Search

о. Шмеман Александр Дмитриевич

(1921-1983) русский богослов-модернист, участник экуменического движения. Основатель направления "православного" модернизма, известного под названием "литургического богословия".
о. Шмеман, Александр Дмитриевич

Шмеман Александр Дмитриевич (1921-1983) – русский богослов-модернист, участник экуменического движения. Основатель направления “православного” модернизма, известного под названием “литургического богословия”.

В 1928 г. покинул Эстонию и после краткого пребывания в Белграде поселился в 1929 г. в Париже. Получил среднее образование в русском кадетском корпусе в Версале (1930-1938), а затем во французском лицее Карно (окончил в 1939). Обучался в Сорбонне.

Был иподиаконом митр. Евлогия (Георгиевского). С 22 октября 1946 — диакон, с 20 ноября 1946 — священник, рукоположен архиеп. Владимиром (Тихоницким). В 1946 — 1951 гг. — помощник настоятеля церкви свв. Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала “Церковный вестник”. С 1951 г. — настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция). С 1951 г. находился в юрисдикции Северо-американской митрополии. Был членом митрополичьего совета (1964-1983). С 1953 г. — протоиерей, с 1970 г. — протопресвитер. Основатель (вместе с о. Иоанном Мейендорфом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Американской автокефальной Церкви (1970).

Шмеман Александр Дмитриевич. Образование

Окончил Парижский богословский институт (1945). Из профессоров Института был близок к архим. Киприану (Керну), с которым познакомился еще до поступления в Институт и в чей приход был назначен после рукоположения во священника в 1946 г., и к А.В. Карташеву, сделавшему его своим преемником в преподавании истории древней и Восточной Церкви. В 1945-1951 гг. — преподаватель церковной истории в Парижском богословском институте.

В 1951 г. по приглашению Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке переехал в США. С 1951 — доцент по кафедре церковной истории и литургики, с 1960 — профессор по кафедре литургического богословия этой семинарии, с 1962 по 1983 декан.

Участник модернистского сборника “Православие в жизни” (1953). В 1959 г. защитил в Парижском богословском институте докторскую диссертацию по теме: “Введение в литургическое богословие”. Почетный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне и колледжа Лафайет в Истоне. Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединенной духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке. В течение трех десятилетий вел религиозную программу на радио “Свобода”.

В 1963-1979 гг. – зам. председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД), в 1979-1983 – председатель РСХД. Один из основателей братства “Синдесмос” и первый его секретарь. Являлся членом экуменического Содружества преп. Сергия и св. Албания. Присутствовал на II Ватиканском соборе (1961-1965) в качестве официального наблюдателя. Участвовал в работе Всемирного совета церквей (молодежная комиссия, комиссия “Вера и церковное устройство”).

О нем

Основные труды

  • Исторический путь православия (1954)
  • La primauté de Pierre dans l’Eglise orthodoxe (1960)
  • Введение в литургическое богословие (1961)
  • For the life of the world (1963)
  • Eastern orthodoxy (1963)
  • Sacraments and orthodoxy (1965)
  • The world as sacrament (1965)
  • Introduction to liturgical theory (1966)
  • Report on the preliminary negotiations concerning the establishment in America of the Autocephalous Church (1969)
  • Great Lent (1969)
  • О Солженицыне (1970)
  • Знаменательная буря. Несколько мыслей об автокефалии, церковном предании и экклезиологии (1971)
  • Отклик на Письмо Всероссийскому Патриарху Пимену А. Солженицына (1972)
  • Confession and Communion. Report to the Holy Synod of Bishops of the Orthodox Church in America (1972)
  • Liturgy and life (1974)
  • Of water and the spirit. A liturgical study of baptism (1974)
  • Secularism and liturgy (1976)
  • Church, world, mission. Reflections on orthodoxy in the West (1979)
  • Евхаристия: Таинство Царства (1984)
  • Воскресные беседы (1989)
  • Sermons (1991-1994)
  • The journals of Father Alexander Schmemann, 1973-1983 (2000)
  • O Death, where is thy sting? (2003)
  • Беседы на Радио “Свобода” (2009)
  • Собрание статей 1947-1983 гг. (2009)

