Search

Журнал «Фома» и Гарри Поттер

Сатомский, Тераудс, Диденко о Гарри Поттере и о политике.

В преддверии 31 декабря 2022 года журнал «Фома», рассказывающий о православии-лайт, выпустил видео «Священники о ГАРРИ ПОТТЕРЕ (Сатомский, Тераудс, Диденко) / Подкаст Райсовет».

Журнал «Фома» и Гарри Поттер

На протяжении полутора часов священники Русской Православной Церкви обсуждают книги о волшебниках и сравнивают их с Евангелием. Уместно ли говорить о Христе в подобной форме и что содержат книги «Гарри Поттер», выясним по ходу испытаний, к которым призван каждый христианин: “Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4:1).

Какую картину мира предлагают книги «Гарри Поттер» своему читателю (6+)? В сухом остатке мы увидим: дети с помощью тайных организаций изымаются из реального мира и посвящаются в знания, доступные лишь избранным, то есть людям со сверхспособностями. После посвящения избранные становятся волшебниками, а таких, как мы, называют маглами. От английского слова «mug» – простофиля, дурак. Волшебников, родившихся от маглов, по-арийски клеймят «грязнокровками».

Занятия волшебников в «Гарри Поттере» напоминают изучение оккультных наук.

Чтобы убедиться, что персонажи «Гарри Поттер» занимаются именно оккультизмом, следует изучить их предметы в Хогварсте (школа чародейства и магии): ворожба (привораживание, заговор), заклинания, зельеварение, хиромантия, астрология, изучение древних рун, нумерология, гадания на кофейной гуще, по хрустальному шару, картам таро, внутренностям животных. Перечисленные практики входили и входят в арсенал настоящих магов и ведьм.

Еще одним доказательством оккультизма в книгах «Гарри Поттер» является список обязательных вещей для поступления в Хогвартс: черные мантии, остроконечная шляпа, котел, стеклянные флаконы, весы, книга заклинаний, книга магических растений и грибов. Из домашних животных предлагается выбрать сову, кошку или жабу. Превращения одних существ в другие также не чуждо Хогвартсу: этот предмет называется трансфигурация и преподается деканом факультета, которая превращается в кошку.

В книгах «Гарри Поттер» есть и реальные оккультисты. В первой части «Философский камень» описывается французский алхимик XIV века Николас Фламель, который искал способы создания эликсира жизни и философского камня. Этот поиск предполагает связь с падшими духами и служение идеям, ведущим душу в погибель.

Журнал «Фома» и Гарри Поттер
Николя Фламель. Приятное, располагающее к себе лицо.

Алхимией пропитана вся серия книг о волшебниках, начиная с цветовой гаммы факультетов Хогвартса, соотносящихся с природными стихиями, заканчивая именами главных героев. Автор книг Джоан Роулинг пишет на своем сайте:

Что касается моих двух персонажей, я назвала их алхимическими цветами, чтобы передать их противоположную, но взаимодополняющую природу: красный означает страсть (про Хагрида), белый — для аскетизма (Дамблдор).

Кто-то может возразить, что совпадения с реальным оккультизмом и алхимией в книгах никак не влияют на читающего и использованы в качестве антуража. Святые Отцы считают иначе:

Скажи: как возможно позволить тебе чтение всякой книги, когда каждая, читаемая тобою книга, ведет тебя куда хочет, – убеждает соглашаться на все, на что нужно ей твое согласие, отвергать все, что ей нужно, чтоб ты отвергал? Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порицающих это святое учение, – понятий, усвоенных чтением книг еретических! Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих.

святитель Игнатий Брянчанинов

Давайте посмотрим какие последствия от чтения книг «Гарри Поттер» появились у православных священников.

Иерей Иоанн (Янис) Тераудс: «Прочитал все 7 книг за полтора месяца и не мог оторваться, я спать не мог по ночам, потому что читал до 4 часов ночи» (на 14:10). Далее он рассказывает о том, как проникся миром магии от Джоан Роулинг, погружался во множество смыслов, просыпался утром и продолжал жить на страницах книги, а также изучал лекции по интерпретации произведения (15:11).

В свою очередь иерей Александр Сатомский говорит, что каждый год, начиная с сентября, читает своим детям по книге (9:00), и сожалеет, что не получается делать это каждый вечер.

Иерей Димитрий Диденко идет дальше и переносит мир «Гарри Поттера» в нашу реальность: «Гимназия, в которой я работаю директором, ее называют иногда православным хогвартсом. Но я знаю многих людей, которых это раздражает. Они говорят почему наши дети должны читать и слушать про колдовство, про каких-то ведьм и эту всю чертовщину. Понимаю таких людей, но мое мнение, что «Гарри Поттер» – евангелие 20 века (11:27)» Затем утверждает, что Гарри Поттер – образ Христа (17:24).

