о. Зеньковский Василий Васильевич

(1881-1962) представитель "православного" модернизма, психолог, богослов.

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) – представитель “православного” модернизма, идеолог экуменизма.

Зеньковский Василий Васильевич

Изучал психологию в Киевском университете. Основатель киевского Религиозно-философского общества.

Профессор Украинского народного университета.

Член первого всеукраинского съезда духовенства и мирян (1918 г.). Член Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, июнь 1918 г.

Член епископского совета. Член Украинского церковного собора (январь 1918 г.), товарищ председателя. Был избран в Соборную раду.

Кандидат в Киевские митрополиты от националистической украинской партии.

Министр исповеданий при марионеточном прогерманском правительстве гетмана Скоропадского (с мая по октябрь 1918 г.). Член кадетской партии в этом правительстве. Сторонник украинской церковной автономии. Вопреки Церкви, провел новый устав Духовной Академии. Заявлял на июльском Украинском соборе в Киеве: Правительство… не допустит угнетения национального течения в Церкви, веря, что именно в Православии национальное начало освящается и благословляется.

Согласно ген. А.И. Деникину: Министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью.

В 1920 г. покидает Россию. Участник заседаний русского Религиозно-философского общества в Югославии.

Участник исторической встречи в 1922 г. русских богословов-модернистов с Джоном Моттом, где обсуждался вопрос о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания Мотт выделил на Парижский богословский институт 8000 ам. долларов.

О.З. – один из учредителей Парижского богословского института. Преподает там в (1926-1962, история философии, психология, апологетика, история религий). С 1944 г. декан. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте.

В 1942 г. рукоположен митр. Евлогием в священный сан. С 1944 г. — протоиерей. С 1955 г. — протопресвитер. Помощник настоятеля Введенской церкви в Париже. В 1949-1952 гг. — благочинный приходов Парижского округа.

С 1936 г. — член епархиального совета, в 1953-1958 гг. — председатель.

Председатель Русского студенческого христианского движения – русское подразделение противоправославного молодежного движения YMCA – с 1923 по 1962 г. В 1925 г. вместе с другими богословами-модернистами принял участие в знаменитом Хоповском съезде РСХД в Сербии. В завершение съезда митр. Антоний (Храповицкий) благословляет о.З. оставаться бессменно председателем РСХД.

Принимает участие в собраниях молодежного модернистского движения Синдесмос.

Член редакционного комитета журнала “Путь”.

Один из авторов сборника “Православие в жизни” (1953 г.).

Член Братства Св. Софии, секретарь Братства.

Участник экуменического движения. Один из авторов сборника “Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании” (1933).

Принимал участие в конференции 1937 г. экуменического движения “Жизнь и деятельность” в Оксфорде. Член англикано-православного Содружества св. Албания и прп. Сергия.

Согласно архиеп. Серафиму (Соболеву), о.З был одним из самых влиятельных русских экуменистов:

В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными)… Будучи… вне православия, я все же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова.

Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников… Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы… Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви… Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь.

В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина (январь – февраль, 1935).

В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей – только по линии любви, то есть как приятельское общение.

О нем

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

архиеп. Феофан Полтавский. Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 года об обществе YMCA

Основные труды

Психология детства (1924)

Религиозное движение среди русской молодежи за границей (1925)

Русские мыслители и Европа (1926)

Свобода и соборность (1927)

Факты и наблюдения (психология современной молодежи) (1927)

Дар свободы (1928)

О чуде (1928)

Преодоление платонизма и проблема софийной твари (1930)

О так называемом “Экуменическом вопросе” (1930)

О значении воображения в духовной жизни (1932)

Проблема красоты в миросозерцании Достоевского (1933)

Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью (1933) в сборнике “Христианское воссоединение”

Oecumenica (1934)

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934)

Зло в человеке (1938)

История русской философии (1948)

Вера и знание (1953)

Наша эпоха (1955)

На пороге зрелости (1955)

Апологетика (1957)

Н. В. Гоголь (1961)

Основы христианской философии в 2-х т. (1961-1964)

Источники

Википедия

Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 3. Берлин: Слово, 1924

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II. СС. 364-368

Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973

прот. Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995

Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

“Дорогой Алексей Ильич…”

Вся Ваша жизнь, дорогой Алексей Ильич, служит для нас примером служения Богу, преданности Православной Церкви, образцом всецелой отдачи себя делу евангельской проповеди.

