“Он будет канонизирован”
Митрополит (с 1943 г. – Патриарх) Сергий (Страгородский) может быть в будущем канонизирован — причислен к лику святых, заявил во вторник в интервью РИА Новости первый зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
Александр Щипков предлагает свою апологию сергианства:
На мой взгляд, Патриарх Сергий оказался тем звеном, которое соединяет воедино историю Церкви XX века, Церкви до- и послереволюционной. Ему удалось в невероятно сложных условиях сохранить апостольское преемство, на котором зиждется церковная традиция… Когда на всю Церковь оставалось всего-навсего три епископа, при этом большая часть епископата была уничтожена, остальные находились в лагерях и ждали своего печального конца, Патриарху Сергию выпала особая миссия — сохранить эту преемственность.
По мнению замглавы синодального отдела, тот факт, что после смерти Патриарха Сергия вышло большое количество критических работ в его адрес и его фигура “подверглась массированной атаке”, было обусловлено именно тем, что он “явился той самой спасительной, соединительной фигурой для Церкви”. “И все, что происходит вокруг его личности, — это попытка теперь уже задним числом все-таки “изъять” его из истории Русской церкви, образовать разрыв церковной истории”, — добавил собеседник агентства.
В этом, получается, повинны не только Новомученики, подвиг которых отрицал митр. Сергий и отрицают, как видим, его преемники. Виновны в попытке “изъять его из истории” и св. Виктор (Островидов), и новопрославленный святитель Серафим (Соболев).
“Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, что переживал патриарх Сергий. Но я глубоко убежден в том, что он будет канонизирован. Рано или поздно, не сегодня, так через 5, 10, 50 лет неизбежно произойдет осознание подлинных масштабов его личности и той колоссальной роли, которую он сыграл в истории Русской церкви”, — сказал Щипков.
Роль митр. Сергия в разрушении православного богословия действительно колоссальна: без него не было бы ни профессора Осипова, ни других адептов нравственного монизма. Только является ли это поводом для канонизации, или все-таки анафемы?
См. также
сщмч. Виктор Глазовский. Новые богословы
сщмч. Виктор Глазовский. Письмо к ближним. Декабрь 1927 г.
Второе письмо изгнанников с Ангары (Весна 1928 г.)
архиеп. Феофан Полтавский. О Декларации митр. Сергия Нижегородского (Письмо № 22)
Р.А. Вершилло. О сергианстве
Р.А. Вершилло. О Благом Судии
Добавить комментарий