Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) – представитель “православного” модернизма, идеолог экуменизма.
Изучал психологию в Киевском университете. Основатель киевского Религиозно-философского общества.
Профессор Украинского народного университета.
Член первого всеукраинского съезда духовенства и мирян (1918 г.). Член Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, июнь 1918 г.
Член епископского совета. Член Украинского церковного собора (январь 1918 г.), товарищ председателя. Был избран в Соборную раду.
Кандидат в Киевские митрополиты от националистической украинской партии.
Министр исповеданий при марионеточном прогерманском правительстве гетмана Скоропадского (с мая по октябрь 1918 г.). Член кадетской партии в этом правительстве. Сторонник украинской церковной автономии. Вопреки Церкви, провел новый устав Духовной Академии. Заявлял на июльском Украинском соборе в Киеве: Правительство… не допустит угнетения национального течения в Церкви, веря, что именно в Православии национальное начало освящается и благословляется.
Согласно ген. А.И. Деникину: Министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью.
В 1920 г. покидает Россию. Участник заседаний русского Религиозно-философского общества в Югославии.
Участник исторической встречи в 1922 г. русских богословов-модернистов с Джоном Моттом, где обсуждался вопрос о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания Мотт выделил на Парижский богословский институт 8000 ам. долларов.
О.З. – один из учредителей Парижского богословского института. Преподает там в (1926-1962, история философии, психология, апологетика, история религий). С 1944 г. декан. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте.
В 1942 г. рукоположен митр. Евлогием в священный сан. С 1944 г. — протоиерей. С 1955 г. — протопресвитер. Помощник настоятеля Введенской церкви в Париже. В 1949-1952 гг. — благочинный приходов Парижского округа.
С 1936 г. — член епархиального совета, в 1953-1958 гг. — председатель.
Председатель Русского студенческого христианского движения – русское подразделение противоправославного молодежного движения YMCA – с 1923 по 1962 г. В 1925 г. вместе с другими богословами-модернистами принял участие в знаменитом Хоповском съезде РСХД в Сербии. В завершение съезда митр. Антоний (Храповицкий) благословляет о.З. оставаться бессменно председателем РСХД.
Принимает участие в собраниях молодежного модернистского движения Синдесмос.
Член редакционного комитета журнала “Путь”.
Один из авторов сборника “Православие в жизни” (1953 г.).
Член Братства Св. Софии, секретарь Братства.
Участник экуменического движения. Один из авторов сборника “Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании” (1933).
Принимал участие в конференции 1937 г. экуменического движения “Жизнь и деятельность” в Оксфорде. Член англикано-православного Содружества св. Албания и прп. Сергия.
Согласно архиеп. Серафиму (Соболеву), о.З был одним из самых влиятельных русских экуменистов:
В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными)… Будучи… вне православия, я все же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова.
Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников… Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы… Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви… Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь.
В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина (январь – февраль, 1935).
В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей – только по линии любви, то есть как приятельское общение.
О нем
архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
архиеп. Феофан Полтавский. Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 года об обществе YMCA
Основные труды
Психология детства (1924)
Религиозное движение среди русской молодежи за границей (1925)
Русские мыслители и Европа (1926)
Свобода и соборность (1927)
Факты и наблюдения (психология современной молодежи) (1927)
Дар свободы (1928)
О чуде (1928)
Преодоление платонизма и проблема софийной твари (1930)
О так называемом “Экуменическом вопросе” (1930)
О значении воображения в духовной жизни (1932)
Проблема красоты в миросозерцании Достоевского (1933)
Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью (1933) в сборнике “Христианское воссоединение”
Oecumenica (1934)
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934)
Зло в человеке (1938)
История русской философии (1948)
Вера и знание (1953)
Наша эпоха (1955)
На пороге зрелости (1955)
Апологетика (1957)
Н. В. Гоголь (1961)
Основы христианской философии в 2-х т. (1961-1964)
Источники
Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 3. Берлин: Слово, 1924
архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II. СС. 364-368
Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973
прот. Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995
Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000
9 Responses
А чем вам Зеньковский-то не угодил?У него великолепная История русской философии написана, где даётся прекрасная православная оценка тем, кто действительно являлся модернистом.
О. Зеньковский – типичный модернист, экуменист и либерал. Архиеп. Феофан Полтавский приводит, например, такие слова о. Зеньковского:
Таких цитат из о. Зеньковского можно привести сотни.
Тогда, предполагаю, и “История русской философии” не заслуживает доверия? Не подскажете ли аналогичный труд, которому можно доверять православному христианину?
Не заслуживает. Какого-то единого руководства я не знаю. Приходится черпать отдельные верные мысли из ряда книг. Я могу их перечислить, если надо.
Если не затруднит, перечислите, пожалуйста. Хотя, наверное, многие уже перечислены в обзорных статьях по “философам” на этом сайте?
Прошу простить за задержку. Я предлагаю начать с тщательного изучения “Диалектических и Философских Глав” св. Иоанна Дамаскина (Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1). Для усвоения этого руководства Вам понадобится изучить “Метафизику” Аристотеля. Затем я полагаю правильным перечитать “Точное изложение православной веры”. В этом Вам поможет очень важная книга: еп. Немезий Эмесский. О природе человека. М.:Канон+, ОИ “Реабилитация”,1998.
С другой стороны, хорошо бы ознакомиться с диалогом Платона “Софист”. Далее я могу посоветовать “Новые опыты о человеческом разумении” Лейбница и его же “Предисловие к изданию сочинения Мария Низолия” и “Об основных аксиомах познания”. Наконец, более близкие к нашему времени: работу Генриха Риккерта “Философия жизни”, Бохенского “Современная европейская философия” (нас в библиотеке есть оттуда глава о диамате).
Алексей, из того, что существуют разные чины присоединения к Православной Церкви, не следует, что с ней связаны еще не присоединившиеся к ней еретики и раскольники. Как раз напротив. Если бы было так, как учат экуменисты, то не нужны были бы и чины присоединения.
Алексей, поймите меня правильно. Вы высказываете неточные, неправославные суждения, и я не могу взять на себя ответственность за их обнародование. Что касается о. Кураева, то на Ваши недоумения относительно нашей статьи о нем уже даны ответы в комментариях, приведены цитаты. Невозможно опять начинать все сначала.
Вы напрасно упрекаете меня, что я “ставлю любое самое небольшое прегрешение на один уровень с великими ересями”. До мелочей мы никогда не доберемся, я уверен. Сегодня модернистами отвергаются основные догматы Христианства. Осветить даже эти грубейшие нарушения – не хватает никакого времени.
Наконец, самое главное: православным человеком и верным сыном Православной Церкви может быть только тот, кто исповедует с верой в точности всё Православное вероучение.
на фото посмотрите…и почитайте биографию