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

31 Responses

  1. “Посетители православной ярмарки смогут приобрести мед по сниженным ценам, а также бесплатно пообщаться со священником и получить консультацию православного психотерапевта. На ярмарке можно будет увидеть чудотворные иконы. Эта реклама звучит сегодня в московском метрополитене.
    Ничего ужаснее для Церкви быть не может. Это кощунство над Святыней, но теперь уже не самодуровское, а со стороны “миссионеров”- атеистов.
    Атеизм – это ведь не убеждение в том, что Бога нет, а бесстрашие перед Богом.
    И такой атеизм в полной мере присущ протопресвитеру Александру Шмеману. Он настаивал на том, что Святыни нет, что преклонение перед Святыней чуждо православной вере. Предметом его веры было существующее в его воображении “древнее христианство”, а не Христос Бог и Его Церковь.
    Вот как он пишет об этом. “Древние христиане: Христос здесь, потому что Он посреди нас. Нынешние христиане: Христос здесь, потому что Он на Престоле в Св. Тайнах!”. Это последнее заключение отвергается о. Шмеманом, подвергается резкой обструкции!
    И вот результат 25-летнего уничижения школьного Богословия, построенного на страхе Божием, уничижения, сделавшегося, благодаря Шмеману, Мейендорфу и Сурожскому, всеобщим. “На ярмарке вы увидите чудотворные иконы. На ярмарке вы сможете поговорить со священником. Бесплатно!”
    Ибо это – звенья одной цепи.
    И цепь, похоже, замкнулась. Рядом с медом, платками, деревянными ложками – “Евхаристия”, “За жизнь мира”, “Водою и духом”. Как ни ненавидел о. Александр “бабье благочестие”, платки и четки, а попал в их “калашный ряд”. Именно он, а не подвергнутые его дерзкому уничижению памятники Школьного – то есть единственно верного – Богословия. Ибо на “православной ярмарке” никто не найдет ни Послания о вере Восточных Патриархов, ни Исповедания Православной веры, ни даже Пространного Христианского Катехизиса в вопросном изложении.

  2. Вы не знаете, о чем вы говорите. “Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.” (Римлянам 14:4)

  3. Полностью одобряю статью о протопресвитере А.Шмемане. И сайт.
    Я еще делаю акцент на том, что он был просто одержим либеральной политической идеологией, под нее пытаясь подстроить Церковь.
    Ну и его ксенофобия по отношению ко всем Удерживающим. Оскорблял русских и Россию. Греков он вообще называл “раковой опухолью на теле православия”. “b народы хранили веру и потому были ему особенно ненавистны.
    А его последователи – настоящая тоталитарная секта.

    http://www.rusk.ru/st.php?idar=113384

  4. Хочется сказать просто и кратко: Шмеман жжет! Это просто что-то из ряда вон выходящее. Это даже хуже чем просто неудержимый либерализм. Это, как хорошо заметил о.Владимир, простой атеизм.
    Не говоря уже о его “непонимании” Великого поста (кушаю курочку и смотрю гандболл) и шестопсалмия на богослужении (выодил покурить), важно процетироватт его Дневник, в котором отражаются его истинные взгляды: “Я НЕНАВИЖУ ПРАВОСЛАВИЕ”!!!

    Нет больше слов…

  5. О.Владимир!
    Аплодируем Вашим словам о ярмарке и отсутствии там книг со “школьным” богословием. Это разумно: учебники по высшей математике никто не будет читать в качестве комиксов перед сном. Это будет просто неинтересно.

    Шмеманы и Афанасьевы появляются и уходят, а вот Православные богословы, о.Михаил Помазанский, св.Филарет Московский, св.Иоанн Дамаскин с их бессмертными трудами были есть и будут.. Хочешь-нехочешь, а Церковь консервативна, и она никогда не придаст своего учения, запечатленного в трудах гениальных и святых людей!

