Search

о. Зеньковский Василий Васильевич

(1881-1962) представитель "православного" модернизма, психолог, богослов.

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) – представитель “православного” модернизма, идеолог экуменизма.

Зеньковский Василий Васильевич

Изучал психологию в Киевском университете. Основатель киевского Религиозно-философского общества.

Профессор Украинского народного университета.

Член первого всеукраинского съезда духовенства и мирян (1918 г.). Член Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, июнь 1918 г.

Член епископского совета. Член Украинского церковного собора (январь 1918 г.), товарищ председателя. Был избран в Соборную раду.

Кандидат в Киевские митрополиты от националистической украинской партии.

Министр исповеданий при марионеточном прогерманском правительстве гетмана Скоропадского (с мая по октябрь 1918 г.). Член кадетской партии в этом правительстве. Сторонник украинской церковной автономии. Вопреки Церкви, провел новый устав Духовной Академии. Заявлял на июльском Украинском соборе в Киеве: Правительство… не допустит угнетения национального течения в Церкви, веря, что именно в Православии национальное начало освящается и благословляется.

Согласно ген. А.И. Деникину: Министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью.

В 1920 г. покидает Россию. Участник заседаний русского Религиозно-философского общества в Югославии.

Участник исторической встречи в 1922 г. русских богословов-модернистов с Джоном Моттом, где обсуждался вопрос о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания Мотт выделил на Парижский богословский институт 8000 ам. долларов.

О.З. – один из учредителей Парижского богословского института. Преподает там в (1926-1962, история философии, психология, апологетика, история религий). С 1944 г. декан. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте.

В 1942 г. рукоположен митр. Евлогием в священный сан. С 1944 г. — протоиерей. С 1955 г. — протопресвитер. Помощник настоятеля Введенской церкви в Париже. В 1949-1952 гг. — благочинный приходов Парижского округа.

С 1936 г. — член епархиального совета, в 1953-1958 гг. — председатель.

Председатель Русского студенческого христианского движения – русское подразделение противоправославного молодежного движения YMCA – с 1923 по 1962 г. В 1925 г. вместе с другими богословами-модернистами принял участие в знаменитом Хоповском съезде РСХД в Сербии. В завершение съезда митр. Антоний (Храповицкий) благословляет о.З. оставаться бессменно председателем РСХД.

Принимает участие в собраниях молодежного модернистского движения Синдесмос.

Член редакционного комитета журнала “Путь”.

Один из авторов сборника “Православие в жизни” (1953 г.).

Член Братства Св. Софии, секретарь Братства.

Участник экуменического движения. Один из авторов сборника “Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании” (1933).

Принимал участие в конференции 1937 г. экуменического движения “Жизнь и деятельность” в Оксфорде. Член англикано-православного Содружества св. Албания и прп. Сергия.

Согласно архиеп. Серафиму (Соболеву), о.З был одним из самых влиятельных русских экуменистов:

В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными)… Будучи… вне православия, я все же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова.

Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников… Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы… Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви… Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь.

В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина (январь – февраль, 1935).

В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей – только по линии любви, то есть как приятельское общение.

О нем

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

архиеп. Феофан Полтавский. Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 года об обществе YMCA

Основные труды

Психология детства (1924)

Религиозное движение среди русской молодежи за границей (1925)

Русские мыслители и Европа (1926)

Свобода и соборность (1927)

Факты и наблюдения (психология современной молодежи) (1927)

Дар свободы (1928)

О чуде (1928)

Преодоление платонизма и проблема софийной твари (1930)

О так называемом “Экуменическом вопросе” (1930)

О значении воображения в духовной жизни (1932)

Проблема красоты в миросозерцании Достоевского (1933)

Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью (1933) в сборнике “Христианское воссоединение”

Oecumenica (1934)

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934)

Зло в человеке (1938)

История русской философии (1948)

Вера и знание (1953)

Наша эпоха (1955)

На пороге зрелости (1955)

Апологетика (1957)

Н. В. Гоголь (1961)

Основы христианской философии в 2-х т. (1961-1964)

Источники

Википедия

Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 3. Берлин: Слово, 1924

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II. СС. 364-368

Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973

прот. Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995

Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Можно ли христианину быть социалистом

От такого равенства и от такой свободы сохрани, Господи! Так равны мертвые на кладбище, камни на стене, так свободны лошади на конском заводе. Между тем, социалисты много говорят о том, что люди должны быть равными и свободными.

