Search

Жизненная философия, и чем она опасна

В Христианстве принцип пользы производит разрушения.

На вопросы нашего читателя я дважды ответил:

Чтобы подвести итог разговору, вот мой заключительный ответ Юрию.


Жизненная философия

Уважаемый читатель, из Ваших замечаний я вижу, что наш разговор зашел в тупик. Он уперся в вашу философию, которая есть обобщение вашего жизненного опыта, а это не сулит ничего хорошего ни вам, ни тем, кто будет с вами беседовать.

Такая жизненная философия – случай не редкий. Обычно человек приобретает ее в быту, чаще всего совершенно бессознательно.

Он может считать свою философию чистой практикой: «Я вам не Спиноза какой-нибудь». Или, как вы, – считать ее логикой, и даже христианской апологетикой. Но она во всяком случае делает такого человека иммунным к доказательствам, что мы и замечаем на вашем примере.

Истина

Например, я говорю об Истине в прямом смысле. Такая Истина одна во всем, на всех и во все времена. Вы мне возражаете:

Правдой для живой системы является не то, что соответствует фактам, а то, что позволяет сохранить себя.

Идеология

Или, другой пример. Я говорю, что идеология есть ложь, способ не видеть некоторые области реальности. Вы мне возражаете:

Правдивой информацией является не то, что верно, а то, что полезно системе.

Идеология нужна народам для объединения людей на основе унификации их идеалов, ценностей и целей.

Я и не говорю ничего о пользе или вреде идеологий. Замечу только, что обычно люди считают зрение более полезным для себя, чем слепоту.

Возможно, идеология иногда бывает полезна. Идеология несомненно и неизменно вредна, вредна в самой своей полезности. Но мы говорим не о пользе, а об Истине, и, как христиане, не можем рассуждать иначе.

Можно было бы порассуждать об этой бытовой магии «пользы», и о том, как она отменяет всякое знание, всякую науку, кроме массовой. Но лучше я приведу слова современника Пушкина латиниста Кронеберга.

Польза по Кронебергу

Кронеберг
Иван Яковлевич Кронеберг.

Кронеберг писал в 1835 году:

Проповедники пользы ожидают от науки какой-нибудь для себя пользы, и отвергают все, что не соединено с очевидною выгодою. Наука должна им служить для обработывания полей, для усовершенствования промышленности, для поправления испорченных соков и т.п. Геометрия, по их мнению, прекрасная наука не потому, что она в очевидной своей ясности есть самое объективное выражение ума, но потому, что она учит межевать поля и строить домы и кое-что другое…

А философия к чему годна? Она не учит ни хлебы печь, ни промышлять. Обязанности свои мы и без нее знаем и исполняем, потому что есть законы и гражданские и уголовные судилища, кроме полиции. А греческий и латинский язык на что? Теперь никто по-гречески и по-латыни не говорит, а новейшие литературы уже давно опередили греков и римлян; к тому же и все их сочинения переведены на новейшие языки. Занятия совершенно бесполезные! Трата времени! учись, и ограничивай свое учение полезным. Не теряй из виду пользы…

Пользы! — Что такое польза? — И полезна ли сия прославляемая польза?— Постановив началом пользу (они разумеют материальную)! можно ли ожидать прогрессивного стремления и обработывания наук по идеям? Начало пользы ведет не к свету, а погружает в сумрак полузнания, и производит застой наук и литературы…

Польза! Польза! Какую пользу приносит эта польза? – Это проповедывание пользы разрушает все, что основывается на идеях, истребляет все стремление к великому, высокому, благородному и подавляет всю энергию нации. Полезное смешивают с нужным; одно понятие поставляют на место другого, как будто легче определить нужное, нежели полезное, и доходят до смешных результатов: что изобретатель винокурения выше изобретателя системы мира, разведение испанских овец несравненно важнее рассадника наук, а писарь волостного правления почтеннее Гомера; что греческий и латинский языки не нужны и т.п. Это исторический факт. Так рассуждали немцы в то время, когда господствовало у них das Nützlichkeitsprinzip (Утилитарный принцип Иеремии Бентама. – В.Р.), вследствие которого детям предлагали пряничную азбуку, и прилежным отдавали ее на съедение, соединяя таким образом полезное с приятным.

И. Кронеберг. О изучении словесности // Журнал МНПр. ‒ 1835. ‒ Часть VIII. C. 253–289.

Я со своей стороны полагаю, что христианам тем более не нужна «пряничная наука», как и «пряничная религия». В Христианстве тот же принцип пользы производит перемены гораздо более разрушительные, чем в науках. История православного модернизма свидетельствует о том со всей очевидностью.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

4 Responses

  1. “Правдивой информацией является не то, что верно, а то, что полезно системе”.
    За такие слова Христиане разрывают с авторами таких слов.
    Боже мой, какая мерзость.
    Мерзкое восстание на Самого Бога. Дьявольские слова.

  2. Вот сюда надо этому товарищу подастся, у них там все полезно, что в рот пролезло…
    “Новый глава Германской Епископской конференции РКЦ епископ Лимбургский Георг Батцинг в своем Пасхальном интервью призывал изменить учение Церкви о гомосексуализме, сообщает издание «Католицький оглядач».

    По мнению Батцинга, «с одной стороны Церковь заявляет, что этих людей нужно встретить с уважением, но при этом каждый сексуальный акт рассматривается как свидетельство неупорядоченной сексуальной жизни. Это то, что многие люди уже не хотят и не могут понять».

    Епископ РКЦ в Германии предположил, что Церковь не может ни на кого воздействовать, так как «люди все-таки сами решают, как им жить».

    На вопрос журналиста, «можем ли мы сказать им, что их отношения находятся под благословением Бога?», Батцинг ответил, что «мы можем прийти к этому утверждению во время Синодального пути. Это было бы признаком того, что общественность видит мостик между Церковью и обществом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.