  6. Все правильно относительно о. Александра (Шмемана). Модернисты дружно и уверенно шагают по Европе, брезгливо зажимая нос при взгляде на Россию. Труды Шмемана, Мейендорфа и Сурожского достаточно громко пропагандируются и широко доступны в православной Польше. На них “вскармливают” семинаристов и молодежь. Все это уже дало свои плоды. И омытое кровью мученников Православие в Польше начинает претерпевать необратимые изменения под настойчивым приглаживанием современных модернистов, (например о.Генриха (Попроцкого), большого друга о.Георгия (Кочеткова)).

  7. “Атеизм – это ведь не убеждение в том, что Бога нет, а бесстрашие перед Богом”

    Вот не надо, пожалуйста, искажать смысл понятия. Бесстрашие перед Богом – это кощунство, но никак не атеизм

    1. А как быть с Апостолом, который говорит, что для язычников явно было, что Бог существует, но они отвергли Его и стали поклоняться идолам? Ведь атеизм всегда сопровождается верой в тех или иных идолов.

      1. А как быть с ап. Павлом, который хвалил греков за благочестие и поклонение “неведомому Богу”? Это ведь при том, что они были язычниками.

        1. Св. Иоанн Златоуст толкует это место из Деяний:

          “Ибо мы Им живем и движемся и существуем”. Как бы указывает на вещественный пример в таком роде: как невозможно не знать воздуха, который разлит по­всюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше, находится и в нас самих, так точно – и Творца всего. Смотри, как Павел приписывает Ему все – и промышление и сохра­нение, бытие, действие и продолжение всего. Не сказал: чрез Него, но, что означает большую близость: “Им”. Ничего подоб­ного не сказал тот поэт, который выразился: “мы Его и род”. Тот сказал о Юпитере, а он относит это к Творцу, разумея не то самое существо, которое тот (разумел), – да не будет! – но применяя к Нему то, что собственно сказано о дру­гом; равно как и жертвенник он приписал Ему, а не тому, которого они почитали. Говорилось и делалось нечто, относящееся к Нему, но эллины не знали, что это относится к Нему, а от­носили к другому. Скажи мне, о ком, собственно, можно было сказать: “неведомому Богу” – о Творце, или о демоне? Очевидно, что о Творце, хотя они не знали Его, а того знали.

          Это значит, собственно, то, что язычники знали Бога и, зная, отвергли Его. Апостол опровергает тем самым мысль язычников, что Апостол предлагал им новое учение. Нет, говорит он: я проповедую Того, Кого вы уже отвергли. В другом месте Апостол иначе доказывает эту же мысль:

          Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20).

  8. Наверное это как-то связано с моей усталостью, но я не помню этого момента

  9. Судя по голосованию, раньше у Шменана было больше российских почитателей. Сейчас их тоже немало, особенно в среде его либеральных последователей и модернистов. Судить его будет Бог, а я могу только пожалеть его заблудших поклонников и убежденных последователей – разрушителей Церкви Христовой. По делам их воздаст им Господь Бог наш!

  10. http://www.cerkov-ru.eu/%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF-%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B8-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F-%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_a889.html
    В «Афонском патерике» описывается известный случай нападения католиков на святогорский монастырь Зограф. Тогда Матерь Божия приказала некоему отшельнику, жившему вне монастыря, бежать в обитель и предупредить братию, со словами: «Идут враги моего сына».

    Кому же на самом деле молились эти несчастные студенты во главе с епископом Корсунским совместно с еретиками, не трудно догадаться.

  11. Не могу в ту ветку Вам ответить. Правильно ли я понимаю, что похвала в данном случае является некоторой иронией?

  12. Протопресвитер А. Шмеман рукоположен во священство в 25-летнем возрасте. 14-е Правило Трулльского Собора гласит: «…дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити». В 15-м правиле того же Собора говорится: «Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».
    Кстати, в статье сказано, что он “русский” богослов-модернист. На самом деле почти все такие “богословы” – евреи.

  13. Много достойных современных священнков рукоположены ранее до достижения ими 30 летнего возраста. И что теперь?