Иерей Тераудс добавляет, что речь идет «не о поклонении Гарри Поттеру, как Христу», а о сравнении его со святыми по принципу христоподобия (18:39).

Получается св. Игнатий был прав: безразборчивое чтение может вызвать искаженное понимание христианства, противоречащее учению Церкви. Ведь что общего может быть у Бога с чародеем? У света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6:14-16). Из Откровения апостола Иоанна нам известно, что чародеи ни в каком виде не могут быть подобными Христу, и участь их одна: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21:8)».

Отцы Церкви также не видят никаких сходств между любящими Христа и чародеями:

  • Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время положенное для убийцы, с распределением сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе (Василий Великий, 65 правило).
  • Ученики бесов — все чародеи, и волхвы, и наблюдающие за полетом птиц, и ставящие участь человека в зависимость от рождения под влиянием той или другой звезды, которые по подобию змия, вливают в души человеческие яд своей злобы (Преподобный Максим Грек).

Далее священники заводят речь якобы о присутствии Бога в «Гарри Поттере».

Иерей Димитрий Диденко размышляет, что если бы Бог заметно присутствовал в Гарри Поттере, то это выглядело бы слишком пошло для такой хорошей литературы. Потому что так делают в православной, где «все слишком просто, кондово, беспардонно» (36:52). Что имелось в виду под православной литературой, автор фразы умалчивает, но соглашается с ведущим, что писатель Клайв Льюис хоть и англиканин, но очень даже православный (37:20).

И чтобы довести свою мысль до апогея о. Димитрий заявляет, что Иисус Христос – это неявное присутствие Бога в Евангелии (38:32). Стоит ли приводить из Евангелия десятки имен, свойств и действий Христа, которые присущи только Богу? А также прямые речи апостолов и даже иудеев, называющих Христа Богом? Или это будет слишком пошло и беспардонно для апологетов «Гарри Поттера»?

После сравнений Божественного Откровения с оккультной книжкой и осквернения Христа подобием чародею факт обмена оккультными предметами между православными священниками прямо в студии так называемого православного журнала уже не покажется чем-то странным (7:26). Но без «десерта» нас решили не отпускать.

На 1:07:55 иерей Иоанн Тераудс сравнивает директора школы чародейства Дамблдора с образом Отца Небесного. Безначальный и Всеблагой Отец, чье царство, сила и слава на небесах и на земле, становится в устах священников главным учителем волшебства и магии.

После таких слов возникают два вопроса:

  1. Как по мнению редакции журнала «Фомы» богохульство способствует рассказу о Православии?
  2. Почему священники РПЦ допускают подобные высказывания?

Ответ на второй вопрос возможно содержится в самом отношении данных священников к магии. Самое угрожающее, что про нее сказано, звучит на 25:30 минуте от иерея Александра Сатомского: «Магия – это паразит религиозного». С ним молча соглашаются другие участники видео и закрепляют у многотысячной аудитории мнение, что магия – это не смертоносное оружие дьявола, а всего лишь паразит в духовной жизни человека, с которым можно прожить всю жизнь и умереть по другой причине. Но со времен Ветхого Завета Господь предупреждает о любых связях с волшебниками (Втор. 18:10-12. Лев. 19:31).

Также причиной легкомысленного отношения ко злу возможно является желание пастырей быть «современными» и говорить с аудиторией на ее языке. Иерей Иоанн Тераудс:

Современный мир не воспринимает Евангелие, оно кажется ему вычурно-религиозным, а здесь (Гарри Поттер) поколение детей, воспитанных на евангельских идеалах, но не через призму Евангелия, а через вот эту альтернативную историю» (18:10).

Напомним о. Иоанну, насколько было сильно слово Господне даже среди чародеев, которые не то, что не интересовались Евангельской проповедью, а были лютыми врагами Господа: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм (Деян. 19:8)»

Напоследок стоит отметить, что в программе с ерническим названием «Райсовет» выступают не малограмотные христиане или современные западные пастыри, а православные настоятели храмов, ведущие просветительскую и педагогическую деятельность как с детьми, так и с будущими священниками. Объединяет их и примирительное отношение к злу политическому.

Иерей Александр Сатомский – глава издательского совета, член богословской комиссии Ярославской епархии, преподаватель на кафедре теологии Ярославского педагогического университета и Ярославской духовной семинарии. Постоянный автор сайта «Православие и мир», выступающий там со стенаниями по поводу спецоперации России на Украине.

Иерей Иоанн Тераудс – проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии и руководитель молодежного отдела Ярославской епархии. Год назад выступил против спецоперации, подписав вместе с другими предателями «Обращение священнослужителей Русской Православной Церкви с призывом к примирению и прекращению войны».

