Еще, чуть не забыл, один важный момент – в отношении обвинений Аввакума в искаженном понимании догмата о Святой Троице («рядком сидят» и пр.). Долгое время, лично мне представлялось, что это по простоте он так писал. Мой тезка Кирилл Кожурин, однако, решительно выражается по поводу обвинений протопопа в неправоверии: «Это полный бред. Все подобные мнения были приписаны Аввакуму “обличителями раскола”». Кожурин ссылается на выводы авторитетных исследователей, которые доказали подложность т.н. догматических писем протопопа…
Закончил писать статью, задумался. Удивительное дело: те, кого столько времени шельмовали, пробивают себе дорогу, несмотря ни на что: памятник и поклонный крест в с. Григорово, на малой родине протопопа, часовня в Боровске на месте гибели боярыни Морозовой, многосерийный фильм Н. Досталя «Раскол», и вот, наконец, книга о протопопе Аввакуме в серии «ЖЗЛ»… В какой-то момент своего серьезного недомогания я внутренне воззвал: «Отче Аввакуме, мати Феодосия, аще стяжали благодать у Господа, помогите мне, зело недугующему телом». Как будто стало немного легче.
Знамение времени: протопоп Аввакум в числе замечательных людей. Игумен Кирилл (Сахаров) о книге Кирилла Кожурина, посвященной видному деятелю старообрядчества // Русская народная линия. 18.09.2012
Для справки:
Чтобы опровергнуть обличение в ереси объявленного «святым» Аввакума, современные раскольники говорят, что эти послания «подложные», а в «наивных подлогах» обвиняют святителя Димитрия Ростовского.
О Святой Троице. В своих посланиях к Игнатию Аввакум писал: «Веруй трисущную Троицу… Несекомую секи по равенству, не бойся, едино существо на три существа тожде и естества… Комуждо особное седение, Отцу и Сыну, и Духу Святому, не спрятався седят три Царя небесные. Христос сидит на особном престоле, равно соцарствуя Святей Троице».
Святитель Димитрий, обличая новую ересь, пишет: «Се уже стала у раскольников не Троица, но четверица: Отец и Сын и Святый Дух, а четвертое лице Христос. Глаголет Аввакум, яко Бог Слово излия себе во утробу Девыя, не Себя самого, но силу существа своего естественную… Се злочестивый той учитель исповеданием вредоносной веры своей учит по подобию Нестория, будто бы не сам Сын Божий во утробе девической воплотился, но токмо силу и благодать свою в Ню излия… а Сам Сын Божий будто бы не поступил с небеси на землю. И так по его умствованию стало два Сына: един со Отцем на небеси, а другой во утробе девической воплотился, послан от того Сына, иже со Отцем на небеси. Где слышана таковая вера? Когда была в России таковая вера? Это ли старая вера? Несть ли то ересь пагубная, старой святой вере противная, Богу мерзкая, диаволу же радостна?»
Эти еретические взгляды Аввакума были отвергнуты большей частью старообрядческих толков и согласий, и, если верить словарю, в конце концов их отвергли сам Онуфрий и его ученик Ерофей Андреев. Принято считать, что аввакумовщина в виде особого толка до наших дней не дошла. Однако же следы ее, видимо, сохранились в некоторых беспоповских толках. Так, например, писатель и раскольник неизвестного толка В. Личутин на «круглом столе» в редакции газеты «Завтра» (1998, № 12) выступил в защиту ереси Аввакума и говорил, будто цитируя то спорное послание: Русь верила сердечно. И Троицу понимали как троих сидящих — Исус Христос, Бог (так в тексте) и Дух Святый — они сидят за бранным столом и вкушают яства… Все трое живых (так в тексте). Никонианская же церковь,- по словам Личутина,- отказалась объяснить народу каверзный вопрос с Троицей и заявила, что «надо просто понимать Троицу как живую, единосущую и несекомую и таким образом отобрали у народа самую сердцевину радостной веры. Так что мудрования Аввакумовы не забыты…
Наталья Михайлова. Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере» // Благодатный огонь. № 12
7 Responses
Чем единоверие отличается от унии?
Как по мне – ничем, для них все раскольники вт.ч. беспоповыцы остаются “своими” и “снятие клятв” в 70-е годы они воспринимают как возможность молиться за всех, кто в расколе
Единоверие отличается от унии как небо от земли, как Церковь от лже-церкви.
Уния: как бы православные, но католики
Единоверие: как бы православные но раскольника Аввакума почитают за святого.
В чем разница?
Единоверцы почитают только тех святых, которые прославлены в Церкви.
Лично видел на календаре РПСЦ “исповедника” Аввакума и “святителя” Амвросия Белокриницкого. РПСЦ – это не единоверцы?
Примерно такой: http://blackmonk.ru/calendar/7525/
Или такой:
http://img08.rl0.ru/c75c70ec602decef4b46e2472482aa58/c720x1013/hramnadkarnoj.ru/calend-2016-s.jpg
Или такой:
http://altaistarover.ru/images/kalendar/pravoslavnyj_kalendar_2017.jpg
См. ноябрь и декабрь.
Нет, это не единоверцы.
К сожалению, на днях это явление повторилось. На указанном ресурсе была перепечатана статья писателя Владимира Крупина “Братья староверы” из журнала Русский Дом. Ссылку не даю, найти легко. Автор статьи, совершенно очевидно, вопросом не владеет, а владеет способом сделать текст эмоциональным. Статья, на мой взгляд, носит совершенно неприемлемый для чада Церкви (а не раскольника) характер. Кроме того, неожиданно, наверное, что так пишет один из бывших редакторов журнала “Благодатный Огонь”, где есть целая подборка блестящих статей по расколу и раскольникам.