    1. “…Аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен”, – говорят 15-е Правила Трулльского (подчеркиваю – Вселенского) Собора. А Вы спрашиваете: “и что теперь?”
      Если бы эти достойные были рукоположены вовремя, то для них не предусматривалось бы извержения.
      Здесь мы говорим о протопресвитере А.Шмемане, его Вы относите к достойным?

      1. Но его ведь рукоположили в возрасте не соответствующем правилу, значит сочли достойным, а он, получается, не оправдал надежд. Такое происходит или из встречного стремления клира, в ответ на желание испрашивающего священства, или это
        была чистая инициатива клира – своего рода аванс будущему о. Александру? В любом случае, это благодать, которую о. Шмеман не смог принять.

      2. Такое происходит из-за пренебрежения Церковными Канонами и постановлениями Святых Соборов, как бы “малозначащими”. Даже достойных кандидатов по этой причине искушает диавол. К сожалению, какого-то канонического запрета на рукоположение или хотя бы тщательного испытания “выкрестов” ныне не существует.

        1. Замечание в точку!Ведь действительно,выкрестов не рукополагали в России[ну,конечно ,были исключения.]даже до четвёртого поколения.”Голос крови”не переборешь запросто,и трагично когда человек переоценивает свои силы,а врага,соблазна и борьбы не дооценивает и не боится Бога,себя-берётся за то ,что превышает его силы.В оправдание указывает на подвиг святых[прп Паисия Величковского,свКиприана,а то и самих Апостолов,смогли-и я смогу!],значит т.е и ему по силам!Есть даже мнение у некот-х современных иереев,что он свой Богу,кровный,ближе других[протМень так считал]Поэтому Митр.Антоний Храповицкий в силу привязанности к своей крови,безумно защищал иудеев-изуверов.И модернизм ,учение т.е его ,оттуда же-борется неверие с верой,благоговение ко Христу Богу с небрежностью. и хуже.Митр.Антоний Сурожский трепетно относился к трудам раввинов-мистиков и цитировал их в Д.А.протБулгаков,Шмеман мн.др.-ведь обязательно нужно в священники!Вот же В.Соловьёв,любил он иудейство,много послужил своей философией врагам Церкви,но хоть в священники не стремился!и за то спасибо.

  14. На одной публичной лекции один человек прямо сказал отцу Шмеману, что те идеи, которые он развивает неправославные. Шмеман ничего не сказал, только надулся и покраснел.
    У меня возникли два понимания такой реакции :
    1) Что он не хотел общаться с таким видимо с его точки зрения ничего непонимающим, духовно ниже его стоящим человеком (а это был студент или выпускник духовной академии).
    2) Он сам знал и четко осознавал, что то что он говорит – это неправославное. Это более страшное понимание, но тоже вполне реальное.

    А кто что думает по этому поводу.

    1. “Сам знал и чётко осознавал,что то что он говорит-это не православное”-коротко и ясно.Так оно и есть!!это видно из всей его писанины и поклон труженикам сайта,что я могу знать правду о протШмемане.Книжки Шмемана как наводнение..а вчера на Приходе раздавали пачками диски Осипова,новенькие,бесплатно,могу порадовать вас-почти никто не взял!

      1. На Великую Субботу у нас раздавали листки Шмемана.
        И ведь ещё купола с крестами изображены, т.е. просто так листок не выкинешь.
        Так и лежит, ждёт своего часа, пока доеду до дома с печкой.

        1. вы просто мой родственник!я тоже “печник”и кинонелюбитель!Но я пришла к такому выводу:если людям всё равно какую пищу им дают и если шмеманки протестуют,а все при этом молчат пожав плечами-сжигать писанину их кумира- не моя мера.

          1. Кресты на попрание не выбрасывают. Так что только сжечь.
            Протестами я не занимаюсь.
            А “печников” у нас в стране миллионов 30, наверное. Учитывая, что порядка 20% живут в сельской местности.

  15. Благодарю создателей сайта. Противников Святой Православной Церкви нужно знать в лицо, чтобы не попасть в их сети (или чтобы выпутаться из этих сетей). Очень многое узнала неожиданного, но необходимого. Храни вас Господь и Пресвятая Богородице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.