Search

Архиеп. Василий (Кривошеин) как экуменист-филокатолик

Сведения об участии архиеп. Василия в экуменических контактах, богословском "диалоге" с католицизмом и его сослужении с католиками.

Сайт Богослов.ру публикует статью униатского “иеромонаха”о. Антония (Ламбрехтса) “Архиепископ Василий (Кривошеин) и его отношение к Католической Церкви”.

Архиеп. Василий (Кривошеин) как экуменист-филокатолик
архиеп. Василий Кривошеин и папа Иоанн-Павел II

В статье содержатся сведения об участии архиеп. Василия в экуменических контактах, богословском “диалоге” с католицизмом и его сослужении с католиками:

Начиная с 20-х годов архиеп. Василий на Афоне (!) знакомится с монахами Шеветоньского монастыря, часто посещавшими в те годы Святую гору с целью поближе позакомиться с православным укладом монашеской жизни и византийской литургией. Осенью 1927 года на Афоне побывал первый монах-шевтонец отец Теодор Бельпер, в феврале 1930 года произошла встреча монаха Василия с основателем Шеветоньского монастыря отцом Ламбером Бодуэном… Владыка Василий останется верным этой дружбе с Шеветоньским монастырем на протяжении всей своей жизни. Очевидно, он ценил в Шеветоньской общине царящий в ней дух доверия и чистосердечности по отношению к Православной Церкви, а также схожесть богословского и патристического понимания проблемы единства христиан: “Эти доклады вызвали среди них большой интерес, – пишет он своему брату. – Отрадно (и вместе с тем крайне грустно), что все эти “униаты” (по национальности они все западные – бельгийцы, французы и т.д.) относятся к Русской Православной Церкви (= Московской Патриархии) с большим сочувствием, пониманием и доброжелательством, чем многие наши эмигрантские выродки”…

Став епископом Русской Православной Церкви в Брюсселе, Владыка часто приезжал в Шеветонь и был участником практически всех “Недель экуменических исследований” – ежегодных богословских конференций, начатых проводиться монастырем во время Второй мировой войны по инициативе отца Климента Лялина. Эти конференции, имевшие характер богословских собеседований, всегда были проникнуты духом патристики и монашества. Участники, которые представляли разные христианские конфессии, открыто обсуждали там самые различные актуальные проблемы межхристианского диалога, и Владыка Василий, с присущей ему прямолинейностью, горячо вступал в дебаты.[13] Вечера всегда заканчивались служением вечерни по восточному обряду, на которой по сложившейся традиции Владыка читал предначинательный 103-й псалом.

Монахи Шеветоньского монастыря были, конечно же, не единственными католиками, которым доверял Владыка Василий. Без сомнения, его пребывание в Оксфорде и участие в проходивших там знаменитых патристических конгресах, а особенно назначение епископом в Брюссель, позволило ему “открыться” западным христианам и углубить свои контакты с отдельными католиками.

О. Антоний (Лампрехтс) сообщает, что во время патристических конгрессов в Оксфорде в 50-х – 60-х годах архиеп. Василий знакомится с виднейшим представителем католического модернизма Жаном Даниелу.

Ламбрехтс, Антоний. Архиепископ Василий (Кривошеин) и его отношение к Католической Церкви // Церковь и время. 2006. № 4 (37)

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

4 Responses

  1. Подскажите пожалуйста, не могу понять. Вот архиепископ Василий называется филокатоликом. Но в его работах критикуется католическое влияние которое, как я понял, отразилось в Катехизисе и др. символических книгах. Вопрос: если он филокатолик, зачем он тогда критикует католическое влияние?

  2. Обвинения Православной Церкви в том,что Она якобы находится в “католическом и лютеранском пленении” появились ещё в 19 веке в старообрядческом расколе. Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов, письмо 296(Избранные письма. Письма к мирянам).
    https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/pisma/4#4_296
    А здесь прекрасная статья отца Рафаила Карелина про якобы “латинское или католическое пленение”: О протестантизме, католичестве и «латинском пленении» http://karelin-r.ru/interview/224/1.html
    И ещё одна статья: Об опасности богословского реформаторства:
    http://karelin-r.ru/newstrs/42/1.html
    И здесь тоже в ответах на вопросы: http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3446/index.html
    И здесь: http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/2804/index.html

  3. Максим, спасибо большое за ответ. Обязательно изучу то что вы написали.

    К архиепископу Василию Кривошеину многие относятся с таким уважением, считая что его труды, это истина в последней инстанции. И что он действительно показал Святоотеческое богословие. И во многих современных учебниках Догматического богословия ссылаются на него. Не понятно, почему так доверяют ему?

    А что не нравилось Василию Кривошеину в Православном исповедании Петра Могилы и Послании Восточных Патриархов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.