Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский религиозный философ, публицист, представитель “нового религиозного сознания“.
Учился в Киевском университете св. Владимира (1894-1897). Участник студенческого марксистского кружка с 1893 г. (вместе с Луначарским и др.). Оказывал содействие “Союзу борьбы за освобождение рабочего класса”, за это арестован в 1898 г. В 1900 г. сослан в Вологду. Член партии социал-демократов.
С 1890-х гг. и на протяжении всей жизни находился под влиянием Ницше. Среди других влияний следует указать на В.С. Соловьева, К. Маркса, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Учился в Германии, вернулся в СПб в 1904 г. Участник сборника “Проблемы идеализма” (1902).
Приветствует революцию 1905 г.
С 1905 г. – редактор журнала “Вопросы жизни”. С 1907 г. – участник московского Религиозно-философского общества им. Владимира Соловьева, собраний на “башне” В.И. Иванова. Участник сборника “Вехи” (1909). С 1910 г. по 1918 г. – сотрудник московского издательства “Путь”.
С 1913 г. находился под церковным судом по обвинению в богохульстве за статью “Гасители духа”, содержащую нападки на Православную Церковь.
Приветствует Февральский переворот 1917 г.
При советской власти преподает в Вольной Академии Духовной Культуры (1918-1922). Участник Вольной философской ассоциации. Преподает философию в МГУ. Выслан из России в 1922 г.
С 26 ноября 1922 по 1940 гг. возглавляет Религиозно-философскую академию (Берлин – Париж). Член “Братства Св. Софии”. Редактор журнала “Путь” (1925-1940). Редактор издательства YMCA. Деятель РСХД до 1936 г. Один из основателей экуменического движения.
Бердяев Николай Александрович. Литература
Фанатизм Бердяева. Заметки
Бердяев является автором заметки “О фанатизме, ортодоксии и истине” (1937).
Революцию по Бердяеву изучат в Кремле
Чиновников Кремля обязали изучить труды представителя «нового религиозного сознания» Николая Бердяева.
Доминиканцы публикуют Н. Бердяева
Французское издательство доминиканского ордена Éditions du Cerf опубликовало сборник статей крупного модерниста Н.А. Бердяева: Pour un christianisme de création et de liberté (“К Христианству творчества и свободы”). Перевод на французский сделан Селин Маранже.
Источники
- Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000
- Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973
4 Responses
Добавьте в энциклопедию сведения по Бердяеву:
«Ад, как субъективная сфера, как погружение души в ее собственную тьму, есть имманентный результат греховного существования, а совсем не трансцендентное наказание за грех. Ад и есть невозможность перейти к трансцендентному, есть погруженность в имманентное».
Николай Бердяев “О назначении человека” ч.3
Или еще откровеннее:
«Невозможно примириться с тем, что Бог мог сотворить мир и человека, предвидя ад, что он мог предопределить ад из идеи справедливости, что он потерпит ад как особый круг дьявольского бытия наряду с Царством Божьим. С божественной точки зрения это означает неудачу творения. Ад объективированный, как особая сфера вечной жизни, совершенно нетерпим, немыслим и просто несоединим с верой в Бога. Бог, сознательно допускающий вечные адские муки, совсем не есть Бог, он скорее походит на дьявола.
Вера в Христа, в Христово Воскресение и есть вера в победимость ада. Вера же в вечный ад есть в конце концов неверие в силу Христа, вера в силу дьявола. Вне Христа трагическая антиномия свободы и необходимости неразрешима, и ад в силу свободы остается необходимым».
— Николай Бердяев «О последних вещах». Гл.2, Ад
http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_12.html
Можно и Кротова добавить, на сайте которого находится такая ересь.
Кротова можно было бы добавить, если бы он имел какое-то отношение к Православной Церкви. А так из него даже униат толком не вышел.
На мой взгляд, самая большая ересь Бердяева-Ungrund (идея “сверхбожества”, рождающего Пресвятую Троицу),очевидно, заимствованная им у Бёме.Возможна ли бОльшая хула на Бога?Арии,нестории, македонии и т. п. отдыхают…