Жизненная философия, и чем она опасна

В Христианстве принцип пользы производит разрушения.

На вопросы нашего читателя я дважды ответил:

Чтобы подвести итог разговору, вот мой заключительный ответ Юрию.


Жизненная философия

Уважаемый читатель, из Ваших замечаний я вижу, что наш разговор зашел в тупик. Он уперся в вашу философию, которая есть обобщение вашего жизненного опыта, а это не сулит ничего хорошего ни вам, ни тем, кто будет с вами беседовать.

Такая жизненная философия – случай не редкий. Обычно человек приобретает ее в быту, чаще всего совершенно бессознательно.

Он может считать свою философию чистой практикой: «Я вам не Спиноза какой-нибудь». Или, как вы, – считать ее логикой, и даже христианской апологетикой. Но она во всяком случае делает такого человека иммунным к доказательствам, что мы и замечаем на вашем примере.

Истина

Например, я говорю об Истине в прямом смысле. Такая Истина одна во всем, на всех и во все времена. Вы мне возражаете:

Правдой для живой системы является не то, что соответствует фактам, а то, что позволяет сохранить себя.

Идеология

Или, другой пример. Я говорю, что идеология есть ложь, способ не видеть некоторые области реальности. Вы мне возражаете:

Правдивой информацией является не то, что верно, а то, что полезно системе.

Идеология нужна народам для объединения людей на основе унификации их идеалов, ценностей и целей.

Я и не говорю ничего о пользе или вреде идеологий. Замечу только, что обычно люди считают зрение более полезным для себя, чем слепоту.

Возможно, идеология иногда бывает полезна. Идеология несомненно и неизменно вредна, вредна в самой своей полезности. Но мы говорим не о пользе, а об Истине, и, как христиане, не можем рассуждать иначе.

Можно было бы порассуждать об этой бытовой магии «пользы», и о том, как она отменяет всякое знание, всякую науку, кроме массовой. Но лучше я приведу слова современника Пушкина латиниста Кронеберга.

Польза по Кронебергу

Кронеберг
Иван Яковлевич Кронеберг.

Кронеберг писал в 1835 году:

Проповедники пользы ожидают от науки какой-нибудь для себя пользы, и отвергают все, что не соединено с очевидною выгодою. Наука должна им служить для обработывания полей, для усовершенствования промышленности, для поправления испорченных соков и т.п. Геометрия, по их мнению, прекрасная наука не потому, что она в очевидной своей ясности есть самое объективное выражение ума, но потому, что она учит межевать поля и строить домы и кое-что другое…

А философия к чему годна? Она не учит ни хлебы печь, ни промышлять. Обязанности свои мы и без нее знаем и исполняем, потому что есть законы и гражданские и уголовные судилища, кроме полиции. А греческий и латинский язык на что? Теперь никто по-гречески и по-латыни не говорит, а новейшие литературы уже давно опередили греков и римлян; к тому же и все их сочинения переведены на новейшие языки. Занятия совершенно бесполезные! Трата времени! учись, и ограничивай свое учение полезным. Не теряй из виду пользы…

Пользы! — Что такое польза? — И полезна ли сия прославляемая польза?— Постановив началом пользу (они разумеют материальную)! можно ли ожидать прогрессивного стремления и обработывания наук по идеям? Начало пользы ведет не к свету, а погружает в сумрак полузнания, и производит застой наук и литературы…

Польза! Польза! Какую пользу приносит эта польза? – Это проповедывание пользы разрушает все, что основывается на идеях, истребляет все стремление к великому, высокому, благородному и подавляет всю энергию нации. Полезное смешивают с нужным; одно понятие поставляют на место другого, как будто легче определить нужное, нежели полезное, и доходят до смешных результатов: что изобретатель винокурения выше изобретателя системы мира, разведение испанских овец несравненно важнее рассадника наук, а писарь волостного правления почтеннее Гомера; что греческий и латинский языки не нужны и т.п. Это исторический факт. Так рассуждали немцы в то время, когда господствовало у них das Nützlichkeitsprinzip (Утилитарный принцип Иеремии Бентама. – В.Р.), вследствие которого детям предлагали пряничную азбуку, и прилежным отдавали ее на съедение, соединяя таким образом полезное с приятным.

И. Кронеберг. О изучении словесности // Журнал МНПр. ‒ 1835. ‒ Часть VIII. C. 253–289.

Я со своей стороны полагаю, что христианам тем более не нужна «пряничная наука», как и «пряничная религия». В Христианстве тот же принцип пользы производит перемены гораздо более разрушительные, чем в науках. История православного модернизма свидетельствует о том со всей очевидностью.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

День национального единства с Израилем

“Нескучный сад” по-своему отмечает праздник национального единства: произраильской статьей Юрия Когана. Среди прочих сказочек встречаем и такую: За много десятков лет Израиль выработал политику настоящей религиозной толерантности, это действительно мультикультурная

Б. Гребенщиков как последователь New Age

1. Является ли Гребенщиков Б.Б. православным человеком? Нет.
2. Является ли Гребенщиков Б.Б. по своим религиозно-философским взглядам экуменистом и последователем движения New Age? Да.

4 Responses

  1. “Правдивой информацией является не то, что верно, а то, что полезно системе”.
    За такие слова Христиане разрывают с авторами таких слов.
    Боже мой, какая мерзость.
    Мерзкое восстание на Самого Бога. Дьявольские слова.

  2. Вот сюда надо этому товарищу подастся, у них там все полезно, что в рот пролезло…
    “Новый глава Германской Епископской конференции РКЦ епископ Лимбургский Георг Батцинг в своем Пасхальном интервью призывал изменить учение Церкви о гомосексуализме, сообщает издание «Католицький оглядач».

    По мнению Батцинга, «с одной стороны Церковь заявляет, что этих людей нужно встретить с уважением, но при этом каждый сексуальный акт рассматривается как свидетельство неупорядоченной сексуальной жизни. Это то, что многие люди уже не хотят и не могут понять».

    Епископ РКЦ в Германии предположил, что Церковь не может ни на кого воздействовать, так как «люди все-таки сами решают, как им жить».

    На вопрос журналиста, «можем ли мы сказать им, что их отношения находятся под благословением Бога?», Батцинг ответил, что «мы можем прийти к этому утверждению во время Синодального пути. Это было бы признаком того, что общественность видит мостик между Церковью и обществом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.