Иерей Димитрий Диденко – преподаватель Московской Духовной Академии и директор гимназии при Варницком монастыре. В 2019 году выступил в поддержку политических беспорядков, подписав «Открытое письмо священников в защиту заключенных по “московскому делу”».

А вы доверили бы им своих детей, родных и близких?

Н. Гаранчук

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Ранович Абрам Борисович

псевдоним Рабиновича, Абрама Борисовича (1885-1948) – советский пропагандист атеизма. Активный деятель Союза воинствующих безбожников.

По разделам

8 Responses

  1. Как горько это всё! Сотни тысяч детей России отравлены этим ядом, Миллионы взрослых уже не могут из него вырваться сами собою, а они хвалят. Увы, но это просто предательство. Люди ждут слова спасающего, а они говорят слово вкладывающее в душу прелесть. Духовный яд. Люди хвалят мухоморы и поганки, привыкнув к их наименованию, только, очевидно не понимают и не осознают до конца, что люди умирают навсегда самой настоящей смертью. Дети, взрослые, жены – у которых больше не будет жизни, всё – конец. Разве это похоже на врача, из малых доз яда творящего лекарства? – Увы, нет. Горюю и вижу наркомана, по какой-то причине работающего врачом, к нему попал в руки лёгкий наркотик, и он с весельем и плясками подсадил на них своих друзей. Бежать надо от таких, ведь без потом кончится тяжёлыми… И в себе часто вижу это поганую поросль, но я слава Богу не врач, а самый настоящий больной. Но и как же горько видеть воина, имеющего меч, и стоящего без дела; когда рядом от его бездействия и глупости умирают дети, юноши и девы, отцы и матери. Деды скорбят и плачут от того какому злу научились их дети. Но, как обычно, выход только один, и начинается с того, чтобы полностью искоренить это зло в себе.

    “Райсовет”. Да актеры честнее. Вы меня простите, но как же хочется чтоб по всей земле зазвучала обличающая труба православных христиан, и на словах и на деле обличающая, и оттого исцеляющая! А поступать так, как вышеописанные…нет. Спаси нас от этого Бог!

    1. Обличающая труба прозвучит с раскрытием семи печатей)

      А так разделяю ваши переживания. Но унывать не стоит. Чье-то дело нападать и разрушать, чье-то защищать и строить. С Богом.

  2. Гарри Поттер, прежде всего, — это литература плохого качества, как писал покойный Гарольд Блум, rubbish only good for the dustbin.

    И противоядие от него (да и от любого другого “произведения”, столь же малоценного и вторичного), как мне думается, лежит именно в области воспитания художественного вкуса.

    1. Христианин не должен размышлять о том, съедобны ли отбросы масскульта.
      А размышлять приходится вот о чем:
      1. Как произошло, что священники обсуждают это. Когда и как случилась катастрофа.
      2. Почему это не запрещается Церковным Начальством.
      3. И, наконец, главный вопрос: почему Христиане долго и мучительно отвечают на первые два вопроса, вместо того чтобы носить в душе бесстрастный и точный ответ.

      1. Согласен. Об этом должны рассуждать педагоги-филологи, но не как христиане, а как учителя словесности, которым важно противопоставить классическое образование — массовому и искусство — массовой культуре. И это нужно делать, потому как некоторыми учителями в современной школе, даже имеющими регалии, поднимается вопрос чуть ли не о возможности включить эти отбросы в школьную программу, чтобы “заинтересовать детей чтением”.

        Для христиан, тем более священников, таких вопросов для обсуждения просто не должно существовать как совершенно праздных. Много чести.

  3. Священник Иерей Иоанн (Янис) Тераудс: “… а также изучал лекции по интерпретации произведения (15:11)”. Т. е. изучал толкования на “Гарри Поттера”. Так этот товарищ явно не христианин , а какой-то, скорее, мистик, теолог – оккультист. Он явно в православие не по адресу пришел. Ему надо табличку на себе носить : “Поклонник мистики и магии”, чтобы его верующие сторонились.

  4. Иерей Иоанн Тераудс: “Современный мир не воспринимает Евангелие, оно кажется ему вычурно-религиозным, а здесь (Гарри Поттер) поколение детей, воспитанных на евангельских идеалах, но не через призму Евангелия, а через вот эту альтернативную” благую весть (18:10). Альтернативная благая весть, альтернативное евангелие, параллельная церковь, “аналоги” и альтернативные “пути спасения” – это уже какая-то “жесть”. Сергиане им и в подметки не годятся.

    1. Альтернативная благая весть подразумевает альтернативного христа. Т.е. антихриста. На наших глазах рождается (скорее уже родилась и растет) антицерковь, все более открыто проповедующая антихриста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.