетельствуем удостоверение, что несомненно будет нам все, о чем молились по воле Господа, как говорит Апостол: и cиe есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли его, послушает нас: и аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него (1 Ин. 5:14-15).
Пространный Катихизис. Cиe славословие присоединено к молитве Господней, во-первых, для того, чтобы мы, прося себе от Отца небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых для того, чтобы мыслью о Его вечном царстве, силе и славе более и более утверждались в надежде, что Он даруете нам просимое потому, что cие в Его власти и относится к Его славе. Слово же: «Аминь», означающее: «истинно» или «да будет», прилагается к славословию в показание того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков, да просим с верою, ничтоже сомняся (Иак. 1:6).
Публикуется по изд.:
св. Феофан Затворник. Истолкование молитвы Господней словами Святых отцов. М., 1908
10 Responses
Уважаемый Роман. Если знаете, объясните, почему данное славословие не читаетеся мирянами, а только священниками.
Всех поздравляю с Праздником Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца!
С Праздником! “Православное Исповедание” как раз утверждает:
Спаси Господи! Жаль, что это не пояснено в современном молитвослове для мирян.
Не знал данного пояснения, потому был в неведении и смущении Проясните по поводу “Православного Исповедания”. Простите за нерадение.
Не знаю, что тут пояснить.См. “Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”, Часть вторая, ответ на вопрос 28
Уважаемый Роман, у меня предложение – свести все эти отдельные статьи в один раздел с “кнопкой” “Толкования”.
И вопрос – не планировали ли Вы разместить на своем сайте Евангелие дня? А если бы еще оно сопровождалось толкованием нескольких Святых отцов!
Я обязательно сведу, Бог даст. Осталась последняя часть!
Евангелие дня – возлагает на нас очень большую ответственность. Это надо взвесить.
Можно было бы отключить в разделе “Евангелие дня” возможность комментариев посетителей…
Это разумно. А нужны ли толкования Святых отцов? Боюсь, что делать из них краткие выборки – это значит искажать смысл Писания. А полное толкование – это слишком неподъемная работа.
Я считаю толкование необходимым. Но Вы правы, несколько Святых отцов сразу – а кто вместит?
Но если, например, начать с толкования блаженного Феофилакта? Там текста немного, подтекста хватит любому. А через год св.Феофана Затворника читать, потом Аверкия Таушева…