Записка об отношении к обновленчеству

Для памяти православному христианину Мемориальная записка об отношении к обновленчеству. ок. 1924 г.

Для памяти православному христианину

Мемориальная записка об отношении к обновленчеству. ок. 1924 г.

1) Живоцерковники, именующие себя обновленцами, отпали от Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, составили из себя самочинное общество, назвав его Церковью; произвели церковный раскол, своими лжеучениями исказили и извратили основные истины Христианской веры и Православной Христовой Церкви, чем и внесли смуту в сознание верующих. Поэтому они по справедливости должны быть причтены к еретикам.

Спаситель повелевает не сообщаться с такими людьми: Если брат твой и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17).

Апостол Павел учит: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3:10).

2) Они захватили в свои руки самочинно церковную власть, перехватив ее от митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского], которому временно передал эту власть Патриарх Тихон. Точные сведения о захвате живоцерковниками церковной власти содержатся в послании митрополита Ярославского Агафангела от 5(17) июня 1922 г. за № 214 и в послании самого Патриарха Тихона, в котором он со всей силой утверждает, что он от Патриаршества не отказывался и власти не передавал ни епископу Антонину [Грановскому], ни тем протоиереям и К0, которые стали во главе т. н. “церковной революции”. Как насилием вставшие во главе церковного управления, они подлежат извержению из клира церковного, а миряне — отлучению. Апостольское 31-е правило говорит: Аще который пресвитер… отдельно собрания творити будет, да будет извержен, яко любоначальный, ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного.

3) Они извращают основные истины веры и Церкви. На первом своем учредительном собрании в 1922 г. живоцерковники сняли отлучение от Церкви с еретика Льва Толстого, который в своих писаниях отвергал Божество Спасителя, за что и был отлучен от Церкви Св. Синодом. Снятием с него отлучения они показали свое согласие с его учением и признание его ереси и, таким образом, сами подпали тому же отлучению от Церкви. Вскоре потом они поспешили обнародовать свою собственную программу церковных реформ в своем журнале “Живая Церковь” (№ 10). Программа эта носит явно еретический характер.

Они не признают или сомневаются в Божестве Иисуса Христа, обещая дать в своей догматике нарочитое развитое учение о человеческой природе Христа Спасителя (см. программу реформ догматических).

Отрицают богодухновенность Священного Писания Ветхого и Нового Завета, считая его плодом “древнееврейского понятия о Боге” (п. 2).

Отрицают библейское сказание о сотворении мира и человека, считая их продуктом естественных сил природы (пп. 3, 4).

Скрывают истинное учение о крестной смерти Спасителя, как искупительной жертвы за грехи людей (п. 5).

Отрицают существенное значение Церкви, как сокровищницы благодатных даров Святого Духа, в таинствах своих очищающей человека от грехов, освящающей его и спасающей, оставляя Ей служение только земным интересам, водворению на земле среди людей правды Божией (п. 6). Отрицают будущую загробную жизнь, считая страшный суд, рай и ад созданием воображения человека, понятиями нравственными.

Отрицают личное спасение подвигами целомудрия, удалением от греховного мира и т. д., считая учение о личном спасении “монашеским учением”.

Митр. Палладий: Записка об отношении к обновленчеству
Обновленческий “митрополит” Александр Введенский. Фото Маргарет Бурк-Уайт для журнала Life. Июнь 1941 г.

На богослужение и каноны церковные программа смотрит самым легкомысленным взглядом. Здесь, по их мнению, можно кое-что оставить, многое изменить и многое совсем выбросить.

Когда появилась эта возмутительная программа, верующие отшатнулись в испуге от живоцерковников, ибо сделан был адский подкоп на самое святое, самое дорогое верующему сердцу. Поняв свою ошибку, что так поспешно они открыли все свои карты, живоцерковники забили отбой, уверяя в своих воззваниях и проповедях в своем правоверии и отказываясь от своей программы.

Для доказательства своего правоверия они стараются совершать богослужение по уставному чину и стремятся войти в сношение с пастырями и членами истинной Православной Церкви. Будьте осторожны! Не давайте себя в обман их лукавству и лицемерию. Смотрите на их дела, на позорные их деяния, на захват храмов Божиих, по изгнании из них достойных пастырей и проч.

4) Захватив в свои руки церковную власть, они устанавливают пресвитерское церковное управление, ибо епископ является у них только председателем коллегии по управлению епархией при многих других членах из пресвитеров, диаконов и мирян и пользуется одним голосом, наравне с прочими членами, каковой голос теряет свою силу в большинстве голосов пресвитеров и других членов.

