Search

Юбилей старейшего модернистского издательства

В Москве начались торжества по поводу 90-летия подрывной работы издательства YMCA-Press против Православия. В частности, 16 ноября в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открылась конференция «YMCA-Press в истории русского книгоиздания за рубежом».
Юбилей старейшего модернистского издательства
Д. Струве – YMCA в XXI веке?

В Москве начались торжества по поводу 90-летия подрывной работы издательства YMCA-Press против Православия. В частности, 16 ноября в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открылась конференция «YMCA-Press в истории русского книгоиздания за рубежом».

Великое русское православное творчество озарило эмиграцию и просияло во всем мире, – так оценивает работу, свою и своих предшественников, нынешний руководитель YMCA-Press Н.А Струве. Даниил Струве сделал подробное сообщение о журнале Messager Orthodoxe («Православный вестник»), который был создан в 1958 г. его отцом Н.А. Струве.

С юбилеем модернистское издательство пришли поздравить о. Владимир Зелинский (Брешиа, Италия), о. Георгий Кочетков, Ольга Седакова и др. Известный антицерковный журналист С.С. Бычков назвал несколько имен, чье “творчество” находило отражение в «Вестнике РСХД»: это о. Александр Мень, о. Димитрий Дудко, Глеб Якунин, Аркадий Шатов (будущий епископ Смоленский Пантелеимон) и др.

В YMCA-Press публиковались все крупные “православные” модернисты своего времени: митр. Антоний (Храповицкий), о. Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, о. Александр Шмеман и т.д. Уже при нынешнем главе издательства – Н.А. Струве – публикуется классика модернизма: о. Павел Флоренский и др. В 1991 г. в Москве было основано издательство «Русский путь», которое продолжило дело YMCA-Press.

YMCA возникла в Англии в середине XIX века и тогда же получила широкое распространение в США, играя роль буферной организации, через которую революционные идеи проникали в молодежные кружки. В конце XIX века создается WSCF, целью которой было связать кружки YMCA с различными церковными организациями. В этом деле главным действующим лицом являлся Джон Мотт.

Следует указать, что если на первом этапе своего существования эти организации оказывали разлагающее влияние преимущественно на протестантские конфессии, то в конце XIX – начале XX века в поле их опеки попадают Православная, а также Римская церковь. Латинская церковь под руководством папы Пия X, известного своим осуждением модернизма, запрещает вступать в кружки YMCA.

Джон Мотт дважды приезжал в Россию до революции: в 1899 и 1909 гг., где он читал лекции, основывал кружки. Эта деятельность находилась, к счастью, под строгим контролем государственной и церковной власти и в общем можно сказать, что широкого проникновения YMCA в православные круги не было до февраля 1917 г. Хотя YMCA, как и другие братские организации, активно готовились к революциям 1917 г., в частности, занимаясь пропагандой в русских воинских частях во Франции.

После февраля 1917 г. перед YMCA открылось широкое поле для работы, причем эта деятельность получила официальный государственный статус. Мотт, например, находится в это время в России в составе особой дипломатической миссии США. Представители YMCA занимали важные посты в Лиге Наций, в международных организациях помощи беженцам и военнопленным.

После большевистской революции YMCA действовала по обе стороны фронта: в Советской России – осуществляя посредничество между большевиками и западными правительственными кругами, а в Белом движении – разлагая его. Политическая деятельность YMCA была, насколько можно судить, лишь средством для того, чтобы оказать решающее влияние на умы в масонском духе. Приход к власти большевиков был в этом смысле выгоден YMCA, поскольку гонимая Церковь становилась более уязвимой для проникновения в нее чуждых элементов; ради чего и были созданы: Русское студенческое христианское движение (РСХД) и Христианский студенческий союз молодежи (ХСМЛ). В 1921 г. учреждается издательство YMCA-PRESS.

В эмиграции поворотным пунктом является 1922 г., когда, по инициативе секретаря РСХД А. Никитина и Л. Липеровского, удалось устроить совещание Джона Мотта и русских религиозных деятелей (в частности, Карташева и Зеньковского) по вопросу о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания Мотт выделил на Православный богословский институт в Париже 8000 ам. долларов, чего оказалось вполне достаточно. Поддерживала YMCA и Религиозно-философскую академию Бердяева и его противоцерковный журнал “Путь”.

В первой половине двадцатых годов деятельность YMCA становится поистине всеобъемлющей: в Советской России она поддерживает обновленческий раскол, организуя для него высшую церковную школу. Помимо этого массированная пропаганда велась в это время среди русской колонии на Дальнем Востоке, в Болгарии. В поле зрения YMCA была русская епархия в Северной Америке, возглавляемая митр. Платоном.

Русские правые круги указывали на крайнюю опасность такого проникновения в дела и внутреннюю жизнь Православной Церкви и молодежных русских кружков. На Всезаграничном соборе 1921 г. YMCA признана “явно масонским учреждением”. Большую помощь оказала непримиримая позиция Болгарской Православной Церкви, которая в 1924 г. осудила YMCA и запретила православным всякое сотрудничество с ней.

В 2011 г. митр. Иларион (Алфеев) объявил о своем выходе из числа членов редколлегии издания. В качестве оснований для такого демарша митр. Иларион приводит яростную антицерковную полемику этих изданий и в особенности Messager Orthodoxe. По словам митр. Илариона, начиная с 2005 г., в изданиях, руководимых Струве, публикуются неосновательные обвинения в адрес Русской Православной Церкви, в частности, в связи с передачей Русской Церкви Свято-Николаевского собора в Ницце.

С использованием материалов “Благовест-инфо”

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.