По разделам

9 Responses

  1. А чем вам Зеньковский-то не угодил?У него великолепная История русской философии написана, где даётся прекрасная православная оценка тем, кто действительно являлся модернистом.

    1. О. Зеньковский – типичный модернист, экуменист и либерал. Архиеп. Феофан Полтавский приводит, например, такие слова о. Зеньковского:

      “Надо навсегда разбить, забыть, отвыкнуть от той горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными).- Будучи среди инославных, вне Православия, я все же ощутил себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно шире и объемлющее, чем мы обыкновенно думаем. И в самом деле, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющее поле Христово; кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников. А что же все те, кто призывает Его имя и живут Им и для Него? Неужели мы должны отвергнуть их только потому, что они служат Ему иначе, чем мы.- Теперь я убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещей своими именами, для Церкви. И если другие спасаются на лодочках, то мы, стоящие на корабле, разве не обязаны принять их к себе, обнять их своею любовью; разве недостаточно для этого одной любви Христовой и нужны какие-то еще “канаты”, формальные регистрации и т. д. Нет. Церковь Христова шире нашего суженного понимания ее, она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы их вера и их любовь не проявлялась” .

      Таких цитат из о. Зеньковского можно привести сотни.

      1. Тогда, предполагаю, и “История русской философии” не заслуживает доверия? Не подскажете ли аналогичный труд, которому можно доверять православному христианину?

        1. Не заслуживает. Какого-то единого руководства я не знаю. Приходится черпать отдельные верные мысли из ряда книг. Я могу их перечислить, если надо.

          1. Если не затруднит, перечислите, пожалуйста. Хотя, наверное, многие уже перечислены в обзорных статьях по “философам” на этом сайте?

          2. Прошу простить за задержку. Я предлагаю начать с тщательного изучения “Диалектических и Философских Глав” св. Иоанна Дамаскина (Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1). Для усвоения этого руководства Вам понадобится изучить “Метафизику” Аристотеля. Затем я полагаю правильным перечитать “Точное изложение православной веры”. В этом Вам поможет очень важная книга: еп. Немезий Эмесский. О природе человека. М.:Канон+, ОИ “Реабилитация”,1998.
            С другой стороны, хорошо бы ознакомиться с диалогом Платона “Софист”. Далее я могу посоветовать “Новые опыты о человеческом разумении” Лейбница и его же “Предисловие к изданию сочинения Мария Низолия” и “Об основных аксиомах познания”. Наконец, более близкие к нашему времени: работу Генриха Риккерта “Философия жизни”, Бохенского “Современная европейская философия” (нас в библиотеке есть оттуда глава о диамате).

  2. Алексей, из того, что существуют разные чины присоединения к Православной Церкви, не следует, что с ней связаны еще не присоединившиеся к ней еретики и раскольники. Как раз напротив. Если бы было так, как учат экуменисты, то не нужны были бы и чины присоединения.

  3. Алексей, поймите меня правильно. Вы высказываете неточные, неправославные суждения, и я не могу взять на себя ответственность за их обнародование. Что касается о. Кураева, то на Ваши недоумения относительно нашей статьи о нем уже даны ответы в комментариях, приведены цитаты. Невозможно опять начинать все сначала.
    Вы напрасно упрекаете меня, что я “ставлю любое самое небольшое прегрешение на один уровень с великими ересями”. До мелочей мы никогда не доберемся, я уверен. Сегодня модернистами отвергаются основные догматы Христианства. Осветить даже эти грубейшие нарушения – не хватает никакого времени.
    Наконец, самое главное: православным человеком и верным сыном Православной Церкви может быть только тот, кто исповедует с верой в точности всё Православное вероучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.