Взрывы и убийства в Норвегии дело рук масона

Андерс Беринг Брейвик, устроивший взрыв в Осло и расстрел на острове Утёйя, – член масонской ложи в Осло, сообщает британская газета Daily Mail и публикует фотографию Беринга в масонском облачении.

9 Responses

  1. А чем вам Зеньковский-то не угодил?У него великолепная История русской философии написана, где даётся прекрасная православная оценка тем, кто действительно являлся модернистом.

    1. О. Зеньковский – типичный модернист, экуменист и либерал. Архиеп. Феофан Полтавский приводит, например, такие слова о. Зеньковского:

      “Надо навсегда разбить, забыть, отвыкнуть от той горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными).- Будучи среди инославных, вне Православия, я все же ощутил себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно шире и объемлющее, чем мы обыкновенно думаем. И в самом деле, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющее поле Христово; кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников. А что же все те, кто призывает Его имя и живут Им и для Него? Неужели мы должны отвергнуть их только потому, что они служат Ему иначе, чем мы.- Теперь я убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещей своими именами, для Церкви. И если другие спасаются на лодочках, то мы, стоящие на корабле, разве не обязаны принять их к себе, обнять их своею любовью; разве недостаточно для этого одной любви Христовой и нужны какие-то еще “канаты”, формальные регистрации и т. д. Нет. Церковь Христова шире нашего суженного понимания ее, она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы их вера и их любовь не проявлялась” .

      Таких цитат из о. Зеньковского можно привести сотни.

      1. Тогда, предполагаю, и “История русской философии” не заслуживает доверия? Не подскажете ли аналогичный труд, которому можно доверять православному христианину?

        1. Не заслуживает. Какого-то единого руководства я не знаю. Приходится черпать отдельные верные мысли из ряда книг. Я могу их перечислить, если надо.

          1. Если не затруднит, перечислите, пожалуйста. Хотя, наверное, многие уже перечислены в обзорных статьях по “философам” на этом сайте?

          2. Прошу простить за задержку. Я предлагаю начать с тщательного изучения “Диалектических и Философских Глав” св. Иоанна Дамаскина (Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1). Для усвоения этого руководства Вам понадобится изучить “Метафизику” Аристотеля. Затем я полагаю правильным перечитать “Точное изложение православной веры”. В этом Вам поможет очень важная книга: еп. Немезий Эмесский. О природе человека. М.:Канон+, ОИ “Реабилитация”,1998.
            С другой стороны, хорошо бы ознакомиться с диалогом Платона “Софист”. Далее я могу посоветовать “Новые опыты о человеческом разумении” Лейбница и его же “Предисловие к изданию сочинения Мария Низолия” и “Об основных аксиомах познания”. Наконец, более близкие к нашему времени: работу Генриха Риккерта “Философия жизни”, Бохенского “Современная европейская философия” (нас в библиотеке есть оттуда глава о диамате).

  2. Алексей, из того, что существуют разные чины присоединения к Православной Церкви, не следует, что с ней связаны еще не присоединившиеся к ней еретики и раскольники. Как раз напротив. Если бы было так, как учат экуменисты, то не нужны были бы и чины присоединения.

  3. Алексей, поймите меня правильно. Вы высказываете неточные, неправославные суждения, и я не могу взять на себя ответственность за их обнародование. Что касается о. Кураева, то на Ваши недоумения относительно нашей статьи о нем уже даны ответы в комментариях, приведены цитаты. Невозможно опять начинать все сначала.
    Вы напрасно упрекаете меня, что я “ставлю любое самое небольшое прегрешение на один уровень с великими ересями”. До мелочей мы никогда не доберемся, я уверен. Сегодня модернистами отвергаются основные догматы Христианства. Осветить даже эти грубейшие нарушения – не хватает никакого времени.
    Наконец, самое главное: православным человеком и верным сыном Православной Церкви может быть только тот, кто исповедует с верой в точности всё Православное вероучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.