Такой строй церковного управления есть протестантский, а не православно-канонический, ведущий свое начало от Христа и апостолов.

Христос власть в Церкви передал апостолам, апостолы передали преемникам-епископам, которым дали свои права управления Церковью, рукоположения, священнослужителей и проч. (Тит. 1:5; 1 Тим. 5:17-23). Апостольское правило 39 повелевает: Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их. Так управлялась Православная Церковь епископами, как преемниками апостолов, в течение двух тысяч лет, и никто не имеет права отнять у них той власти, которую они получили от Христа и апостолов.

5) Они составляют из своих единомышленников епархиальные съезды и Поместные Соборы, на которых выносят постановления, противные духу Христианской православной веры и канонам церковным. Таков именно был их Собор 1923 г. Что постановил важного для блага Церкви Божией этот Собор? Ничего. Напротив, он своими постановлениями разнуздал плотские вожделения священнослужителей и дал полную свободу их похотям, узаконив брачный епископат и разрешив, священникам и диаконам вступать во второй брак.

Собор этот забыл слова Спасителя о целомудрии для Царства Небесного (Мф. 19:12). Он не захотел припомнить и слов апостола Павла, что неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Он не придал значения словам того же Апостола, что он желал бы, чтобы все были целомудренны, как и он. Но кому же прежде всех заботиться об угождении Господу? Кому, главным образом, думать о Царствии Небесном, подражать примеру апостолов, как не тем, кто призван быть образом воздержания и покорности велениям Слова Божия и Святой Церкви?

Собор Вселенский VI узаконил безбрачный епископат, Апостольские правила и тот же VI Вселенский Собор запретили двоебрачие священникам и диаконам (см. апостольские правила 17 и 26; правила VI Вселенского Собора 3,6, 12, 13), а собор 1923 г., собор поместный, собор партийный (а потому вообще не имеющий значения и достоинства Собора), дерзает отменить постановления Вселенского Собора и выносит свои постановления, как раз противоположные постановлениям Вселенского Собора.

6) Отделившись от Единого Тела Церкви Христовой, впавши в среду по духу чуждую, живоцерковный епископат и вообще все священство утратили правильное преемство благодати и стали безблагодатными, а потому рукополагаемые их епископами епископы, священники и диаконы не получают благодати священства и остаются безблагодатными, а совершаемые ими таинства не имеют благодатной силы (см. 68-е Апостольское правило).

7) Не имея внутренней силы для борьбы с православными пастырями и преданными Православной Церкви верующими, они пускают в ход клевету, доносы и обвинения православных в контрреволюции, чем ставят в ложное и тяжелое положение пред Советской властью честных и покорных граждан республики. С такими людьми не может быть примирения, ибо какое общение может быть правды с ложью, мира со враждой, любви с ненавистью?

8) Не признаваемые за пастырей со стороны православных христиан, которые не допускают их к совершению богослужения в своих храмах, живоцерковники насильно врываются в православные храмы, захватывают их в свое распоряжение, изгоняют из них достойных пастырей, а на место их ставят своих единомышленников, изменников веры и Церкви Православной и разное церковное отребье… Таковые их деяния осуждены в истории Собором Гангрским (6-е правило), Антиохийским (5-е правило), строго запрещаются и постановлениями Советской власти (см.: “Еженедельник советской юстиции”. 6 июля 1923 г.).

9) Захватив в свои руки центральное и епархиальное управление, живоцерковники дали полную свободу своим вожделениям, диктаторски властвуют над клиром, услаждают свою плоть яствами и питиями, женятся незаконным браком и хватают себе награды, кто сколько хочет. А между тем невежество среди них все растет и растет. Какие у них ставятся непросвещенные епископы, невежественные священники и диаконы, — и говорить нечего…

Достаточно заявить кому-нибудь, что он признает живоцерковников, и он немедленно будет поставлен у церковного дела. При таком составе пастырей и еще легче распространяется неверие, к чему, в сущности, и стремятся обновленцы, прикрываясь церковными видами.

Нравственный долг каждого православного христианина сторониться во всем обновленчества — при всяком случае всегда разоблачать их ложь и обман.

Публикуется по изд.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994. С. 344-347

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Богословие иконы

Богословие иконы – направление модернистского богословия, возникшее под влиянием русского символизма нач. XX в.

Порядок

Порядок есть совершенное устроение всего сотворенного Богом, сохраняемое Промыслом Божиим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.